РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.02.2014 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Япрынцевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по заявлению Воронкина С. В. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Воронкина С. В. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что дата обратилась в министерство с заявлением №... о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, участок б/н, площадью №... кв.м., с целью предоставления под садоводство с приложенными необходимыми документами. Уведомлением №... от дата министерство отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Не согласившись с решением министерства она обратилась в суд, который дата вынес решение об обязании ответчика направить в Департамент строительства и архитектуры г. о. Самары обращение об утверждении схемы расположения земельного участка и по получении ответа принять решение по заявлению. Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара подготовил распоряжение № РД-799 от дата «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: адрес, участок б/н для садоводства». дата земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №.... Однако, дата министерство приняло решение об отказе в предоставлении земельного участка. Считает, что отказ министерства в предоставлении в собственность испрашиваемого заявителем земельного участка не соответствует закону, нарушает конституционные права заявителя иметь в частной собственности землю, и в связи с этим должен быть признан незаконным. Просит признать незаконным уведомление, выданное Воронкина С. В. Министерством имущественных отношений Самарской области, №... от дата об отказе в предоставлении земельного участка кадастровый номер №... (земли населенных пунктов) расположенного по адресу: адрес, участок б/н, площадью №... кв.м., с разрешенным использованием: под садоводство, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области предоставить в собственность Воронкина С. В. земельный участок (земли населенных пунктов) кадастровый номер №... расположенный по адресу: адрес, участок б/н, площадью №... кв.м., с разрешенным использованием : под садоводство.
В ходе рассмотрения дела, Воронкина С. В. заявление уточнила. Просит признать незаконным уведомление, выданное Министерством имущественных отношений Самарской области за №... от дата об отказе в предоставлении земельного участка кадастровый номер №... (земли населенных пунктов) расположенного по адресу: адрес, участок б/н, площадью №... кв.м., с разрешенным использованием под садоводство; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области предоставить бесплатно в собственность Воронкина С. В. земельный участок (земли населенных пунктов) кадастровый номер №... расположенный по адресу: адрес, участок б/н, площадью №... кв.м., с разрешенным использованием : под садоводство.
В судебном заседании представитель Воронкина С. В. – Инжеваткина Е. М. , действующая по доверенности №... от дата, уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в первоначальном и уточненном заявлении. Пояснила, что в своем уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка Министерство ссылается на требования пункта 4.1. СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Правил благоустройства, обеспечения
чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных
Постановлением Главы г.о. Самара № 404 от 10.06.2008, а также пункты 6.1. и 6.4 Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 «Об утверждении правил создания, охраны и
содержания зеленых насаждений в городах РФ», которыми установлено, что на озелененных территориях необходимо
обеспечить сохранность зеленых насаждений. Самовольная вырубка деревьев не
допускается. Считает, что данный отказ министерства незаконен и противоречит
действующему законодательству, поскольку министерством не доказано, какое дерево и
какие кустарники находятся на испрашиваемом земельном участке, есть ли эти деревья
непосредственно на испрашиваемом земельном участке. Согласно Постановления Главы
Г.О.Самара от 10.06.2008 № 404 администрация г.о. Самары должна вести учет зеленых
насаждений. Министерство не направляло письмо в отдел благоустройства
администрации г.о.Самара и не получало ответа о наличии на испрашиваемом земельном
участке деревьев. Просит заявленные требования Воронкина С. В. удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области- Фитчина А. О., действующая на основании доверенности №... от дата, заявленные требования Воронкина С. В. не признала, поддержала доводы отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, изложенные в уведомлении от дата. Пояснила, что отказ министерства в предоставлении испрашиваемого Воронкина С. В. земельного участка в собственность вынесен законно и обоснованно, поскольку комиссией по проведению осмотра испрашиваемого заявителем в собственность земельного участка, что подтверждается актом осмотра земельного участка от дата №... установлено, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения: дерево и кустарники. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил ходатайство, в котором просил дело рассмотреть в отсутствии представителя. Кроме того, направил отзыв на заявление, в котором решение об удовлетворении заявленных требований Воронкина С. В. оставил на усмотрение суда.
Суд, выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, полагает, что требования Воронкина С. В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Порядка, граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в министерство и прилагают определенный перечень документов.
В соответствии с п. 2.3. вышеуказанного Порядка Министерство имущественных отношений Самарской области обязано не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в п.п.2.1. и 2.2. Порядка, провести их проверку на соответствие установленным требованиям, и в случае несоответствия вернуть заявление о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Согласно п. 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение госкадастра недвижимости, госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и т.п. с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
В судебном заседании установлено, что Воронкина С. В. дата обратилась в Министерство имущественных отношений адрес с заявлением №... о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, участок б/н, площадью №... кв.м., с целью предоставления под садоводство с приложенными необходимыми документами.
