Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-347/2022 ~ М-357/2022 от 28.07.2022

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

2 сентября 2022 г.                                                                                <адрес>

Октябрьский городской суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Воробьева С.А.,

при секретаре ФИО2,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-347/2022 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации запрещенной,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в обосновании заявленных требований на то, что в ходе проведения мониторинга сети «Интернет», осуществляемого в рамках надзора за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма, выявлена страница Интернет-сайта: https://darkbiz.pro, на которой размещается информация о продаже неопределенному кругу лиц электронных средств платежей. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице Интернет-сайта:https://darkbiz.pro, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Представитель административного истца помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддерживал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении доводам, указав, что в настоящее время доступ к указанной выше информации в сети «Интернет» не ограничен.

Административный ответчик - владелец сайта не установлен.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ) граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, образует состав преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> в ходе мониторинга сети «Интернет», осуществляемого в рамках надзора за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма, выявлен сайт https://darkbiz.pro. На странице указанного сайта находится информация, содержащая информацию о продаже неопределенному кругу лиц электронных средств платежей, паспортных данных и иных документов, позволяющих пройти упрощенную идентификацию пользователя в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», также имеются инструкции о порядке проверки, использования электронных платежных систем, приобретенных без прохождения процедуры идентификации пользователя.

Доступ к указанной информации общедоступен для неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

В силу ч.ч. 1, 5.2 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перевод электронных денежных средств осуществляется с проведением идентификации клиента, упрощенной идентификации клиента - физического лица или без проведения идентификации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Неперсонифицированное электронное средство платежа не может использоваться клиентом - физическим лицом, не прошедшим упрощенную идентификацию, для осуществления перевода электронных денежных средств другому физическому лицу либо для получения переводимых электронных денежных средств от другого физического лица.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» упрощенная идентификация клиента - физического лица - осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента - физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений

Информация. размещенная на указанной странице Интернет-сайта https://darkbiz.pro, носит противоправный характер, поскольку получению электронного средства платежа предшествует соответствующая идентификация пользователя       государственными      органами       или      уполномоченмин коммерческими и иными организациями, осуществляющими публично значимые функции. Нарушение указанного порядка создает восприятие легальности полученного преступным путем имущества путем создания цепочки финансовых операций с электронными средствами платежа зарегистрированных на неустановленных лиц, конечным результатом которых является обналичивание денежных средств на банковских счетах физических лиц.

Таким образом, сведения, размещенные на указанной странице Интернет-сайта https://darkbiz.pro, нарушают требования федерального законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По состоянию на дату вынесения настоящего судебного решения доступ к информации, размещенной по указанному адресу, не ограничен.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе скриншотами страниц сайта.

Учитывая, что размещенная информация о продаже неопределенному кругу лиц электронных средств платежей, паспортных данных и иных документов, позволяющих пройти упрощенную идентификацию пользователя в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», носит противоправный характер, за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность, суд приходит к выводу, что она подпадает под категорию информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр доменных имен).

В указанный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в Единый реестр доменных имен этих сведений является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Признание размещенной в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению, является основанием для включения размещенных на сайте сведений в Единый реестр доменных имен.

Решение о включении в Единый реестр доменных имен, может быть обжаловано владельцем сайта в сети «Интернет», провайдером хостинга, оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.

Установить владельцев сайта в сети «Интернет» не представляется возможным, лица, действия которых послужили поводом для подачи административного искового заявления, не установлены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет-сайту https://darkbiz.pro следует ограничить путем включения указанного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Учитывая изложенное, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Решение в соответствии с положениями части 4 статьи 265.5 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175, 178-180, 265.5 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации запрещенной удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице Интернет-сайтаhttps://darkbiz.pro, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения указателей страниц сайта https://darkbiz.pro в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:                                                                    С.А. Воробьев

2а-347/2022 ~ М-357/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура г.Октябрьск
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области
Суд
Октябрьский городской суд Самарской области
Судья
Воробьев С. А.
Дело на странице суда
oktiabrsky--sam.sudrf.ru
28.07.2022Регистрация административного искового заявления
28.07.2022Передача материалов судье
29.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
29.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2022Подготовка дела (собеседование)
12.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2022Судебное заседание
02.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2022Дело оформлено
07.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее