Производство №5-360/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
12 апреля 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Степановой Ю.С.,
с участием представителя ООО «Севтранстрест» Рыбкина В.С.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности:
ООО «Севтранстрест», юридический адрес: г. Севастополь, ул. Паршина, 6/5 ИНН/КПП 9203001609/920301001, ОГРН 1149204012275,
по ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
02.02.2022 года в 10 часов 40 минут на остановке общественного транспорта «Площадь Нахимова» ООО «Севтранстрест» не выполнило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно: в транспортных средствах, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Севастополя №110 «пл. Ластовая - ул. Маринеско», г.р.н. №, №109 «пр-т. Победы - ул. Бориса Михайлова», г.р.н. №, №112 «ул. Мореходная – бухта Камышовая» г.р.н. № предоставляло транспортные услуги гражданам, не соблюдающим масочный режим, чем нарушен п. 13 Указа Губернатора города Севастополя №14-УГ
Действия ООО «Севтранстрест» квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО «Севтранстрест» Рыбкин В.С. указал, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает невыполнение Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 настоящего Кодекса. Указанные Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 №417, которые не содержат в себе требований по осуществлению контроля пассажиров, по соблюдению масочного режима; Указ Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 №14-УГ не является Правилами поведения и не содержит в себе конкретные нормы и правила поведения, регулирующие порядок действий юридического лица и непосредственно водителя пассажирского автобуса, в отношении пассажиров не соблюдающих в пути следования масочный режим. Таким образом, полагал, что в действиях общества отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
Представитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения представителя, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании подпункта "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417, в соответствии с подпунктом "б" пункта 3, подпунктами "в", "г" пункта 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту "б" пункта 6 статьи 4.1, подпунктов "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пункта 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, указано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 №14-УГ "О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в городе Севастополе новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на основании которого, на территории города Севастополя с 17.03.2020 года введен режим повышенной готовности.
Также пунктом 13 того же Указа Губернатора города Севастополя (в редакции №51 от 27.09.2021, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в местах массового скопления людей (в том числе в торговых объектах) и перевозку железнодорожным, автомобильным, электрическим и морским транспортом обязаны отказывать в предоставлении транспортных услуг и не осуществлять продажу товаров (выполнение работ или оказание услуг) гражданам, не соблюдающим масочный режим.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Данная правовая позиция изложена в ответе на вопрос № 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судом, в 10.40 час. 02 февраля 2022 года в ходе проведения надзорных мероприятий должностным лицом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя на остановке общественного транспорта «Площадь Нахимова» в г. Севастополе выявлено, что в транспортных средствах, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Севастополя №110 «пл. Ластовая - ул. Маринеско», г.р.н. №, №109 «пр-т. Победы - ул. Бориса Михайлова», г.р.н. №, №112 «ул. Мореходная – бухта Камышовая» г.р.н. №, ООО «Севтранстрест» в нарушении требований Указа Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 №14-УГ "О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности" не выполнило требования правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно предоставляло транспортные услуги гражданам, не соблюдающим масочный режим, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Севтранстрест» указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 02.02.2022, фотоматериалом, видеофиксацией выявленного правонарушения, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Севтранстрест»; протоколом об административном правонарушении №26 от 18.02.2022 в отношении ООО «Севтранстрест», в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, указаны нормативные правовые акты, нарушение которых вменяется обществу, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии законного представителя общества – директора Будыша Д.В., которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлен, копию его для сведения получил на руки, о чем свидетельствуют его собственноручные подписи, протокол содержит все сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, в том числе подпись должностного лица, его составившего.
В соответствии с пунктом 18 части 5 и частью 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 975-р; должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
Такой перечень установлен, в том числе, Указом Губернатора города Севастополя от 02.04.2020 N 24-УГ, в приложении 11 которого определено, что составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется, в том числе главным специалист-эксперт отдела организации пассажирских перевозок Управления транспорта Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя.
В данном случае следует отметить, что надзорные мероприятия в рассматриваемом случае проводились не в рамках осуществления государственного, муниципального контроля, а в связи с проверкой реализации требований Указа Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 №14-УГ о принятии обязательных для исполнения организациями мер по недопущению распространения короновирусной инфекции посредством не оказания услуг перевозок гражданам, не соблюдающим масочный режим, в пределах предоставленного названным Указом права на составление протоколов об административном правонарушении при выявлении таких фактов, который не содержит норм, обязывающих должностное лицо государственного органа назначать выездную или документарную проверку, в связи с чем положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при установленных обстоятельствах не применяются, необходимости издания распоряжения о назначении и проведении проверки, получения согласия прокурора на ее проведение, составления акта по результатам проверки не имелось.
Приобщенные к материалам дела доказательства оформлены должностным лицом, в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Представленный фото и видео материалы, полученные в ходе проверочных мероприятий по вышеназванному адресу, с очевидностью фиксирует как нахождение пассажиров в автобусах по вышеуказанным маршрутам без средств индивидуальной защиты органов дыхания - масок, так и осуществление расчетов с водителем, является приложением к протоколу об административном правонарушении, в котором содержатся сведения о дате и времени проведения фотосъемки, фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем, в силу части 2 статьи 26.7 КоАП РФ, указанный фото и видео материалы являются документальным доказательством по рассматриваемому делу об административном правонарушении.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания фото и видео материалов доказательством по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает, также КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
С учетом изложенного, ООО «Севтранстрест», деятельность которого связана с оказанием услуг перевозок, не выполнило требования правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, допустило оказание услуг пассажирам в автобусах, находящихся без индивидуальных средств защиты органов дыхания (масок), что является не исполнением обязательных для исполнения организациями установленных Указом Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 года №14 -УГ Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, принятых в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), защиты населения города Севастополя, что свидетельствует о наличии в действиях указанного общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что ООО «Севтранстрест» приняты все зависящие меры по соблюдению требований правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, общество обеспечило неукоснительное соблюдение пассажирами использования средств индивидуальной защиты органов дыхания при проезде на общественном транспорте материалы дела не содержат, ссылок на такие доказательства не имеется, тогда как возможность для соблюдения действующего законодательства в период режима повышенной готовности, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, у данного общества имелась, что свидетельствует о его вине.
В силу положений статьи 2.9 КоАП РФ, разъяснений, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из оценки фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также характера совершенного противоправного деяния, эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), которой по решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года данная ситуация признана пандемией, пренебрежительного отношения общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ на основании статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Вместе с тем, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «Севтранстрест» судом не установлено.
Решая вопрос о назначении наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, общественную опасность, имущественное положение ООО «Севтранстрест», наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств административную ответственность, в связи с чем полагаю необходимым применить к ООО «Севтранстрест» административное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в виде предупреждения, что соответствует разъяснениям, изложенным в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) (вопрос 21).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.4.1 – 4.3, 20.6.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
ООО «Севтранстрест» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 10 суток, со дня вручения или получения копии данного постановления, путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Судья Степанова Ю.С.