Дело № 2-129/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гороховец 24 апреля 2018 года
Гороховецкий районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Миронова Е.С., при секретаре Гаранович С.И., с участием представителя департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Кутьменевой А.А., представителя администрации Гороховецкого района Громовой Е.В., представителя государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Гороховецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» Бондаренко Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области обратился в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В обосновании своих доводов заявитель указывает, что по заявлению администрации Гороховецкого района Владимирской области органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи следующие объекты недвижимости:
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>;
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>;
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>;
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>;
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>.
По заявлению муниципального образования Гороховецкий район Владимирской области органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество 27 марта 2017 года поставлен на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объект недвижимости со слудующими характеристиками:
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>.
Под вышеуказанными объектами недвижимости сформированы земельные участки, зарегистрированные права на которые в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Признание права собственности Владимирской области на указанные объекты недвижимого имущества необходимо для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Заявленные объекты недвижимого имущества могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации. Расходное обязательство по осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий возложено на субъекты Российской Федерации. Субъект Российской Федерации может реализовать свои полномочия в отношении тех скотомогильников (биотермических ям), которые находятся в его собственности. Бесхозные скотомогильники (биотермические ямы) за счет казны субъекта Российской Федерации финансироваться не могут.
В судебном заседании представитель заявителя Кутьменева А.А., поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представители заинтересованного лица администрации Гороховецкого района и государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Гороховецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражали.
Представитель заинтересованного лица муниципального образования «Куприяновское», представитель заинтересованного лица муниципального образования «Фоминское», представители заинтересованных лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях просили рассмотреть дело в их отсутствие на основании имеющихся в деле документов.
Представитель заинтересованного лица департамента ветеринарии администрации Владимирской области, представитель МО Гороховецкий район Владимирской области, в судебное заселение не явились, извещались надлежащим образом.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся указанных представителей заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу подпункта «з» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно п.п. "ц" п. 2 ст. 26.11 указанного Федерального закона для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В абзаце 2 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами
Пункт 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к биологическим отходам относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Следовательно, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрена возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления.
В силу п. 7.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП р. 1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
В соответствии с п. 6.10 указанных выше Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в введении которых находятся эти объекты, к полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Судом установлено, что Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по владимирской области от 15 и 27 марта 2017 года поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи следующие объекты:
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>;
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>;
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>;
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>;
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>;
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>.
Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
В соответствии с законом Владимирской области от 27.04.2011 № 21-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области отдельными государственными полномочиями Владимирской области по защите населения от болезней, общих для человека и животных» указанные в иске объекты недвижимости по заявлению администрации Гороховецкого района были приняты на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что указанные объекты недвижимого имущества являются бесхозяйным имуществом, вопросы по содержанию которого в надлежащем состоянии и их оборудованию отнесены к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, в данном случае Владимирской области, отсутствие собственника у скотомогильников влечет невозможность обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне влияния данных сооружений, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и признании права государственной собственности Владимирской области на указанные в иске скотомогильники, расположенные на территории Гороховецкого района.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – удовлетворить.
Признать право государственной собственности Владимирской области на следующие объекты недвижимости:
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>;
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>;
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>;
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>;
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>;
- сооружение, назначение – иное сооружение (для размещения скотомогильника), кадастровый номер №, площадью № кв.м, адрес: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гороховецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Председательствующий судья Е.С. Миронов
.
.