Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4976/2023 ~ М-3780/2023 от 27.07.2023

63RS0039-01-2023-004070-73

2-4976/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2023 года                              г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Копьёвой М.Д. при секретаре Цыковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4976/2023 по иску Егоровой Ирины Алексеевны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Егорова И.А. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Лаврова О.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец Егоров А.И. – лишен родительских прав решением Красноглинского районного суда г. Самары от 11.12.2017. На основании заявления Егорова И.А. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Егорова И.А. просит суд обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.

В судебном заседании истец Егорова И.А. и ее представитель Куликова А.Р. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара Чаплиёв С.Ю., действуя на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым просил отказать в удовлетворении исковых требований, дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель Департамента семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 12.11.2014) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частями 4,5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД предусмотрено, что Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ч.9 ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 12.11.2014) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.

В соответствии с ч.2, 4 ст.16 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 12.11.2014) действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) и настоящим Законом.

В силу ст.ст. 5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Как следует из ч.2 ст.1 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.22 Устава городского округа Самара Самарской области (в редакции решения Думы г.о. Самара от 03.12.2015) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: Дума г.о. Самара - представительный орган г.о. Самара; Глава городского округа Самара - высшее выборное должностное лицо городского округа Самара, избираемое Думой городского округа Самара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляющее Администрацию городского округа Самара; Администрация г.о. Самара – исполнительно-распорядительный орган г.о.Самара; Контрольно-счетная палата городского округа Самара - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля; Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент градостроительства г.о. Самара.

В соответствии с Уставом г.о.Самара Самарской области органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

В 2021 году в целях исполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в сфере предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, между министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области и Администрацией г.о. Самара в лице Главы городского округа Самара было заключено соглашение от 28.01.2021 № 27 о предоставлении субвенции местному бюджету из бюджета Самарской области на осуществление органом местного самоуправления государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договору найма специализированных жилых помещений на 2021 и на плановый период 2022-2023 года.

Ввиду внесения изменений в Закон Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» в части передачи полномочий по реализации мероприятий в рассматриваемой сфере от министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области министерству строительства Самарской области, между министерством строительства Самарской области и Администрацией г.о. Самара в лице Главы городского округа Самара как лицом, представляющим городской округ Самара в силу ст. 24 Устава, было заключено соглашение от 07.04.2022 № 25 «О предоставлении субвенции местному бюджету из бюджета Самарской области на осуществление государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов» (далее - Соглашение № 25).

Согласно п. 7.2 Соглашения № 25 Администрация г.о. Самара в лице Главы г.о. Самара вправе уполномочить орган местного самоуправления на исполнение настоящего соглашения.

Администрацией г.о. Самара принято постановление от 13.04.2022 № 241 «Об установлении отдельного расходного обязательства городского округа Самара на 2022 год и признании утратившим силу постановления Администрации городского округа Самара от 19.05.2021 № 313 «Об установлении отдельного расходного обязательства городского округа Самара», согласно которому главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий по осуществлению государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договору найма специализированных жилых помещений, является Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Из материалов дела следует, что Егорова И.А., 24.07.2002 года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о смерти III-ЕР № 766150 мать Егоровой И.А. умерла 03.07.2017 г.

Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 11.12.2017 г. отец истца Егоров А.И. лишен родительских прав.

Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от 28.05.2018 года №1289 Егорова И.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по городскому округу Самара.

Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда Егоровой И.А. не предоставлялось, жилого помещения за ней не закреплялось.

Данные обстоятельства подтверждаются отсутствием доказательств, указывающих на обратное, выпиской из ЕГРН, а также не отрицались в отзывах участников процесса.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что Егорова И.А. обладает правом на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилого фонда по договору найма, учитывая приведенные выше нормы права, поскольку Департамент управления имуществом г.о. Самара обладает необходимым объемом полномочий, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы участников процесса, указанные в отзыве, о том, что при предоставлении истцу жилого помещения будут нарушены права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает несостоятельными. Ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляются в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Формирование субъектом РФ указанных списков означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, наличие таких списков может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Егоровой Ирины Алексеевны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871) предоставить Егоровой Ирине Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты>) благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд города Самары в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья             (подпись)                М.Д. Копьёва

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 04.10.2023 г.

2-4976/2023 ~ М-3780/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Егорова И.А.
Егорова И.А.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Министерство строительства Самарской области
Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Копьёва М. Д.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
27.09.2023Судебное заседание
27.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2023Передача материалов судье
03.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2023Предварительное судебное заседание
11.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее