Дело 2-816/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово 23 июня 2015 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего - судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Олейниковой И.А.,
с участием ст. аомощника Шарыповского межрайонного прокурора Красноящековой А.В., истца Курочкина С.В., представителя ответчика Администрации г. Шарыпово – Ремизовой Ю.С. (по доверенности от 21.11.2014г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Курочкина Сергея Владимировича к Администрации города Шарыпово Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд интересах Курочкина С.В. с исковым заявлением к Администрации г. Шарыпово о возложении обязанности предоставить Курочкину С.В. по договору найма благоустроенное специализированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по месту его жительства общей площадью не менее 33 кв.м. Требование обосновано тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено нарушение права Курочкина С.В. на предоставление ему жилого помещения.
Отец Курочкина С.В. умер в ДД.ММ.ГГГГ году, мать Курочкина С.В. умерла в ДД.ММ.ГГГГ году. Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Курочкина назначен ФИО8 (дядя). ДД.ММ.ГГГГ Курочкин обратился в Министерство образования и науки края с заявлением о предоставлении жилого помещения. Согласно информации №№и от ДД.ММ.ГГГГ решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам Курочкин поставлен на учет. Вместе с тем, до настоящего времени, Курочкин жилым помещением не обеспечен. Согласно сведениям ФГУП БТИ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и органов Росреестра права Курочкина и его родителей в отношении объектов недвижимости не зарегистрированы. На момент постановки Курочкина на учет в Министерстве образования и науки края правоотношения в указанной сфере были урегулированы Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 N 25-уг, утратившим силу с 17.05.2013 года. Вместе с тем, в связи с изменениями законодательства на федеральном и региональном уровне основания, по которым Курочкин состоит на учете и имеет право на получение жилья, не изменились.
В судебном заседании старший помощник Шарыповского межрайонного прокурора Краснощекова А.В. исковые требования поддержала по тем же основаниям.
В судебном заседании истец Курочкин С.В. иск поддержал.
Представитель ответчика Администрации города Шарыпово Красноярского края Ремизова Ю.С. (по доверенности) при рассмотрении дела возражала относительно удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве: согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно ч. 12 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (ред. от 12.02.2015) "О защите прав ребенка", уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края. В соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 24,12.2009 N 9-4225 (ред. от 06.03.2014, с изм. от 01.12.2014) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: а)своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; б) уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; После выделения денежных средств уполномоченные органы местного самоуправления действуют в соответствии с ч. 13 ст. 8 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961, для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список, размещают в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", муниципальный заказ на приобретение (строительство) жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования. В связи с чем, полагает, что Администрация города Шарыпово является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, ходатайств рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства образования и науки Красноярского края, а также возражений в суд не поступало (л.д. 31).
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно заявлению Курочкин С.В. обратился к Шарыповскому межрайонному прокурору, с просьбой обратиться в суд в его интересах о предоставлении жилого помещения как лицу, относящемуся к числу детей-сирот (л.д.7).
С учетом изложенного, суд полагает, что Шарыповским межрайонным прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочно подан иск в защиту оспариваемых прав Курочкина С.В.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ.
В силу ст. 92 Жилищного Кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относится (в том числе) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно 109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (ред. от 11.12.2012 N 3-811) исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края на неограниченный переданы государственные полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение (далее -жилое помещение), в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 "О защите прав ребенка".
Согласно ч.5 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 «О защите прав ребенка» формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются. При приобретении индивидуального жилого дома одновременно с передачей права собственности на жилой дом передаются права на земельный участок, на котором он расположен. Приобретенные (построенные) жилые помещения включаются в муниципальный специализированный жилищный фонд.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, Курочкин С.В. фактически проживает и зарегистрирован на территории г. Шарыпово; согласно выписке из домовой книги Курочкин С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит н6а регистрационном учете по адресу: <адрес> (л.д.24-25).
Согласно справке МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», Курочкин С.В. обучался в указанной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.19).
Отец Курочкина С.В. – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13)., мать Курочкина С.В. – ФИО4 умерла в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14). Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Курочкина назначен ФИО8 (дядя) (л.д.18).
Согласно сведениям ФГУП БТИ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и органов Росреестра, права Курочкина С.В. и его родителей в отношении объектов недвижимости не зарегистрированы (л.д.20-22).
Решением Шарыповского городского суда Красноярского края от 19.10.2012г. Курочкин С.В. признан не приобретшим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.15-17).
ДД.ММ.ГГГГ Курочкин обратился в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о предоставлении жилого помещения (л.д. 27).
Согласно информации Министерства образования и науки Красноярского края №№ от ДД.ММ.ГГГГ решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам от ДД.ММ.ГГГГ, Курочкин С.В. поставлен на учет (л.д.28).
По справке администрации г. Шарыпово № от ДД.ММ.ГГГГ. Курочкин С.В. является нуждающимся в жилом помещении, в соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 N 25-уг, утратившим силу с 17.05.2013 года (л.д.23).
В связи с изменениями законодательства на федеральном и региональном уровне, основания, по которым Курочкин С.В. состоит на учете и имеет право на получение жилья, не изменились.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Курочкин С.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, обладает статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не имеет в собственности жилое помещение, в связи с чем, суд пришел к выводу о возложении на Администрацию города Шарыпово обязанности по восстановлению нарушенных прав истца, на получение жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Курочкина Сергея Владимировича удовлетворить:
Обязать Администрацию города Шарыпово Красноярского края предоставить Курочкину Сергею Владимировичу на территории муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления общей площади - не менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение 30 суток со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: М.Ю.Бриткова