РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Самара 10 сентября 2021 года
Судья Красноглинского районного судаг. Самара Бурая Е.П., рассмотрев жалобу заместителя директора ООО «Электрощит-Стройсистема» фио 3 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> фио 2 №-И/535 от <дата>. о привлечении ООО «Электрощит-Стройсистема» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> фио 2 №-И/535 от <дата>. ООО «Электрощит-Стройсистема» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 110000 рублей.
С указанным постановлением заместитель директора ООО «Электрощит-Стройсистема» фио 3 не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, мотивируя тем, что обстоятельства установлены неполно, упущения в работе Общества не повлекли значительного нарушения прав работника и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. События административного правонарушения подтверждаются Актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от <дата> №-И/535. Следует отметить, что вместо Акта о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от <дата> №-И/535 был вручен Акт выездной проверки, который составлен <дата>. Вместе с тем, в самом Акте указано, что проверка окончена <дата>. В ходе проверки было установлено, что работникам ООО «Электрощит- Стройсистема» фио 6, фио 1, фио 4, фио 8, фио 9, фио 10, фио 11, фио 12, фио 13, фио 14, фио 15 были выданы заключения врачебной комиссии ООО «МедЭкспресс» об отсутствии противопоказаний к осуществлению трудовой деятельности в ООО «Электрощит-Стройсистема». Полный спектр медицинских услуг предоставлено ООО «МедЭкспресс» на основании лицензии №№ от <дата>. Психического расстройства у данных граждан обнаружено не было. Несмотря на наличие формального нарушения прохождения психиатрического освидетельствования считает, что существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений не было и не повлекло за собой риска жизни и здоровью работников. Следует отметить, что на момент проведения проверки уже заключен договор с ГБУЗ -СОКПБ» №-МУ от <дата>. Также ООО «Электрощит-Стройсистема» вменяется не проведение внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний требований охраны труда в связи с вступлением с <дата> новых правил охраны труда. Следует отметить, что ни Акт, ни протокол об административном правонарушении не содержат перечня работников, проверка знаний которых не была проведена. Работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания новых правил по охране труда в своей комиссии, созданной в соответствии с Порядком. При этом, по мнению Минтруда России, члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда. ООО «Электрощит-Стройсистема» организовало обучение членов комиссии новым правилам охраны труда и, соответственно, создало комиссию. Приказ о создании комиссии был предоставлен при осуществлении проверки. На основании изложенного, просит постановление №-И/535 от <дата> отменить, освободить ООО «Электрощит-Стройсистема» от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в связи с малозначительностью (ст. 2.9. КоАП РФ).
В судебном заседании представитель ООО «Электрощит-Стройсистема» фио 3 доводы жалобы поддержал, просил обжалуемое постановление отменить, дал пояснения аналогичные изложенным в жалобе.
Должностное лицо – государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> фио 2 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, дал пояснения аналогичные изложенным в отзыве.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся лиц, судья приходит к следующим выводам.
На основании статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Судом установлено, что Государственной инспекцией труда в <адрес> на основании решением от <дата> 63/№-И/53 Заместителя руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> фио 5, была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства и государственных нормативных требований охраны труда ООО Электрощит-Стройсистема», по результатам которой составлен Акт выездной проверке плановой от 10.08.2021г. №-И/535.
По результатам проверки, <дата>. в отношении ООО Электрощит-Стройсистема» составлен протокол об административном правонарушении от <дата> №- И/535 по части 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно были осуществлены: допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В соответствии со ст. 1 Трудового Кодекса РФ целями трудового законодательства являются создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Согласно ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Частью 1 статьи 65 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от <дата> № 323-ФЗ (далее - ФЗ об основах охраны здоровья граждан) установлено, что медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Одним из видов медицинского освидетельствования является психиатрическое освидетельствование (пункт 2 части 2).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от <дата> № (далее - Закон о психиатрической помощи) гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствование) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило данные Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №.
Пунктом 3 указанных Правил № предусматривается прохождение обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.
В соответствии с пунктом 4 Правил № освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением (далее именуется - комиссия).
Пунктом 5.1 части 1 статьи 16 Закона об основах охраны здоровья граждан установлено, что организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Нормативные положения, регламентирующие психиатрическое освидетельствование граждан на предмет допуска к отдельным видам деятельности как на профессиональной, так и на иной основе, что законодатель целенаправленно установил правовую защищенность указанных лиц в сфере психиатрии, ужесточая при этом государственный контроль за теми сторонами этой сферы, которые связаны с реализацией гражданами конституционных прав и свобод, а также с возможностью их ограничения.
При этом вопрос о наличии/отсутствии оснований для признания гражданина непригодным к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности решается в особом порядке врачебной комиссией.
Поскольку работники ООО «Электрощит-Стройсистема» осуществляют деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, их психиатрическое освидетельствование должно проводиться врачебной комиссией создаваемой органом управления здравоохранением, и не вправе проводиться врачебной комиссией ООО «МедЭкспресс».
В рамках реализации полномочий по организации психиатрического освидетельствования в подведомственных организациях министерством издан приказ от <дата>г. № «Об образовании врачебных комиссий государственных учреждений здравоохранения психиатрического и наркологического профиля, подведомственных министерству здравоохранения <адрес>, для проведения обязательного психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников» (далее приказ - 1480).
Как следует из пункта <дата>, главным врачам государственных учреждений здравоохранения психиатрического, наркологического профиля, подведомственных министерству, предписано образовывать соответствующие комиссии.
В силу части 1, части 2 Приказа министерства здравоохранения <адрес> от <дата>г. № «Об образовании врачебных комиссий государственных учреждений здравоохранения психиатрического и наркологического профиля, подведомственных министерству здравоохранения <адрес>, для проведения обязательного психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников» закреплено право за государственными бюджетными учреждениями здравоохранения психиатрического и наркологического профиля, подведомственным министерству здравоохранения <адрес> (Шейферу, Селезнёвой, Утину, Щербаню) образовывать врачебные комиссии для проведения обязательного психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников.
При этом в рамках действующего правового регулирования министерство не уполномочивало ООО «МедЭкспресс» на проведение обязательного психиатрического освидетельствования.
Таким образом, работники ООО «Электрощит-Стройсистема» фио 6, фио 1 фио 7, фио 8, фио 9, фио 10, фио 11, фио 12, фио 13, фио 14, фио 15, допущены к осуществлению своей трудовой деятельности, связанную с влиянием вредных веществ и (или) неблагоприятных производственных факторов, предусмотренных Постановлением №н как не прошедшие обязательноепсихиатрическое освидетельствование.
В силу п. 2.1.6. и 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01 2003 № предусмотрено, что при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требований охраны труда, работодатель обязан провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организации независимо от срока проведения предыдущей проверки.
При этом не прохождение работниками в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда являются безусловным основанием к отстранению от работы таких работников (ст. 76 ТК РФ).
В связи с вступлением в силу ряда правил по охране труда работодатель обязан с <дата> провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки.
Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Согласно требованиям ст.212 ТК РФ, работодатель обязан не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В ходе выездной плановой проверки в отношении ООО «Электрощит-Стройсистема» организацией не были предоставлены подтверждающие документы прохождение работниками ООО «Электрощит-Стройсистема» в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в связи с вступлением в силу правил по охране труда с <дата>.
В нарушение ст.ст. 76, 212 ТК РФ, п. 2.1.6. и 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01 2003 № работники ООО «Электрощит-Стройсистема» были допущены к выполнению работ как не прошедшие в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в связи с вступлением в силу правил по охране труда.
Выявленные нарушения закона свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами ООО «Электрощит-Стройсистема» обязанностей по соблюдению требований охраны груда, а также влечет нарушение законных прав и интересов работников Общества, ставит под угрозу безопасность их производственной деятельности.
Установленные должностным лицом обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе вина ООО «Электрощит-Стройсистема» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, в частности: решением о проведении выездной плановой проверки от <дата>. №-И535, согласно которому срок проведения проверки установлен с <дата>. по <дата>., актом выездной проверки от <дата>., которым зафиксированы нарушения трудового законодательства, а также иными материалами дела, не доверять которым оснований у суда не имеется.
Представитель ООО «Электрощит-Стройсистема» не оспаривал допущенные нарушения, а из приложенных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении документов следует, что приняло меры к устранению допущенных нарушений и выполнения выданного предписания.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО «Электрощит-Стройсистема» правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, не усматривается оснований для отмены обжалуемого постановления.
Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием для отмены постановления, не установлено.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемого судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Указание в акте выездной проверки, что проверка окончена <дата>., тогда как сам акт составлен <дата>. не является существенным нарушением, поскольку из пояснений участников процесса следует, что фактически проверка была закончена <дата>., после чего был составлен акт.
В соответствии с пунктом 2 статьи 87 Федерального закона от <дата> N248-ФЗ (ред. от <дата>) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее 248 - ФЗ) по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт).
Из пояснений должностного лица следует, что плановая выездная проверка в отношении ООО «Электриощит-Стройсистема» проводилась не превышающее десять рабочих дней, а именно: с 30 июля по <дата>, и в акте выездной проверки плановой от <дата> № в пункте 8 ошибочно (техническая ошибка) указан срок фактического окончания проверки <дата>, вместо <дата>.
Так же не является существенным нарушением, влекущим отмену или изменение постановления должностного лица то, что ни Акт, ни протокол об административном правонарушении не содержат перечня работников, проверка знаний которых не была проведена, поскольку судом установлено, что после <дата>. внеплановый инструктаж и внеплановая проверка знаний требований охраны труда работников организации вообще не проводилась, в связи с чем, перечисление всех работников не требуется.
Судом принято во внимание, что ООО «Электрощит-Стройсистема» организовало обучение членов комиссии новым правилам охраны труда и, соответственно, создало комиссию, однако, приказ о создании комиссии был предоставлен только при осуществлении проверки.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
У суда не возникло сомнений в достоверности сведений, содержащихся в обжалуемом постановлении.
Нарушений, гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Нарушений материальных и процессуальных норм, влекущих отмену обжалуемого постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Оснований для отмены указанного постановления судом не установлено.
Допущенное правонарушение не может быть признаномалозначительным, поскольку допускалось в течение длительного периода времени в отношении обязательных психиатрических освидетельствований работников, труд которых связан с источником повышенной опасности.
На основании вышеуказанного и руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> фио 2 №-И/535 от <дата>. о привлечении ООО «Электрощит-Стройсистема» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу заместителя директора ООО «Электрощит-Стройсистема» - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу постановление и решение по результатам рассмотрения жалобы могут быть обжалованы в Самарский областной суд.
Судья Е.П. Бурая