Дело №2-422/2019
24RS0003-01-2019-000610-80
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2019 года п. Балахта
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Алексейцева И.И.,
при секретаре Архангельской Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеенко ФИО10 к Администрации п. Балахта Балахтинского района Красноярского края о признании права собственности на квартиру,
У С Т А Н О В И Л:
Моисеенко В.В. обратилась в суд с иском к Администрации п. Балахта Балахтинский район Красноярского края о признании права собственности на квартиру, общей площадью 76,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, мотивируя свои требования тем, что в 1992 г. истец и ее супруг ФИО6, согласно договора о безвозмездной передаче жилья в собственность стали собственниками квартиры, расположенной по указанному выше адресу. На имя ФИО7 было оформлено право собственности на земельный участок, расположенный под квартирой. В начале 2000-х годов истец и ее супруг сделали некоторые изменения в квартире. Бывшую холодную веранду утеплили и сделали там кочегарку для отопления квартиры. В результате перестройки произошло увеличение площади квартиры на 3,9 кв.м. Перестройка дома произведена без оформления надлежащих документов на строительство. В 2016 г. умер ФИО7 Истец, оформив свои наследственные права, стала собственником квартиры и земельного участка. Через некоторое время возникла необходимость в продаже квартиры, однако, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на произведенные изменения в квартире, истец не имеет возможности продать квартиру. Согласно заключения МКУ «Служба заказчика Балахтинского района» теплый пристрой, произведенный к дому соответствует СНиП 31-02-2001, ГОСТ 30974-2002, СП 64.13330.2011 и пригодный к проживанию. Согласно заключения №18 «О независимой оценке пожарного риска объекта» на объекте выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности согласно ст. 6 №123-ФЗ «В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами принятыми в соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности». По результатам проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы дома, произведенной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» филиал в г. Шарыпово, было сделано заключение, что жилой дом с жилым брусовым пристроем, принадлежащий Моисеенко В.В., расположенный по вышеуказанному адресу, соответствует всем требованиям, предъявляемым к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, в связи с чем, истец обратилась в суд с заявленными требованиями.
Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от 01.07.2019 г. по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО9
Истец Моисеенко В.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации п. Балахта Балахтинский район, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, направил на имя суда заявление, в котором просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, при этом указал, что в удовлетворении заявленных исковых требованиях не возражает.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора ФИО9, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным, провести судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив и исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (п. 3 ст. 222 ГК РФ).
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном ГК РФ, тогда как возможность перепланировки и переустройства жилого помещения предусмотрена ЖК РФ.
В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В судебном заседании установлено, что на основании договора о безвозмездной передачи жилья в собственность от 1992 года Моисеенко В.В. и ФИО7 передано в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 73 кв.м.
ФИО7 умер 08.07.2016г.
Истцу Моисеенко В.В. на основании свидетельств о праве на наследство по закону на имущество умершего ФИО7 принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРПН от 03.07.2019г. Также на основании свидетельств о праве на наследство по закону на имущество умершего ФИО7 истцу принадлежит земельный участок, расположенный по указанному адресу.
Согласно выписки из домовой книги в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы: ФИО9 с 02.12.2002г., Моисеенко В.В. с 21.12.1988г.
Истец Моисеенко В.В. и ее супруг ФИО8 своими силами и за счет собственных денежных средств осуществили строительство теплой пристройки к вышеуказанному жилому помещению, площадь 3,9 кв.м., без оформления разрешения на строительство.
После завершения строительных работ, кадастровым инженером ООО «БИНК» подготовлен технический план помещения от 10.04.2019г., согласно которого площадь объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, составила 76,9 кв.м. Общая площадь жилого помещения увеличилась на 3,9 кв.м. за счет возведения жилого пристроя, а также перемера и пересчета площадей.
Согласно справки ООО «БИНК» от 10.04.2019г. общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 76,9 кв.м., стоимость жилого помещения составляет 553 894 руб. 93 коп.
В соответствии с актом общего осмотра теплой пристройки к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, № <адрес> МКУ «Служба заказчика Балахтинского района» от 05.06.2019г. установлено, что техническое состояние теплой пристройки жилого дома относится к категории работоспособное. Выполнение работ по строительству пристройки соответствует СНиП 31-02-2011, ГОСТ 30974-2002, СП 64.13330.2011. В настоящее время пристройка к жилому дому пригодна для проживания.
Из заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» Филиал в г. Шарыпово от 19.06.2019г. установлено, что жилой дом с жилым брусовым пристроем, принадлежащий Моисеенко В.В., расположенный по адресу: <адрес>, соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».
В соответствии с заключением № от 10.06.2019г. ООО «Центр пожарной безопасности «Планета плюс» о независимой оценке пожарного риска объекта: жилого дома с теплой пристройкой по адресу: <адрес>, в ходе обследования объекта защиты несоответствия требованиям пожарной безопасности не выявлены. На объекте выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Согласно ст. 6 №123-ФЗ «В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности»
Данный объект соответствует всем необходимым требованиям безопасности, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Претензий третьих лиц на момент спора не имеется. Ответчик, третье лицо не возражают против удовлетворения заявленных требований.
Поскольку пристройка к жилому дому либо квартире не является самостоятельным объектом недвижимого имущества. В случае возведения пристройки к уже существующему жилому дому, зарегистрированному на праве собственности за гражданином, следует учитывать, что первоначальный объект права собственности при этом изменяется, а самовольная пристройка не является самостоятельным объектом права собственности. При возведении жилой пристройки увеличивается общая площадь всего жилого дома, следовательно, изменяется объект права собственности, который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью. Новым объектом собственности является жилой дом либо квартира, включающие самовольно возведенные части. Таким образом, при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади, а не на пристройку к квартире либо дому.
Судом на основании исследованных доказательств, установлено, что реконструкция жилого дома произведена истцом в соответствии со строительными нормами и правилами, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу их жизни и здоровью, размещение самовольного строения не противоречит градостроительной и земельной документации, произведено на участке, находящимся в собственности истца, таким образом, суд считает, что заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Моисеенко ФИО11 удовлетворить.
Признать за Моисеннко ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью 76,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца, путем подачи жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: