Дело № 2-2045/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2020г. г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Елистратова А.М., при секретаре Рафиковой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Лазарева Владимира Александровича, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова» о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,
установил:
прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Лазарева В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском (уменьшенным в ходе рассмотрения дела) к Министерству здравоохранения Ульяновской области (далее – Министерство) о признании незаконным бездействия выразившегося в необеспечении Лазарева В.А. лекарственными препаратами, возложении обязанности обеспечить Лазарева В.А. препаратом <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ., препаратом <данные изъяты> по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, препаратом <данные изъяты> по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., препаратом <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ. (далее - Лекарственные препараты). Кроме того, прокурор просил признать незаконными действия ГУЗ ЦК МСЧ выразившиеся в невыдаче Лазареву В.А. льготных рецептов на получение лекарственного препарата <данные изъяты> и обязать выписывать указанный препарат в соответствии с нуждаемостью. Исковые требования мотивированы тем, что истец Лазарев В.А. является инвалидом <данные изъяты>, страдает рядом хронических заболеваний, в том числе <данные изъяты>, имеет право на предоставление на льготных основаниях Лекарственных препаратов. Министерство не обеспечило предоставление истцу Лекарственных препаратов по рецептам врача. Требования к ГУЗ ЦК МСЧ мотивированв тем, что ответчик отказал в выдаче льготного рецепта на получение <данные изъяты> при наличии у истца права на его получение и необходимости в обеспечении препаратом.
В судебное заседание Лазарев В.А. и помощник прокурора Сотникова Ю.И. на иске настаивали, указали, что ко дню рассмотрения дела Министерство обеспечило получение препарата лишь по одному рецепту, указанному в исковом заявлении. Истец смог получить препарат <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ. В указанной части исковые требования были уменьшены. В декабре 2019г истец дважды посещал лечащего врача, в том числе 27.12.2019г., когда истцу требовалось применение препарата <данные изъяты>. Рецепт выдан не был.
Представитель Министерства Гораш А.В. в суд не явился, в отзыве не оспаривал право Лазарева В.А. на льготное обеспечение Лекарственными препаратами, указал на невозможность обеспечения Лазарева В.А. Лекарственными препаратами по рецептам, срок действия которых истёк.
Представители ответчика ГУЗ ЦК МСЧ и третьего лица АО «УльяновскФармация» в суд не явились.
Выслушав прокурора, истца Лазарева В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Лазарев В.А. является <данные изъяты>, страдает рядом хронических заболеваний, в том числе онкологическим заболеванием.
Согласно выписному эпикризу ГУЗ ЦК МСЧ Лазареву В.А. рекомендовано применение Лекарственных препаратов, в том числе <данные изъяты> (<данные изъяты>).
Возможность реального получения Лазаревым Лекарственных препаратов у истца отсутствовала. Данное обстоятельство подтверждается сведениями из электронной базы данных РМИС о том, что вышеуказанные рецепты были предъявлены и обслужены не были. Факт отказа в выдаче в декабре 2019г. рецепта на получение препарата <данные изъяты> подтверждается пояснениями истца и записями в медицинской карте истца. Так, к моменту посещения врача у истца закончился препарат <данные изъяты> рекомендованный к ежедневному применению (<данные изъяты>). При этом истец получил у врача рецепты на другие препараты и, при наличии нуждаемости, не получил рецепт на препарат <данные изъяты>.
В соответствии ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» лекарственное обеспечение граждан возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Минздраве России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06. 2012 № 608, Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе медицинской помощи, включая обращение медицинских изделий, оказание государственных услуг в сфере здравоохранения.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
На основании вышеприведенных правовых норм, в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.
В соответствии с п.2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и следующие полномочия: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами, назначаемыми на льготных условиях, на территории Ульяновской области, возложена на ответчика Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Возражения Министерства, основанные на том, что срок действия рецептов истёк, суд находит несостоятельными, поскольку выданные в установленном порядке рецепты не были своевременно обслужены не по вине лица, имеющего право на получение лекарственного препарата.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования.
Истец нуждается в применении Лекарственных препаратов. Нарушение порядка приёма Лекарственных препаратов может негативно сказаться на состоянии здоровья истца. В связи с этим суд находит обоснованным ходатайство прокурора об обращении решения о возложении на Министерство обязанности выдать препараты к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198, 211 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Лазарева Владимира Александровича, к государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова» удовлетворить.
Признать незаконными действия государственного учреждения здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова» выразившиеся в невыдаче Лазареву Владимиру Александровичу льготных рецептов на получение лекарственного препарата <данные изъяты> и обязать выписывать указанный препарат в соответствии с нуждаемостью.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области выразившееся в необеспечении Лазарева Владимира Александровича лекарственными препаратами и обязать обеспечить Лазарева Владимира Александровича препаратом <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ., препаратом <данные изъяты> по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ препаратом <данные изъяты> по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., препаратом <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечить Лазарева Владимира Александровича препаратом <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ., препаратом <данные изъяты> по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ препаратом <данные изъяты> по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., препаратом <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ. обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М. Елистратов