Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1547/2016 ~ М-1323/2016 от 22.07.2016

Дело № 2-1547/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 06 декабря 2016 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Артемьевой М.П.,

при секретаре Смолячковой Н.Э.,

с участием представителя истца Майер В.В. – Пучкова Н.Н., представителя ответчика администрации г. Енисейска – Евланова О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майер В.В. к администрации г. Енисейска о прекращении права собственности на нежилое здание и погашении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Майер В.В. обратился в суд с иском к администрации г. Енисейска, в котором просит (с учетом уточненных требований) прекратить право собственности ответчика на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <площадь> кв.м., кадастровый номер и погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности ответчика на указанный объект недвижимости.

Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ года истец заключил с ОАО «Нижне-Енисейская сплавная контора» в лице конкурсного управляющего свидетель. договор купли-продажи нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <площадь> кв.м., по которому приобрел вышеуказанный объект недвижимости, однако, право собственности не зарегистрировал в связи с ликвидацией продавца. С указанной даты по настоящее время истец владеет данным объектом недвижимости, где у него располагается офис. Данное нежилое здание принадлежало на праве собственности ОАО «Нижне-Енисейская сплавная контора» на основании Плана приватизации от 1993 года, зарегистрированного в Финансовом управлении Красноярского края 08.04.1993 года (№ 19-1п-239). При обращении в суд с иском о регистрации указанной сделки и переходе права собственности на указанный объект недвижимости истец узнал, что право собственности на данное здание зарегистрировано ответчиком ДД.ММ.ГГГГ года (запись о регистрации ) на основании Приказа комитета по управлению муниципальным имуществом г. Енисейска от ДД.ММ.ГГГГ года и Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1. Согласно архивной выписке указанный Приказ отсутствует. При этом, по состоянию на 1996 год данный объект недвижимости имел адрес: <адрес>, однако в ЕГРП указан адрес: <адрес>. Считает, что произведенная регистрация права собственности муниципального образования г. Енисейск на нежилое здание по адресу: <адрес>, нарушает права истца.

Истец Майер В.В., надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов своему представителю Пучкову Н.Н., действующему по доверенности от 15.03.2016 года сроком по 15.03.2019 года.

В судебном заседании Пучков Н.Н. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям. Пояснил, что спорный объект недвижимости построен в 1960-х годах и назывался «будка-проходная № 1». Данная проходная включена в План приватизации, утвержденный председателем Комитета по управлению госимуществом в ДД.ММ.ГГГГ году, на основании которого спорный объект недвижимости передан в собственность ОАО «Нижне-Енисейская сплавная контора». Документы, подтверждающие продажу проходной истцу, имеются в деле о банкротстве данной организации, рассмотренном Арбитражным судом Красноярского края. Основанием для регистрации за ответчиком прав собственности являлся Приказ комитета по управлению муниципальным имуществом г. Енисейска от 14.12.1996 года, в котором указано о включении в реестр муниципальной собственности нежилых зданий в соответствии с Приложением № 2 к Приказу. Однако, данное приложение ответчиком и регистрирующим органом не представлено.

Представитель ответчика Евланов О.О. (действует по доверенности от 08.06.2016 года) уточненные исковые требования не признал. Пояснил, что право муниципальной собственности на спорный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке. В случае нарушения порядка регистрации регистрирующий орган отказал бы в регистрации. По каким причинам в администрации г. Енисейска и в архиве г. Енисейска отсутствуют приложение к вышеуказанному Приказу комитета по управлению муниципальным имуществом г. Енисейска, а также документ, подтверждающий присвоение спорному объекту недвижимости адреса: <адрес> пояснить не может. На плане г. Енисейска имеется объект недвижимости с указанием адреса - <адрес>24. Однако, данный план создан для служебного пользования работников администрации, никем не утвержден. Помимо указанного Приказа основанием для регистрации права являлось Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1.

Третьи лица Управление Росреестра по Красноярскому краю, отдел архитектуры и градостроительства администрации г. Енисейска, МКУ «Управление муниципальным имуществом г. Енисейска», надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств, возражений не представили. В судебном заседании 17.11.2016 года представитель отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Енисейска Бачина В.А. (по доверенности от 14.10.2016 года сроком до 31.12.2017 года) исковые требования не признала, пояснила, что не всем объектам недвижимости, расположенным на территории ОАО «Нижне-Енисейская сплавная контора» по адресу: <адрес>, присвоены новые адреса. На основании чего спорному объекту недвижимости присвоен адрес – <адрес>, ей не известно. В отделе архитектуры и градостроительства администрации г. Енисейска такой документ отсутствует.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Статьей 217 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Организационно - правовые основы приватизации государственных и муниципальных предприятий устанавливались Законом РФ от 03.07.1991 года N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (действовавшего до 28.07.1997 года).

Согласно ст. 5 Закона РФ от 03.07.1991 года N 1531-1 приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), организуют комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления, местной администрации (далее по тексту - комитеты по управлению имуществом национально - государственных, национально- и административно - территориальных образований).

Статьей 3 Закона РФ от 03.07.1991 года N 1531-1 установлено, что решения указанных комитетов, принятые в пределах их компетенции во исполнение Государственной, республиканских и местных программ приватизации, являются обязательными для всех органов государственного управления и местной администрации. Споры, возникающие в связи с указанными решениями, рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке, установленном действующим законодательством.

Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" (действовавшего с 29.01.1992 года по 29.03.2003 года) было утверждено Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (далее - Временное положение).

Согласно пункту 4.2 Временного положения со дня регистрации акционерного общества государственное или муниципальное предприятие считается преобразованным, а его имущество переданным на баланс акционерного общества.

На баланс акционерного общества передается имущество государственного, муниципального предприятия, составляющее уставный капитал акционерного общества, а также государственное, муниципальное имущество предприятия, переданное комитетом акционерному обществу по договору.

В состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются и передаются акционерному обществу по договору:

объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации;

объекты социально - бытового, социально - культурного назначения и другие объекты, в отношении которых комитетом по управлению имуществом было принято решение о сохранении в государственной, муниципальной собственности.

Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей государственного, муниципального предприятия, имевшихся у него на момент преобразования, в том числе прав пользования землей и другими природными ресурсами (п. 4.3 Временного положения).

Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (далее – Положение о коммерциализации), утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально - бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

Пределы правопреемства акционерных обществ, созданных в порядке коммерциализации подразделений, устанавливаются решением соответствующего комитета.

Во всех указанных случаях составление передаточного, разделительного балансов не требуется. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки (п. 10 Положения о коммерциализации).

Согласно п. 6 Положения о коммерциализации утвержденный комитетом план приватизации предприятия (подразделения) является решением о его преобразовании в акционерное общество открытого типа. Акционерное общество с момента его регистрации выходит из структуры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2013 года) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

На основании ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступил в действие с 31 января 1998 года.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие настоящего Федерального закона на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов, выражающих содержание сделок, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Пункт 59 вышеуказанного Постановления разъясняет, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, нежилое здание по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования г. Енисейск, что подтверждается выпиской из ЕГРП и свидетельством о государственной регистрации права от 16.12.2015 года.

Согласно ответу Управления Росреестра по Красноярскому краю на судебный запрос право муниципальной собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано на основании Приказа председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Енисейска Суворова В.Н. № 17 от 14.12.1996 года. В пункте 2 Приказа указано включить в реестр муниципальной собственности г. Енисейска нежилые здания согласно Приложению № 2 к данному Приказу. Пунктом 3 Приказа установлено вести Реестр муниципальной собственности г. Енисейска в электронном виде. При этом в регистрирующий орган представлена выписка из данного Приказа, в которой указан реестровый номер муниципальной собственности 5113 нежилое здание по адресу: <адрес>, общая площадь <площадь> кв.м. На выписке отсутствует подпись В.Н. Суворова, при этом имеется заверительная надпись, подписанная руководителем МКУ «Управление муниципальным имуществом г. Енисейска» Авдеевым А.В.

По судебному запросу исполняющим обязанности руководителя МКУ «Управление муниципальным имуществом г. Енисейска» Коваль Н.В. представлена незаверенная копия указанного Приказа из книги приказов, выполненная рукописным способом. Приложение № 2 к Приказу не представлено.

В справке зам.руководителя МКУ «Управление муниципальным имуществом г. Енисейска» Коваль Н.В. от 21.09.2016 года указано, что Приложение № 2 к вышеуказанному Приказу отсутствует на бумажном носителе, поскольку реестр муниципальной собственности ведется в электронном виде. К справке приложена выписка из реестра муниципальной собственности от 21.09.2016 года, согласно которой нежилое здание по адресу: <адрес> (проходная), общей площадью <площадь> кв.м., включено в реестр на основании указанного Приказа № 17 от 14.12.1996 года и п. 1 приложения № 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, при этом реестровый номер указан 1-16-000191. По каким причинам в данной выписке указан иной реестровый номер, нежели в выписке, предоставленной для регистрации права собственности (№ 5113) представитель ответчика в судебном заседании пояснить не смог, предположив, что была перегистрация.

Согласно справке из МКУ «Архив г. Енисейска» от 04.07.2016 года в имеющихся документах архивного фонда Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Енисейска Приказа № 17 от 14.12.1996 года нет.

Оценивая изложенное, суд считает необходимым отметить, что на момент издания вышеуказанного Приказа реестр муниципальной собственности в электронном виде не велся, при этом согласно Приказу в реестр должны были быть включены объекты недвижимости в соответствии с Приложением к данному Приказу, которое в суд ответчиком представлено не было. Основания для включения в реестр муниципальной собственности спорного объекта недвижимости в Приказе также не указаны.

В качестве правоустанавливающего документа на спорный объект недвижимости, представленного в регистрирующий орган, является также Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Так, согласно указанному приложению объектами муниципальной собственности являются:

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно - пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально - культурного и бытового назначения; жилищно - эксплуатационные предприятия и ремонтно - строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов: предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово - складские мощности, предприятия и подразделения производственно - технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети, а также предприятий и организаций Министерства путей сообщения Российской Федерации, департаментов морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, связанных с обеспечением питания пассажиров в поездах, судах и рабочего снабжения).

Между тем, каких-либо доказательств, подтверждающих отнесение спорного объекта недвижимости в соответствии с вышеназванным постановлением Верховного Совета РФ к муниципальной собственности, ответчиком не представлено, доводов не приведено. Оснований для отнесения здания проходной, расположенной по адресу: <адрес> к муниципальной собственности в соответствии с вышеназванным Постановлением Верховного Совета РФ суд также не усматривает.

Из материалов дела также усматривается, что по судебному запросу КГКУ «Государственный архив Красноярского края» представлена надлежаще заверенная копия плана приватизации Нижне-Енисейской сплавной конторы (СПК), утвержденного заместителем председателя комитета по управлению госимуществом в 1992 году и зарегистрированного в Финансовом управлении администрации Красноярского края 08.04.1993 года (№19-1п-239), с приложениями №№ 1, 2 и договором о передаче в безвозмездное пользование объектов социальной структуры Нижне-Енисейской СПК от 06.10.1992 г.

План приватизации предприятия, расположенного по адресу: <адрес>, предусматривал его акционирование единым имущественным комплексом. Согласно прилагаемого к плану приватизации акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на I/VII-1992 г. в состав приватизированного имущества включены в том числе будка-проходная № 1 и будка-проходная № 2, введенные в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ (инвентарные номера соответственно 101 и 102).

Согласно п.п. 8 и 9 Раздела II Плана приватизации объекты социально-культурного и социально-бытового назначения не подлежали приватизации, а передавались в муниципальную собственность с последующей передачей на договорной основе в безвозмездное пользование трудовому коллективу ОАО «Нижне-Енисейской СПК».

Из заключенного ДД.ММ.ГГГГ года между администрацией г. Енисейска и ОАО «Нижне-Енисейская сплавная контора» договора о передаче в безвозмездное пользование объектов социальной инфраструктуры и прилагаемого к нему перечня Нижне-Енисейской СПК следует, что будки-проходные по адресу: г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1, администрацией в пользование ОАО «Нижне-Енисейская сплавная контора» не передавались. Таким образом, данные проходные объектами социально-культурного или социально-бытового назначения не являлись, в связи с чем, муниципальному образованию г. Енисейск не принадлежали.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Нижне-Енисейская сплавная контора» (г. Енисейск) признана банкротом, в отношении нее открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен свидетель Согласно сведениям из ЕГРЮЛ предприятие ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленных истцом, а также по судебному запросу Арбитражным судом Красноярского края документов из дела о банкротстве указанного предприятия, ОАО «Нижне-Енисейская сплавная контора» в лице конкурсного управляющего продало Майер В.В. нежилое здание проходной общей площадью <площадь> кв.м., расположенной на территории ОАО «Нижне-Енисейской сплавной конторы» по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, счет-фактурой ДД.ММ.ГГГГ года, приходным кассовым ордером от ДД.ММ.ГГГГ года и квитанцией к нему, в которых имеется подпись главного бухгалтера <свидетель>

Согласно пояснениям представителя истца данную сделку Майер В.В. не зарегистрировал в установленном законом порядке. Однако, обратился в суд с иском с соответствующими требованиям. Определением Енисейского районного суда Красноярского края от 27.07.2016 года гражданское дело по иску Майер В.В. к администрации г. Енисейска о государственной регистрации сделки и перехода права собственности на нежилое здание по адресу: <адрес>, приостановлено до рассмотрения настоящего гражданского дела.

Согласно представленному ответчиком Постановлению администрации г. Енисейска от ДД.ММ.ГГГГ года нежилым зданиям, расположенным на территории ранее действовавшего ОАО «Нижне-Енисейская сплавная контора» присвоены адреса: гаражу – <адрес>, зданию моторного цеха – <адрес>, зданию столярного цеха – <адрес>, нежилому зданию котельной – <адрес>, сооружению водонапорной башни – <адрес>, водозаборной скважине – <адрес>.

Согласно архивной справки МКУ «Архив г. Енисейск» от 28.11.2016 года в документах архивных фондов Администрации г. Енисейска в протоколах заседаний исполкома, решениях исполкома горсовета за 1990-1992 годы, в постановлениях Главы администрации за 1992-2008 годы сведений о присвоении адреса – <адрес>, зданиям комплекса АООТ «Нижне-Енисейская СПК» нет.

Из пояснений представителя ответчика Евланова О.О., а также представителя третьего лица - отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Енисейска Бачиной В.А. в судебном заседании усматривается, что предоставить документ о присвоении проходной, расположенной на территории ранее действовавшего ОАО «Нижне-Енисейская сплавная контора», адреса – <адрес>, они не могут в связи с отсутствием такового. Бачина В.А. при этом пояснила, что не всем объектам недвижимости, расположенным на территории ОАО «Нижне-Енисейская сплавная контора» по адресу: <адрес>, присвоены новые адреса, на основании чего спорному объекту недвижимости присвоен адрес – <адрес>, ей не известно.

Ссылка представителя ответчика на наличие в администрации г. Енисейска плана г. Енисейска, в котором указан объект недвижимости по адресу - г. Енисейск, <адрес> является не состоятельной, поскольку данный план ответчиком суду не предоставлен в связи с тем, что он создан для служебного пользования работников администрации, при этом никем не утвержден.

Таким образом, ответчиком в регистрирующий орган представлен документ, указывающий о принадлежности муниципальному образованию г. Енисейск спорного объекта недвижимости (Приказ), однако, документ, подтверждающий присвоение адреса данному объекту, отсутствует, что является нарушением ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно сведениям из БТИ информация о зарегистрированных правах на объект недвижимости: г<адрес>, отсутствует, техническая документация на нежилые помещения в отношении ОАО «Нижне-Енисейская СПК» отсутствует, однако, объекты недвижимости – нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес>, числятся.

Из имеющегося в материалах кадастрового паспорта на нежилое здание по адресу: <адрес>, усматривается, что кадастровым инженером были проведены натурные замеры здания (проходной), расположенной по указанному адресу, в результате чего вычислена площадь равная <площадь> кв.м., техническая документация на данный объект недвижимости и разрешение на ввод его в эксплуатацию отсутствует. При этом в кадастровом паспотре указан год ввода в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.

Идентифицируя спорный объект недвижимости зданию-проходной, приобретенной Майер В.В. по вышеуказанному договору купли-продажи, суд исходит из следующего.

Согласно вышеуказанному плану приватизации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ОАО «Нижне-Енисейская СПК» имелось две проходных, введенных в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ

Между тем, из представленной по судебному запросу Арбитражным судом Красноярского края копии инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что в ОАО «Нижне-Енисейская СПК» на тот момент имелось одно здание проходной.

Из пояснений допрошенного в судебном заседании свидетеля свидетель усматривается, что он, являясь конкурсным управляющим ОАО «Нижне-Енисейской СПК» продал Майер В.В. здание проходной, которая на тот момент была единственной на территории предприятия, размер площади точно не помнит, от 40 до 50 кв.м. Все здания, расположенные на территории данного предприятия, в том числе проходная, имели один адрес: г<адрес>. На представленной для обозрения фотографии (фотографии приобщены к материалам дела по ходатайству истца, при этом представитель ответчика подтвердил, что на данных фото изображен спорный объект недвижимости) свидетель узнал указанное здание проходной.

Согласно пояснениям в судебном заседании свидетеля <свидетель> она в период ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работала в ОАО «Нижне-Енисейская СПК» главным бухгалтером (подтверждается сведениями из трудовой книжки, копии которой имеются в материалах дела). Она принимала у Майер В.В. деньги за приобретенную им проходную, запечатленную на представленной ей в суде для обозрения вышеуказанной фотографии.

Давая оценку факту несоответствия года ввода в эксплуатацию спорного здания, указанного в кадастровом паспорте (1977 г.), сведениям из плана приватизации (1960 г.), суд учитывает, что, как было указано выше, разрешение на ввод его в эксплуатацию и техническая документация на данный объект недвижимости не сохранилась, в том числе на момент постановки здания на кадастровый учет, в связи с чем, установить точный год ввода здания в эксплуатацию в настоящий момент не возможно.

Однако, суд учитывает, что площадь здания, указанная в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года и в кадастровом паспорте спорного объекта недвижимости, совпадает: <площадь>

Таким образом, здание проходной, право собственности на которую зарегистрировано за муниципальным образованием г. Енисейск с указанием адреса: <адрес>, и приобретенное Майер В.В. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года здание проходной является одним и тем же объектом недвижимости, что не оспаривается сторонами.

Разрешая заявленные требования, суд также учитывает, что ответчик не пользовался спорным объектом недвижимости ни с момента издания вышеуказанного Приказа комитета по управлению муниципальным имуществом г. Енисейска от 14.12.1996 года, ни с момента регистрации права собственности, доказательств обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено. При этом суд учитывает, что с момента заключения истцом указанного договора купли-продажи Майер В.В. пользуется данной проходной, что подтверждается показаниями в судебном заседании свидетеля <свидетель>, и не оспорено ответчиком.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для признания за ответчиком права собственности на спорный объект недвижимости не имелось, поскольку на момент вынесения Приказа комитета по управлению муниципальным имуществом г. Енисейска от 14.12.1996 года здание проходной принадлежало ОАО «Нижне-Енисейской сплавной конторе» на основании вышеуказанного Плана приватизации, который не соответствующим закону признан не был. Помимо того, в указанном Приказе не указано законного основания для возникновения у ответчика права собственности на спорный объект недвижимости, суду не представлено, в том числе регистрирующим органом, приложение к Приказу, в котором было бы указано данное нежилое здание, которое в соответствие с данным Приказом должно было быть внесено в реестр муниципальной собственности. Таким образом, только ОАО «Нижне-Енисейской сплавной конторе» могла распоряжаться принадлежащим ей зданием проходной, которое впоследствии, в ходе конкурсного производства, было продано истцу. Тот факт, что совершенная между истцом и бывшим собственником здания проходной сделка не была зарегистрирована в установленном законом порядке, правового значения для настоящего спора не имеет. Однако, суд учитывает, что в настоящее время в производстве Енисейского районного суда Красноярского края находится гражданское дело по иску Майер В.В. к администрации г. Енисейска о государственной регистрации сделки и перехода права собственности на нежилое здание по адресу: <адрес>.

Довод представителя ответчика о не нарушении ответчиком установленной законом процедуры регистрации права собственности на здание проходной является не состоятельным в силу вышеизложенного. При этом факт соблюдения либо нарушения установленной Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» процедуры регистрации соответствующего права правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что произведенная регистрация права собственности муниципального образования г. Енисейск на нежилое здание по адресу: <адрес>, нарушает права истца, в связи с чем, исковые требования о прекращении права собственности муниципального образования город Енисейск Красноярского края на нежилое здание законны, обоснованы и подлежат удовлетворению. Вступившее в законную силу настоящее решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Майер В.В. удовлетворить.

Прекратить право собственности муниципального образования город Енисейск Красноярского края на нежилое здание, площадью <площадь> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

Вступившее в законную силу настоящее решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Енисейский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.П. Артемьева

Мотивированное решение составлено 16 января 2017 г.

Решение суда в законную силу не вступило.

Копия верна. Подлинник решения суда находится в Енисейском районном суде Красноярского края в гражданском деле № 2-1547/2016.

Судья М.П. Артемьева

2-1547/2016 ~ М-1323/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Майер Виталий Валентинович
Ответчики
Администрация г.Енисейска
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
МКУ «Управление муниципальным имуществом города Енисейска»
Пучков Николай Николаевич
Отдел строительства и архитектуры города Енисейска
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Артемьева М.П.
Дело на странице суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
22.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2016Передача материалов судье
25.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2016Судебное заседание
22.09.2016Судебное заседание
09.11.2016Судебное заседание
17.11.2016Судебное заседание
06.12.2016Судебное заседание
16.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2017Дело оформлено
20.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее