Дело № 2-22/2020
УИД 10RS0003-01-2019-000549-31
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2020 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронца С.В. к администрации Кемского муниципального района о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на наследуемое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Миронец С.В. обратился в суд с названными исковыми требованиями к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходится ему родной бабушкой. В 1994 году М., на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, был предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок в районе строящегося <адрес>, под строительство гаража в кирпичном исполнении, с М. был заключен соответствующий договор аренды земельного участка. Строительство гаража осуществлялось строительной организацией АСМП <адрес>, на основании заключенного с М. договора от ДД.ММ.ГГГГ. Гараж передан в собственность М. ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ М. умерла.
После ее смерти наследство приняли ее супруг, Т., и по праву представления внук, Миронец С.В., по 1/2 доли в праве собственности на наследуемое имущество.
Указанный выше гараж в наследственную массу включен не был по причине того, что при жизни М. надлежащим образом не зарегистрировала право собственности на гараж.
ДД.ММ.ГГГГ Т. умер. Единственным наследником Миронца B.C. является он - Миронец С.В.
В установленный законом шестимесячный срок Миронец СВ. обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако указанный выше гараж в наследственную массу включен не был по причине того, что при жизни М., а потом Т. надлежащим образом не зарегистрировали право собственности на гараж. На данное наследственное имущество не имеется никаких притязаний со стороны третьих лиц.
Просил: 1) Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти М., гараж, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (между школой и 50-квартирным жилым домом), инвентарный №; 2) признать за Миронцом С.В., право собственности на 1/2 долю в праве на указанный гараж в порядке наследования; 3) включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти Т., 1/2 долю гаража, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (между школой и 50-квартирным жилым домом), инвентарный №; 4) признать за Миронцом С.В., право собственности на 1/2 долю в праве на указанный гараж в порядке наследования.
Истец Миронец С.В. в судебное заседание не явился, в поступившей телефонограмме исковые требования поддержал в полном объеме и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности Анциферова О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – нотариус Кемского нотариального округа, в судебное заседание не явилась, в поступившем ответе на запрос суда просила рассмотреть дело без ее участия, возражений по иску не имела.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав представителя истца Анциферову О.В., изучив материалы дела, материалы наследственного дела №, открытого после смерти М., материалы наследственного дела №, открытого после смерти Т., считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ М. заключила с АСМП <адрес> на строительство гаража со сроком исполнения – декабрь 1994 года.
Постановлением Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ М. предоставлен в долгосрочную аренду сроком на 20 лет земельный участок площадью 25 кв.м в районе строящегося 50-квартирного жилого дома по <адрес> под строительство гаража в кирпичном исполнении. В тот же день Администрацией <адрес> с М. заключен Договор аренды земель несельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым М. предоставлен в аренду земельный участок площадью 25 кв.м. для строительства гаража в кирпичном исполнении в районе <адрес> (между школой и 50 квартирным жилым домом) сроком на 20 лет.
Как следует из представленных истцом квитанций к приходным кассовым ордерам №, №,282,426 и 44 оплата за постройку гаража внесена М. в АСМП в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ ГУП Строительно-монтажный поезд № <адрес> (ранее АСМП) передало в частную собственность М. гараж № в кирпичном исполнении расположенный в районе 50-квартирного дома по <адрес>, что подтверждается справкой начальника СМП-369 от ДД.ММ.ГГГГ.
В Техническом паспорте на здание гаража б/н, инвентарный №, расположенного в <адрес> в районе <адрес> (между школой и 50-квартирным жилым домом) сведения о собственнике гаража отсутствуют. Как следует из Уведомления Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ – 001/2019-30817468 право собственности на указанный гараж ни за кем не зарегистрировано.
ДД.ММ.ГГГГ М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> умерла, о чем ДД.ММ.ГГГГ была составлена запись акта о смерти №, что подтверждается копией повторного свидетельства о смерти серии I-ГИ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС Республики Карелия Российской Федерации. На момент смерти М. она состояла в браке с Т., что подтверждается копией Свидетельства о браке серии II-ЦЮ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ЗАГС <адрес> АССР.
После смерти М. в наследство вступил ее супруг Т. и ее внук – истец Миронец С.В., который наследовал по праву представления после смерти своего отца (сына М. и Т.) – В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Однако указанный гараж в наследственную массу после смерти М. включен не был, так как право собственности на него не было зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством. Изложенное подтверждается материалами наследственного дела №, открытого после смерти М.
ДД.ММ.ГГГГ умер Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец села <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии I-ГИ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС Республики Карелия.
После смерти Т. единственным наследником, вступившим в наследство, является его внук – истец Миронец С.В. 1/2 доля указанного гаража, поскольку гараж был построен в браке и в соответствии с положениями статей 34 Семейного кодекса РФ и 256 Гражданского кодекса РФ является совместно нажитым имуществом супругов М. и Т., в наследственную массу после смерти Т. включена не была, в связи с тем, что право собственности на гараж в установленном порядке не зарегистрировано. Изложенное подтверждается материалами наследственного дела №, открытого после смерти Т.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пунктом 2 ст. 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Статьей 1111 ГК РФ предусмотрено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных данным Кодексом.
В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Согласно п. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Статьей 1141 ГК РФ предусмотрено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ). Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (п. 2 ст. 1142 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 1146 ГК РФ установлено, что доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
В соответствии со статьей 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
Из пункта 2 статьи 1152 ГК РФ следует, что принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии со свидетельством о рождении серии II-ГИ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Райотделом ЗАГС <адрес> истец Миронец С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения приходится сыном В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершему ДД.ММ.ГГГГ (повторное свидетельство о смерти серии II-ВО № от ДД.ММ.ГГГГ). В. приходится сыном Т. и М., что подтверждается копией повторного свидетельства о рождении В. серии I-ГИ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС РК РФ. У Т. и М. других детей не было.
Таким образом, единственным наследником на имущество, оставшееся после смерти Т., является его внук - истец Миронец С.В., наследующий в соответствии с положениями п. 2 ст. 1142 ГК РФ по праву представления.
Из материалов наследственных дел следует, что истец Миронец С.В. обратился к нотариусу в установленный статьей 1154 ГК РФ шестимесячный срок с заявлениями о принятии наследства после смерти своих бабушки и дедушки: М. и Т. и ему были выданы свидетельства о праве на наследство на различное имущество принадлежавшее наследодателям, то есть истец вступил в наследство. Однако, спорный гараж в состав наследственного имущества, как после смерти М., так и после смерти Т., включен не был, свидетельство о праве на наследство в виде указанного гаража ни истцу, ни умершему Т. нотариусом не выдавалось.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктами 2, 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также вступившие в законную силу судебные акты.
На основании ч.1 ст. 58 указанного Федерального закона № 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При таких обстоятельствах, на основании изложенного, приведенных норм права и ст., ст. 218, 219 ГК РФ, учитывая, что 6-ти месячный срок вступления в наследство после смерти М., умершей ДД.ММ.ГГГГ и Т., умершего ДД.ММ.ГГГГ истек, факт принадлежности гаража наследодателям на праве собственности установлен, суд удовлетворяет иск, и включает гараж инвентарный № в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти М., а также включает 1/2 долю указанного гаража в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Т. и признает за истцом право собственности на 1/2 долю указанного гаража в порядке наследования после смерти М. и на 1/2 долю указанного гаража после смерти Т., поскольку: в судебном заседании установлено, что спорный гараж был возведен супругами Миронец на законных основаниях с разрешения Главы администрации <адрес>, гараж принадлежал на праве собственности наследодателям М. и Т., что после смерти наследодателей единственным наследником, вступившим в наследство, является их внук – истец Миронец С.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Миронца С.В. – удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти ДД.ММ.ГГГГ М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гараж, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (между школой и 50-квартирным жилым домом), инвентарный № и признать за Миронцом С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на 1/2 (одну вторую) долю указанного гаража.
Включить в наследственную массу после смерти ДД.ММ.ГГГГ Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, 1/2 долю гаража, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (между школой и 50-квартирным жилым домом), инвентарный № и признать за Миронцом С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на 1/2 (одну вторую) долю указанного гаража.
Решение является основанием для регистрации права собственности за Миронцом С.В. на указанное недвижимое имущество в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 17 января 2020 года.