Уведомлением №... от дата Министерство имущественных
отношений Самарской области отказало Воронкина С. В. в предоставлении в собственность испрашиваемого заявителем земельного участка, расположенного по адресу: адрес, участок б/н, №....м., с целью предоставления под садоводство в связи с тем, что комиссией по проведению осмотра испрашиваемого в собственность земельного участка установлено, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения (л.д. 8).
Так, из акта осмотра земельного участка от дата, составленного ГБУ Самарской области «Региональный центр недвижимости» следует, что на участке находится одно дерево и кустарники.
Между тем, как следует из ответа Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара от дата, дата специалистом Департамента совместно с заявителем Воронкина С. В. осуществлялся выезд на вышеуказанный участок, в ходе визуального осмотра данного участка в пределах его границ, деревья и кустарники обнаружены не были.
Из представленного суду письма Администрации Советского района г. Самары №дата следует, что в результате комиссионного выхода на место по адресу адрес, участок б/н, площадью №... кв.м. древесно-кустарниковой растительности не выявлено.
Из представленных суду фотоматериалов испрашиваемого заявителем земельного участка также не усматривается на территории земельного участка в пределах его границ деревьев, кустарников или каких-либо иных насаждений.
Согласно абз.3 ч.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
На основании п. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено, что все необходимые документы заявителем были предоставлены в Министерство имущественных отношений Самарской области, ответов уполномоченных органов, свидетельствующих о невозможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка на предмет наличия на нем деревьев суду не представлено.
В силу ч.1 ст. 61 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых и др. озелененных территориях в границах этих поселений.
Министерство имущественных отношений Самарской области не представило суду доказательств того, что участок находится в границах красных линий, является территорией общего пользования, относится к землям лесного фонда и к участкам городских лесов, находится в береговой полосе водного объекта, а также то, что участок может быть использован не для целей садоводства.
Напротив, из ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от дата следует, что земельный участок в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат в программу ГИС ИнГЕО к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий не относится.
Суд также учитывает, что распоряжением № РД-799 от дата Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу адрес, участок б/н, площадью №... кв.м. для садоводства.
Кроме того, из письма Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от дата следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в территориальной зоне Ж2 и может быть использован под садоводство, данный земельный участок не относится к территории общего пользования, красных линий на участке нет. Таким образом, учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что министерство имущественных отношений Самарской области в процессе обработки документов не направляло запросы в уполномоченные органы, не определялись порода деревьев, их количество, в деле отсутствует заключение на предмет отнесения деревьев и кустарников к зеленому фонду, суд считает вынесенный министерством отказ в предоставлении земельного участка по указанным в нем основаниям, незаконным.
Кроме того, в соответствии с п. 3 главы 26 раздела 8 Правил благоустройства действие Правил не распространяется на земельные участки, на которых расположены зеленые насаждения, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, земель лесного фонда и городских лесов, плодово-ягодные зеленые насаждения, расположенные на территориях индивидуальных домовладений, садоводческих, дачных и огородных участках.
Таким образом, суд полагает, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области неправомерен, нарушает права заявителя на предоставление земельного участка и в соответствии с законом РФ №... от дата (в ред. от дата) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» требование Воронкина С. В. о признании отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка, площадью №... кв.м., с разрешенным использованием под огородничество, расположенного по адресу: адрес участок без номера, площадью №... кв.м., незаконным, подлежит удовлетворению.
В связи с удовлетворением требования о признании отказа министерства о предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка незаконным, суд полагает необходимым обязать министерство возобновить рассмотрение по существу заявление Воронкина С. В. от дата о предоставлении бесплатно вышеуказанного земельного участка.
Требование Воронкина С. В. обязать Министерство имущественных отношений Самарской области предоставить бесплатно в собственность вышеуказанный земельный участок не может быть удовлетворено, поскольку судом проверялась законность отказа лишь по основанию, указанному в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Воронкина С. В. удовлетворить частично.
Признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области №... от дата об отказе в предоставлении земельного участка расположенного по адресу: адрес, участок б/н, площадью №... кв.м., с разрешенным использованием под садоводство - незаконным.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение по существу заявления Воронкина С. В. от дата о предоставлении бесплатно земельного участка кадастровый номер №... (земли населенных пунктов) расположенного по адресу: адрес, участок б/н, площадью №... кв.м., с разрешенным использованием под садоводство.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда принято 24.02.2014г.
Судья подпись Курмаева А.Х.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья:
Секретарь: