Решение от 27.02.2019 по делу № 33а-2008/2019 от 30.01.2019

Судья: Старченкова О.А. № 33А-2008

Докладчик: Копылова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«27» февраля 2019 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Копыловой Е.В.,

судей Евтифеевой О.Э., Пронченко И.Е.,

при секретаре Новиковой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Копыловой Е.В. административное дело по апелляционной жалобе администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области на решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 06 декабря 2018 года

по делу по административному исковому заявлению Золотухиной Елены Анатольевны о признании незаконным бездействия администрации Гурьевского муниципального района,

УСТАНОВИЛА:

Золотухина Е.А. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации Гурьевского муниципального района.

Требования мотивированы тем, что постановлением администрации Гурьевского муниципального района № 1565 от 29.12.2016 многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, отселение граждан произвести после 2017 года в соответствии с региональной адресной программой переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе.

Требование о сносе дома было предъявлено 31.08.2017, срок сноса был определен до 01.07.2018. Но в установленный срок снос указанного многоквартирного дома собственники не осуществили, поэтому согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ подлежит изъятию для муниципальных нужд земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и соответственно подлежат изъятию жилые помещения в указанном доме.

Постановлением администрации Гурьевского муниципального района от 22.03.2018 внесены изменения в постановление № 1565 от 29.12.2016, в котором определено отселение граждан осуществить после 2018 года (планируемая дата завершения расселения 01.04.2019), но не ранее сроков, установленных в соответствии с утвержденной региональной адресной программой переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012, властями Кемеровской области не утверждена. Следовательно, необходимо проведение дальнейшей процедуры в соответствии с требованиями ст.32 ЖК РФ.

С учетом уточненных требований просила суд признать незаконным бездействие администрации Гурьевского муниципального района, выразившееся в невыполнении порядка, предусмотренного ст.32 ЖК РФ, а именно: непринятие решения об изъятии земельного участка, принадлежавшего Золотухиной Е.А. на праве собственности, а также жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу; возложить обязанность на администрацию Гурьевского муниципального района по принятию решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером № 42:23:0403003:82 для муниципальных нужд, а также об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; возложить обязанность на администрацию Гурьевского муниципального района по направлению уведомления об изъятии земельного участка, а также проекта Соглашения об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством с определением размера возмещения за жилое помещение с учетом затрат и убытков собственников; обязать администрацию Гурьевского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод как собственника Золотухиной Е.А., так и нарушение прав и свобод других собственников данного дома (л.д. 71).

Решением Гурьевского городского суда Кемеровской области от 06 декабря 2018 года постановлено: требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Гурьевского муниципального района, выразившееся в невыполнении порядка, предусмотренного ст.32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а именно: непринятие решения об изъятии земельного участка, а также об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Обязать администрацию Гурьевского муниципального района устранить в полном объеме нарушение прав и свобод собственника Золотухиной Елены Анатольевны, возложив обязанность на администрацию Гурьевского муниципального района по принятию решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером № <данные изъяты> для муниципальных нужд, а также об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установив срок для совершения указанных действий 20 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В остальной части исковых требований отказать.

Администрации Гурьевского муниципального района сообщить суду и Золотухиной Е.А. об исполнении решения в течение одного месяца с момента его фактического исполнения.

В апелляционной жалобе администрация Гурьевского муниципального района Кемеровской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Полагает, что действия по изъятию земельного участка под многоквартирным домом, признанным в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, не должны осуществляться именно органом, принявшим такое решение.

Указывает, что в силу п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд относится к вопросам местного значения городского поселения. Данные полномочия администрацией Гурьевского городского поселения администрации Гурьевского муниципального района соглашением от 27.12.2017 на 2018 год не передавались. Кроме того, согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.

При этом в рамках своих полномочий администрация Гурьевского муниципального района исполнила порядок, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ. Изъятие земельного участка выходит за пределы компетенции администрации Гурьевского муниципального района.

На апелляционную жалобу администрацией Гурьевского городского поселения и Золотухиной Е.А. принесены возражения (л.д. 95-97, 98-99).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Гурьевского муниципального района Шаляпина Н.С., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Административный истец Золотухина Е.А. решение суда полагала законным и не подлежащим отмене.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. С учетом требований ст.ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Золотухина Е.А. является собственником квартиры, общей площадью 36,8 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.09.2017 года (л.д. 11-14).

Межведомственной комиссией, созданной в соответствии с решением Совета народных депутатов Гурьевского муниципального района № 114 от 31.05.2016 года «Об утверждении состава и Положения межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, и многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», на основании акта обследования вынесено заключение № 18/2016 от 23.12.2016 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, находящегося по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 8-9).

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что все 4 квартиры указанного 4-квартирного жилого дома находятся в частной собственности физических лиц.

Постановлением Администрации Гурьевского муниципального района № 1565 от 29.12.2016 многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Отселение граждан постановлено осуществить после 2017 года в соответствии с региональной адресной программой переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (л.д. 10).

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ 31.08.2017 года собственникам указанного жилого дома, в том числе Золотухиной Е.А., предъявлено требование произвести в срок до 01.07.2018 года снос или реконструкцию многоквартирного жилого дома с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в соответствие с требованиями, установленными в разделе 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д. 21-22).

Дом в установленный в требовании срок снесен не был.

Разрешая заявленные требования и признавая незаконным бездействие администрации Гурьевского муниципального района, выразившееся в не принятии решения об изъятии земельного участка, а также об изъятии жилого помещения, принадлежащего Золотухиной Е.А., признанного аварийным и подлежащим сносу, возложении на ответчика обязанности совершить указанные действия, суд первой инстанции исходил из того, что с момента признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу прошло значительное время, однако действий по изъятию земельного участка и проведению дальнейшей процедуры, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ, ответчиком не совершается.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда.

Пунктом 10 статьи 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ. В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Указанное разъяснено, в частности, в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года.

Правильно применив нормы материального права, приняв во внимание, что с момента признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу (29.12.2016 года) прошло практически 2 года, а каких-либо действий по реализации положений ст. 32 ЖК РФ администрацией Гурьевского муниципального района не осуществляется, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконном бездействии органа местного самоуправления, с которым административный истец связывает нарушение права. Срок, в течении которого администрация Гурьевского муниципального района обязана принять решение об изъятии земельного участка, а также об изъятии жилого помещения – 20 дней со дня вступления в законную силу решения суда, по мнению судебной коллегии, является разумным и достаточным, стороной административного ответчика не оспаривается.

Изменения, внесенные в постановление от 29.12.2016 № 1565 об отселении граждан после 2018 года (планируемая дата расселения 01.04.2019) но не ранее сроков, установленных в соответствии с утвержденной региональной программой переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, как правильно отметил суд, не влияют на обязанность органа местного самоуправления начать процедуру изъятия земельного участка под жилым домом.

Судом обоснованно отклонен довод представителя администрации Гурьевского муниципального района об отсутствии полномочий по изъятию земельного участка для муниципальных нужд, поскольку из представленного в материалы дела Соглашения от 27.12.2017 года следует, что администрация Гурьевского городского поселения передает администрации Гурьевского муниципального района осуществление полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержанию муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищных законодательством (п. 1.1.2 Соглашения) (л.д. 38-44).

Право на заключение соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Гурьевского муниципального района в бюджеты соответствующих поселений, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставлено администрации Гурьевского муниципального района пунктом 3 статьи 7 Устава муниципального образования «Гурьевский муниципальный район» (принят решением Гурьевского районного Совета народных депутатов от 02.07.2010 № 743).

По указанным основаниям не могут быть приняты во внимание судебной коллегии доводы апеллянта о том, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Гурьевского городского поселения, как основанные на неверном толковании закона.

Решение суда в части отказа в удовлетворении требований, заявленных в интересах всех собственников жилых помещений в доме, а также по возложению на ответчика обязанности направить уведомление об изъятии земельного участка и проект соглашения об изъятии жилого помещения является законным и обоснованным, сторонами не оспаривается.

При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-2008/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Золотухина Е. А.
Золотухина Елена Анатольевна
Ответчики
Администрация Гурьевского муниципального района
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Копылова Елена Вадимовна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
31.01.2019Передача дела судье
27.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2019Передано в экспедицию
30.08.2020Передача дела судье
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
27.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее