Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-867/2019 ~ М-851/2019 от 08.08.2019

Дело № 2-867/2019     

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 06 декабря 2019 г.

Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

судьи Катиковой Н.М.,

при секретаре Бояровой А.А.,

с участием в деле:

истца: Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в лице представителя Дураевой Оксаны Геннадьевны, действующей на основании доверенности от 09.01.2019 г.

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца:

Турбаева Олега Николаевича,

Турбаевой Ирины Александровны,

Турбаевой Елизаветы Олеговны,

ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Хоум Сервис» в лице представителя Пьянзина Дениса Николаевича, действующего на основании доверенности от 20.08.2019 г.,

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика:

общества с ограниченной ответственностью «КС»,

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания строительно-монтажного производства» в лице представителя Ивлюшкина Сергея Васильевича, действующего на основании доверенности от 18.01.2017г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью «Хоум Сервис» о возложении обязанности по проведению мероприятий по предотвращению воздействия шума от работы оборудования – пассажирского и грузового лифтов,

у с т а н о в и л:

    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Хоум Сервис» (далее – ООО «Хоум Сервис») о возложении обязанности по проведению мероприятий по предотвращению воздействия шума от работы оборудования – пассажирского и грузового лифтов.

В обоснование исковых требований указало, что в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия поступило обращение гражданина о нарушении условий проживания в жилом помещении (в квартире во время движения лифта значительно превышен уровень шума, скрип и грохот) по адресу: <адрес>.

В целях рассмотрения данного обращения должностным лицом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия вынесено определение №68 от 21.05.2019г. «О возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования».

28.05.2019г. в 23 час. 10 мин. в ходе проведения административного расследования в отношении ООО «Хоум Сервис» установлено нарушение обязательных санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, выявленное в результате санитарно-эпидемиологической экспертизы исследований (измерений) уровней физических факторов неионизирующей природы.

В соответствии с определением о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы №59 от 21.05.2019 г. заместителем заведующей отделом санитарно-гигиенического анализа и экспертиз - врачом по общей гигиене аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» в присутствии собственника квартиры Турбаева О.Н., старшего инженера ООО «Хоум Сервис» гр. 1 28.05.2019г. в 22 час. 30 мин. - в дневное время и 23 час. 10 мин. - в ночное время, были проведены измерения уровней шума от работы лифтового оборудования (пассажирский и грузовой лифты) жилого дома по адресу: г. Саранск, ул. Волгоградская, д. 64, кв. 137.

Согласно экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» по результатам лабораторных (инструментальных) исследований, испытаний №1448/01 от 31.05.2019г. (протоколы исследований (измерений) уровней физических факторов неионизирующей природы №17309 от 29.05.2019г., № 17310 от 29.05.2019г.) установлено:

- средний по замерам эквивалентный уровень звука, максимальный уровень звука в исследованной жилой комнате при выключенном оборудовании (пассажирский и грузовой лифты) дома <адрес> не превышают допустимые уровни для дневного времени суток, что соответствует требованиям раздела 6 пункта 6.1.3 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

- результаты измерений с учетом поправки в жилой комнате квартиры при включенном оборудовании (при непрерывном движении пассажирского и грузового лифтов с остановками на этажах) дома <адрес> - средний по замерам эквивалентный уровень звука, максимальный уровень звука не превышают допустимые уровни для дневного времени суток, что соответствует требованиям раздела 6 пункта 6.1.3 (приложение 3) СанПиН 21.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

- средний по замерам эквивалентный уровень звука, максимальный уровень звука в исследованной жилой комнате при выключенном оборудовании (пассажирский и грузовой лифты) <адрес> не превышают допустимые уровни для ночного времени суток, что соответствует требованиям раздела 6 пункта 6.1.3 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

- результаты измерений с учетом поправки в жилой комнате квартиры при включенном оборудовании (при непрерывном движении пассажирского и грузового лифтов с остановками на этажах) дома <адрес> - средний по замерам эквивалентный уровень звука, максимальный уровень звука превышают допустимые уровни для ночного времени суток, что не соответствует требованиям раздела 6 пункта 6.1.3 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

В ночное время суток отмечено превышение эквивалентного уровня звука на 2 дБА (27 дБА при норме 25 дБА), с учетом поправки - 1, согласно МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях».

В ходе проведения административного расследования ООО «Хоум Сервис» представлен договор управления многоквартирным домом от 03.12.2017 г., по указанному выше адресу.

Невыполнение обязательных требований раздела 6 пункта 6.1.3 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» является нарушением статьи 11, пункта 1 статьи 23, статьи 24, статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Данные нарушения указывают на то, что в процессе деятельности ООО «Хоум Сервис» не обеспечило выполнение обязательных требований пункта 6.1.3 Приложение 3 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», путем бездействия, а именно обществом не проведены мероприятия по недопущению совершения нарушений требований указанных Санитарных правил и норм.

Главным государственным санитарным врачом по Республике Мордовия ООО «Хоум Сервис» привлечено к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, а также в статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно статье 8 указанного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно статье 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обита-создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

В данном случае фактором среды обитания, оказывающим воздействие на граждан, проживающих в жилом доме <адрес>, является шум, источником которого служит работа пассажирского и грузового лифтов в данном жилом доме. В связи с тем, что при включенном оборудовании (при непрерывном движении пассажирского и грузового лифтов с остановками на этажах) дома <адрес> - средний по замерам эквивалентный уровень звука превышает допустимые уровни для ночного времени суток, установленный пунктом 6.1.3 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» на 2 дБА и составляет 27 дБА при предельно допустимом уровне 25 дБА, данный фактор может создать угрозу здоровью жителям указанного дома.

Согласно статье 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» выполнение требований санитарного законодательства, соблюдение санитарных правил и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг; проведение работ по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии её производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания, разработка методов контроля за факторами среды обитания являются обязанностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» указано, что предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий приведены в Приложении 3 к настоящим санитарным правилам.

Согласно пункта 6.1.3 СанПиН 2.1.2.2645-10, уровни звукового давления в октавных полосах частот в дБ, уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА для шума, создаваемого в помещениях и на территориях, прилегающих к зданиям, системами кондиционирования воздуха, воздушного отопления и вентиляции и другим инженерно-технологическим оборудованием самого здания следует принимать на 5 дБА ниже (поправка = минус (-) 5 дБА), указанных в приложении 3 к настоящим санитарным правилам (поправку для тонального и импульсного шума в этом случае принимать не следует).

Согласно приложения 3 «Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых зданий» СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», в жилых комнатах квартир уровни звука и эквивалентные уровни звука, в ночное время суток с 23 час. 00 мин. до 7 час. 00 мин., с учетом поправки пункта 6.1.3 СанПиН 2.1.2.2645-10, не должны превышать 25 дБА.

Как указано выше, по результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы (экспертное заключение №1448/01 от 31.05.2019г. (протоколы исследований (измерений) уровней физических факторов неионизирующей природы №17309 от 29.05.2019г., №17310 от 29.05.2019г.), установлено, что результаты измерений с учетом поправки в жилой комнате квартиры при включенном оборудовании (при непрерывном движении пассажирского и грузового лифтов с остановками на этажах) дома <адрес> - средний по замерам эквивалентный уровень звука, максимальный уровень звука превышают допустимые уровни для ночного времени суток, что не соответствует требованиям раздела 6 пункт 6.1.3 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». При этом фоновый уровень звука (при выключенном оборудовании (пассажирский и грузовой лифты) ниже ПДУ.

Согласно преамбуле Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением сани-тарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безвредности факторов среды обитания и контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийный ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно пункта 3 статьи 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» оно обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно пункта 3.1 Договора управления многоквартирным домом от 03.12.2017 г. управляющая организация - ООО «Хоум Сервис» обязуется в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, осуществлять функции по управлению многоквартирным домом, предоставлять коммунальные услуги, предусмотренные настоящим договором, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из изложенного следует, что ООО «Хоум Сервис» несет ответственность за соблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в процессе своей деятельности. Допущенные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ООО «Хоум Сервис» представляют собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

На основании вышеизложенного, просит обязать ООО «Хоум Сервис» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения обязательных требований пункта 6.1.3 Приложения 3 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а именно: провести мероприятия по предотвращению воздействия шума от работы оборудования - пассажирского и грузового лифтов дома <адрес>.

В судебном заседании представитель истца - Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия Дураева О.Г. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Третье лицо – Турбаева И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила их удовлетворить.

Третьи лица – Турбаев О.Н., Турбаева Е.О. в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, о месте и времени извещены своевременно и надлежащим образом. В представленных суду заявлениях Турбаев О.Н. и Турбаева Е.О. просили рассмотреть дело по существу без их участия, указав, что позицию Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия они поддерживают.

Представитель ответчика - ООО «Хоум Сервис» Пьянзин Д.Н. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск, просил отказать в их удовлетворении.

Представитель третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания строительно-монтажного производства» Ивлюшкин С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «КС» в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участвующих в деле лиц, их представителей, опросив свидетеля, специалистов, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право человека на благоприятную окружающую среду, гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации, включает в себя, в том числе и право на благоприятные условия проживания, быта, отдыха и является одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 23 указанного Федерального закона жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасности и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).

Согласно пункту 3.2 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.264510), в жилых зданиях допускается размещение помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций при условии соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям.

Предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки приведены в приложении 3 к СанПиН 2.1.2.2645-10 (пункт 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10).

Согласно пункту 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" при эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Турбаев О.Н., его супруга Турбаева И.А. и их дочь Турбаева Е.О., .._.._.. года рождения, с 29.03.2018 г. проживают и зарегистрированы в квартире <адрес> Турбаев О.Н. и Турбаева Е.О. являются собственниками указанного жилого помещения, дата регистрации права собственности – 28.02.2018 г.

Согласно договору от 03 декабря 2017 г., управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Хоум Сервис», которое обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества данного многоквартирного дома (пункт 3.1 договора).

Как следует из материалов дела, 06 мая 2019 г. в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия поступило обращение от жильца вышеуказанной квартиры Турбаева О.Н. с указанием на значительное превышение уровня шума в его квартире во время движения лифта, что делает невозможным полноценный отдых и сон его семьи.

Данное обращение послужило поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведения Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия административного расследования, в ходе которого выявлено, что уровень шума в квартире <адрес> превышает предельно допустимые уровни.

В отношении ООО «Хоум Сервис» был составлен протокол об административном правонарушении №000455 от 20.06.2019 г.

Постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия от 18 июля 2019 г. ООО «Хоум Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Указанное постановление в законную силу не вступило, в настоящее время обжалуется ООО «Хоум Сервис».

Удовлетворяя исковые требования о возложении на ООО «Хоум Сервис» обязанности выполнить мероприятия по снижению повышенного уровня шума в квартире <адрес> Республики Мордовия, до гигиенических нормативов, установленных СанПиН 2.1.2.2645-10, суд исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем показатели, указанные в данной норме.

В соответствии с пунктами 11 и 13 указанных Правил, содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; ремонт. Осмотры общего имущества, в зависимости от способа управления многоквартирным домом, проводятся, том числе управляющей организацией.

Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлена ответственность управляющих организаций и лиц, оказывающих услуги и выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, за нарушение своих обязательств и ненадлежащее содержание общего имущества дома.

На основании анализа вышеуказанных норм права суд приходит к выводу о том, что в случаях, когда собственниками помещений в многоквартирном доме выбран такой способ управления домом, как управление управляющей организацией, ответственность за качество оказания соответствующих услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме несет именно данная управляющая компания.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России N 170 от 27 сентября 2003г. (далее – Правила), определяются требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.

Раздел II приведенных Правил предусматривает, что текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В силу пункта 5.10.2 Правил, эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.

Лифты входят в состав общего имущества в многоквартирном доме в силу положений подпункта "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно договору управления многоквартирным домом, ответчик обязан оказывать услуги и выполнять работы по текущему ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с перечнем и периодичностью, указанными в Приложениях N 2 и N 3 к договору, при соблюдении утвержденных договором условий, а также обеспечивать предоставление коммунальных услуг в необходимых объемах, безопасных для жизни, здоровья потребителей и не причиняющих вреда их имуществу, с учетом уровня благоустройства дома.

Приложением N 1 к договору, в состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого осуществляется управление, включены лифтовое оборудование (2 шт.) и лифтовые шахты (2 шт.).

Приложением N 2 к договору определено, что ООО «Хоум Сервис» выполняет работы в целях надлежащего содержания и технического обслуживания лифта (лифтов) в многоквартирном доме. В перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме включены, среди прочего: обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания, текущего ремонта, аварийного обслуживания лифта.

Во исполнение данной обязанности, 05 декабря 2016 г. ООО «Хоум Сервис» заключило с обществом с ограниченной ответственностью «КС» договор подряда на проведение технического обслуживания и ремонта лифтов, систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи, предметом которого является обеспечение содержания лифта в исправном состоянии и его безопасная эксплуатация путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.

Однако, как установлено судом из материалов дела, пояснений в судебном заседании третьего лица Турбаевой И.А., работа лифтового оборудования создает повышенный уровень шума у них квартире, что не позволяет их семье полноценно отдыхать в ночное время суток.

В рамках обращений жильцов данной квартиры, на основании определения ведущего специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия от 21.05.2019 г. №59 о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы уровней шума в квартире от работы лифтового оборудования, установленного по адресу: <адрес>, были произведены исследования (измерения) уровней физических факторов неионизирующей природы в дневное и ночное время суток в указанном жилом помещении.

Так, согласно экспертному заключению №1449/01 от 31.05.2019 г. Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» по результатам лабораторных (инструментальных) исследований, испытаний:

- по протоколу исследований (измерений) уровней физических факторов неионизирующей природы № 17309 от 29.05.2019 г.:

1. Средний по замерам эквивалентный уровень звука, максимальный уровень звука в исследованной жилой комнате при выключенном оборудовании (пассажирский и грузовой лифты дома №64 по ул. Волгоградская г. Саранска) не превышают допустимые уровни для дневного времени суток, что соответствует требованиям раздела VI, пункта 6.1.3 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (фоновый уровень).

2. Результаты измерений с учетом поправки в жилой комнате квартиры при включенном оборудовании (при непрерывном движении пассажирского и грузового лифтов с остановками на этажах) дома №64 по ул. Волгоградская г. Саранска - средний по замерам эквивалентный уровень звука, максимальный уровень звука не превышают допустимые уровни для дневного времени суток, что соответствует требованиям раздела VI, пункта 6.1.3 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

- по протоколу исследований (измерений) уровней физических факторов неионизирующей природы № 17310 от 29.05.2019 г.:

1. Средний по замерам эквивалентный уровень звука, максимальный уровень звука в исследованной жилой комнате при выключенном оборудовании (пассажирский и грузовой лифты дома <адрес>) не превышают допустимые уровни для ночного времени суток, что соответствует требованиям раздела VI, пункта 6.1.3 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (фоновый уровень).

2. Результаты измерений с учетом поправки в жилой комнате квартиры при включенном оборудовании (при непрерывном движении пассажирского и грузового лифтов с остановками на этажах) дома <адрес> - средний по замерам эквивалентный уровень звука, максимальный уровень звука превышают допустимые уровни для ночного времени суток, что не соответствует требованиям раздела VI, пункта 6.1.3 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Доводы ответчика о том, что замеры уровня шума были проведены с нарушением методики, предусмотренной МУК 4.3.2194-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки в жилых и общественных зданий и помещениях", подлежат отклонению.

Соответствующие испытания проведены и заключение выполнено специалистами аккредитованного испытательного лабораторного центра, квалификация и опыт работы которых сомнений не вызывает, данные специалисты не заинтересованы в исходе дела, заключение основано на результатах соответствующих испытаний, проведенных в соответствии с установленной методикой, на все поставленные вопросы даны ответы, выводы специалистов оформлены надлежащим образом, научно обоснованы, представляются ясными, понятными и достоверными.

Опрошенные в судебном заседании специалисты Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия», участвовавшие в проведении и составлении данного экспертного заключения, поддержали выводы проведенного экспертного исследования.

То обстоятельство, что измерения не производились в жилых помещениях нижнего и верхнего этажей, прилегающих к лифтовым шахтам, вопреки доводам представителя ответчика, не может поставить под сомнение выводы проведенного исследования, поскольку целью указанной экспертизы являлось установление соответствия (несоответствия) уровней шума в конкретном жилом помещении – квартире <адрес>, в связи с чем соответствующие замеры проводились только в данном жилом помещении.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что уровень шума в квартире дома <адрес> в ночное время суток превышает предельно допустимые уровни.

Данное обстоятельство в судебном заседании стороной ответчика не оспорено. Ходатайство о назначении соответствующей экспертизы не заявлено, несмотря на разъяснение данного права судом.

Также, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, источником повышенного шума является работа пассажирского и грузового лифтов указанного многоквартирного дома.

В соответствии со статьями 4, 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.

Устанавливая пределы допустимого уровня физических факторов среды обитания (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), которые оказывают воздействие на человека, законодатель тем самым определил границу благоприятных условий. Превышение же допустимых пределов уровня физических факторов бесспорно указывает на то, что они несут вредное воздействие на здоровье человека, а потому данные нарушения должны быть устранены.

ООО «Хоум Сервис», будучи юридическим лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом по вышеуказанному адресу, в соответствии с приведенными выше нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и условиями договора на управление многоквартирным домом от 03 декабря 2017 г. №1 обязано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

Доводы ответчика об отсутствии вины управляющей организации со ссылкой на то, что причиной шума является нарушение застройщиком технологии возведения стен и перегородок в доме, отклоняются судом.

Ответчиком в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не было представлено соответствующих доказательств. При этом в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий (Определение Конституционного суда Российской Федерации №1642-О-О от 16.12.2010).

Более того, от проведения соответствующей судебной строительно-технической экспертизы ответчик отказался, просил рассмотреть дело по имеющимся доказательствам. Отказ лица от проведения и оплаты экспертизы является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на представление доказательств.

В соответствии со статьей 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, непредставление ответчиком доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Кроме того, указанные ответчиком в своё оправдание обстоятельства не освобождают управляющую компанию от обязанности соблюдения действующего законодательства в целях создания благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Как было указано выше, обязанность по обеспечению содержания лифтов в указанном многоквартирном доме в исправном состоянии и по организации их надлежащего обслуживания и ремонта лежит на ООО «Хоум Сервис», а потому на ответчике и лежит обязанность не только по устранению, но и по выявлению причин технических неисправностей лифтового оборудования.

ООО «Хоум Сервис», являясь управляющей организаций и принимая на себя функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома, принимает на себя ответственность за соблюдение, в том числе и санитарно-эпидемиологических требований. При этом, обеспечение их выполнения, вне зависимости от действия, либо бездействия третьих лиц, не освобождает общество от обязанности их соблюдать, поскольку на основании договора на управление многоквартирным домом ответственность за обеспечение безопасных условий проживания в многоквартирном доме перед собственниками квартир дома несет управляющая организация, которая должна своевременно предпринять все возможные меры для устранения превышения уровня шума в квартирах по вышеуказанному адресу.

Доказательства объективной невозможности соблюдения управляющей компанией санитарно-эпидемиологических требований в материалах дела отсутствуют, какие-либо иные обстоятельства, исключающие её виновность, не установлены.

Поскольку обязательство управляющей организации по договору управления многоквартирным домом связано с осуществлением ею предпринимательской деятельности, ее ответственность строится на началах риска и наступает независимо от наличия вины. Единственным обстоятельством, которое может служить основанием освобождения управляющей организации от ответственности за нарушение своих обязательств, по общему правилу является невозможность их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом передача исполнения обязательства третьему лицу не означает передачи самой обязанности и, следовательно, ответственности за его нарушение. Поэтому при возложении исполнения обязательств по договору управления многоквартирным домом в полном объеме на третьих лиц управляющая организация несет ответственность за действия таких лиц. Если третьи лица привлекаются к исполнению отдельных обязанностей по договору, то управляющая организация отвечает как за действия исполнителей, так и за свои собственные действия в части обязательств, исполняемых своими силами. Ответственность управляющей организации за действия третьих лиц наступает по общим правилам гражданско-правовой ответственности. При этом управляющая организация, отвечающая за действия исполнителей, вправе предъявить к ним регрессное требование.

Исходя из установленных судом обстоятельств, принимая во внимание положения вышеназванных норм, суд считает необходимым обязать ООО «Хоум Сервис» устранить нарушения обязательных требований пункта 6.1.3 Приложения 3 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а именно: провести мероприятия по предотвращению воздействия шума от работы оборудования - пассажирского и грузового лифтов дома <адрес>.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований обязательственного характера, суд устанавливает для исполнения настоящего решения месячный срок со дня его вступления в законную силу, который является разумным и достаточным.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учетом изложенного, с ответчика в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 рублей.

Оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью «Хоум Сервис» о возложении обязанности по проведению мероприятий по предотвращению воздействия шума от работы оборудования – пассажирского и грузового лифтов удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Хоум Сервис» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения обязательных требований пункта 6.1.3 Приложения 3 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а именно: провести мероприятия по предотвращению воздействия шума от работы оборудования - пассажирского и грузового лифтов дома <адрес>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Хоум Сервис» в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2019 года.

1версия для печати

2-867/2019 ~ М-851/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РМ
Ответчики
ООО "Хоум Сервис"
Другие
Турбаев Олег Николаевич
ООО «Управляющая компания строительно-монтажного производства»
Информация скрыта
ООО "КС"
Турбаева Ирина Александровна
Суд
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Катикова Наиля Мянсуровна
Дело на странице суда
proletarsky--mor.sudrf.ru
08.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2019Передача материалов судье
12.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2019Подготовка дела (собеседование)
09.09.2019Подготовка дела (собеседование)
16.09.2019Подготовка дела (собеседование)
01.10.2019Подготовка дела (собеседование)
01.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2019Судебное заседание
30.10.2019Судебное заседание
13.11.2019Судебное заседание
22.11.2019Судебное заседание
26.11.2019Производство по делу возобновлено
06.12.2019Судебное заседание
13.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее