Дело № 2-398/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2018 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Зизюка А.В.,
при секретаре Хорьковой К.А.,
с участием представителя истца Думлер Ю.Г., представителей ответчика Лопатина В.А., Гераймович Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Зырянского района Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ГазТехСервис» о понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор Зырянского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственности «ГазТехСервис» (далее – ООО «ГазТехСервис»), в котором с учетом увеличения заявленных требований просит обязать ответчика:
-создать и поддерживать в течение всего отопительного сезона 2017-2018 годов на котельной «Кирзаводская», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, нормативный эксплуатационный запас твердого топлива из расчета 45 суточной потребности в количестве 87,84 тонн с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона;
-создать и поддерживать в течение всего отопительного сезона 2017-2018 годов на котельной «Калининская», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, нормативный эксплуатационный запас твердого топлива из расчета 45 суточной потребности в количестве 121,545 тонн с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона;
-создать и поддерживать в течение всего отопительного сезона 2017-2018 годов на котельной «Чапаевская», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, нормативный эксплуатационный запас твердого топлива из расчета 45 суточной потребности в количестве 129,375 тонн с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона;
-создать и поддерживать в течение всего отопительного сезона 2017-2018 годов на котельной «ЦБР», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, нормативный эксплуатационный запас жидкого топлива из расчета 30 суточной потребности в количестве 52,8 тонн с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона;
-создать и поддерживать в течение всего отопительного сезона 2017-2018 годов на котельной «Центральная», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, нормативный эксплуатационный запас жидкого топлива из расчета 30 суточной потребности в количестве 234,84 тонн с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона.
В обоснование заявленных требований указывает, что муниципальное образование «Зырянское сельское поселение» является собственником котельных: «Кирзаводская», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, «Калининская», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, «Чапаевская», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, «ЦБР», расположенной по адресу: <адрес обезличен> «Центральная», расположенной по адресу: <адрес обезличен>. В соответствии с договором аренды муниципального имущества от 18.08.2017 ответчику администрацией муниципального образования «Зырянское сельское поселение» переданы в аренду указанные выше котельные на срок с 18.08.2017 по 17.07.2018. Отопительный сезон на территории Зырянского сельского поселения начался 15.09.2017. В ходе проведенной проверки было установлено, что по состоянию на 19.12.2017 на котельной «Кирзаводская» имеется запас топлива в виде 53,900 тонн угля, на котельной «Калининская» - 45,900 тонн угля, на котельной «Чапаевская» - 53,600 тонн угля, на котельной «ЦРБ» - 11,600 тонн нефти, на котельной «Центральная» - 45,232 тонн нефти, что противоречит установленному Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 минимуму топлива, как жидкого, так и твердого. Учитывая, что непринятие мер ООО«ГазТехСервис» по обеспечению необходимого запаса топлива на котельных ставит под угрозу теплоснабжение населения, прокурор Зырянского района Томской области просит возложить на ответчика обязанность по созданию и обеспечению нормативного запаса топлива в указанных котельных.
В судебном заседании представитель истца Думлер Ю.Г. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика ООО «ГазТехСервис» Лопатин В.А., Гераймович Д.С. в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали представленный отзыв на исковое заявление и дополнение к отзыву, в которых указали, что при заключении договора аренды, собственник - муниципальное образование «Зырянское сельское поселение» не передавало ООО «ГазТехСервис» складских помещений для резервного хранения топлива, в связи с чем, последнее заключило договоры поставки с различными организациями – поставщиками топлива, что позволяет обеспечивать на котельных «Кирзаводская», «Калининская», «Чапаевская», «ЦБР», «Центральная» нормативный эксплуатационный запас топлива. Обустройство складских помещений повлечет убытки для ООО «ГазТехСервис», кроме того, муниципальное образование «Зырянское сельское поселение» не предоставляло земельных участков для возведения строений, используемых в качестве складов.
Представитель третьего лица - глава Зырянского сельского поселения Ефремов В.С., в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, где также указал, что поддерживает исковые требования прокурора Зырянского района Томской области в полном объеме.
Заслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Как установлено в судебном заседании, муниципальному образованию «Зырянское сельское поселение» на праве собственности принадлежат здания, расположенные по адресам: <адрес обезличен> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 70-АВ 209799, свидетельством о государственной регистрации права 70-АВ 209804, свидетельством о государственной регистрации права 70-АВ 372892, свидетельством о государственной регистрации права 70-АВ 209801, свидетельством о государственной регистрации права 70-АВ № 209802.
18 августа 2017 года между администрацией муниципального образования «Зырянское сельское поселение» и ООО «ГазТехСервис» был заключен договор аренды муниципального имущества в отношении имущественного комплекса по теплоснабжению, согласно которому арендодатель (муниципальное образование «Зырянское сельское поселение») передало арендатору (ООО «ГазТехСервис»), а последнее приняло во временное владение и пользование имущество, перечень которого указан в приложении № 1. Данное имущество будет использоваться ООО «ГазТехСервис» в своих производственных целях и в целях получения коммерческих результатов в соответствии с конструктивными и эксплуатационными характеристиками имущества, передаваемого в аренду (п. 1.1. договора).
Из приложения № 1 к договору аренды муниципального имущества в отношении имущественного комплекса по теплоснабжению следует, что муниципальное образование «Зырянское сельское поселение» передало ООО «ГазТехСервис» котельные «Кирзаводская», «Калининская», «Чапаевская», «ЦБР», «Центральная».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4 ч. 1 ст. 6).
Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Согласно п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
На основании п. п. 2.6.10, 2.6.13 указанных Правил готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона. В летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 27.02.2018, ООО «ГазТехСервис» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является обеспечение работоспособности котельных.
В соответствии со ст. 2 ч. 1 п. 11 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Пунктом 2 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденного Приказом Министерства энергетики России от 22.08.2013 № 469 предусмотрено, что владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утверждаемыми уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами исполнительной власти Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 10, 11, 12 Порядка определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 № 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного - твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). При этом, согласно пункту 21 Порядка определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 № 377, для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу - 45 суток, по жидкому топливу - 30 суток.
Согласно п. 6 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденного Приказом Министерства энергетики России от 22.08.2013 № 469 владельцы тепловых электростанций создают ННЗТ для обеспечения безаварийной работы оборудования с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года за предыдущие пять лет, в целях поддержания положительных температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях, а также для бесперебойного энергоснабжения потребителей, указанных в пункте 8 настоящего порядка (далее - режим выживания), и используют его при полном отсутствии НЭЗТ.
В соответствии с п. 9 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденного Приказом Министерства энергетики России от 22.08.2013 № 469 владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь, мазут, торф и (или) дизельное топливо, создают ННЗТ, который должен обеспечивать работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток.
Из п. 10 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденного Приказом Министерства энергетики России от 22.08.2013 № 469 следует, что владельцы тепловых электростанций создают НЭЗТ для надежной работы тепловой электростанции в целях обеспечения выполнения показателей производства электрической и тепловой энергии сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемого в установленном порядке.
Согласно п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Как было указано выше, теплоснабжение потребителей муниципального образования «Зырянское сельское поселение» осуществляется котельными «Кирзаводская», «Калининская», «Чапаевская», «ЦБР», «Центральная», принадлежащими на праве собственности муниципальному образованию «Зырянское сельское поселение», переданными по договору аренды ООО«ГазТехСервис».
Таким образом, обязанность по созданию общего нормативного запаса топлива в имущественном комплексе по теплоснабжению возложена на теплоснабжающую организацию ООО «ГазТехСервис».
Из письменного сообщения ООО «ГазТехСервис» следует, что остатки топлива на котельных по состоянию на 19.12.2017 составляют: «Кирзаводская» - 53,900 тонн, «Калининская» - 45,900 тонн, «Чапаевская» - 53,600 тонн, «ЦБР» - 11,600 тонн, «Центральная» - 45,232 тонн.
Учитывая, что на дату предъявления искового заявления (29.01.2018) запас твердого и жидкого топлива на котельных «Кирзаводская», «Калининская», «Чапаевская», «ЦБР», «Центральная» не соответствует объему нормативного эксплуатационного запаса топлива, предусмотренному приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 № 37, в соответствии с которыми объем НЭЗТ должен обеспечивать потребность котельных в топливе на период не менее 45 суток, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Зырянского района Томской области требований.
Обсуждая вопрос об указании в решении суда конкретного размера запаса топлива, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для понуждения ответчика к поддержанию конкретного размера запаса топлива с учетом даты рассмотрения настоящего дела.
Так, процессуальным истцом поставлен вопрос о понуждении ответчика к созданию нормативного запаса топлива с учетом его для количества, необходимого для 45 суточной потребности с расчетом его израсходования до окончания текущего отопительного сезона.
Учитывая, что датой рассмотрения настоящего дела является 13.04.2018, отсутствие сведений о перебоях теплоснабжения указанных котелен, близящееся окончание отопительного сезона, суд не усматривает оснований для понуждения ответчика к созданию конкретного размера запаса топлива, ограничившись лишь указанием на понуждения ответчика к созданию расчета количества, необходимого для 45 суточной потребности с расчетом его израсходования до окончания текущего отопительного сезона.
Доводы ответчика об отсутствии возможности размещения складских помещений на территории котелен, а также непредставление ответчику арендодателем земельных участков для возведения строений, используемых в качестве складов суд отклоняет как не относящиеся к существу настоящего спора, поскольку действующее законодательство не содержит требований об обеспечении запаса топлива именно возле каждой из котелен.
Оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению суд не находит.
В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Так, основания, предусмотренные для обязательного обращения решения суда к немедленному исполнению (ст. 211 ГПК РФ) отсутствуют. Особые обстоятельства, позволившие бы обратить решение суда к немедленному исполнению при рассмотрении настоящего дела не установлены: из письменного пояснения ответчика следует, что запас топлива на котельных имеется в размере минимум 11 тонн, принимает суд во внимание и дату рассмотрения настоящего дела.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчика в доход муниципального образования «Город Томск» составляет 6 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Зырянского района Томской области к обществу с ограниченной ответственностью «Газтехсервис» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газтехсервис» создать и поддерживать в течении всего отопительного сезона 2017-2018 годов для целей эксплуатации котельной «Кирзаводская», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, нормативный эксплуатационный запас твердого топлива из расчета количества, необходимого для 45 суточной потребности с расчетом его израсходования до окончания текущего отопительного сезона.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газтехсервис» создать и поддерживать в течении всего отопительного сезона 2017-2018 годов для целей эксплуатации котельной «Калининская», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, нормативный эксплуатационный запас твердого топлива из расчета количества, необходимого для 45 суточной потребности с расчетом его израсходования до окончания текущего отопительного сезона.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газтехсервис» создать и поддерживать в течении всего отопительного сезона 2017-2018 годов для целей эксплуатации котельной «Чапаевская», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, нормативный эксплуатационный запас твердого топлива из расчета количества, необходимого для 45 суточной потребности с расчетом его израсходования до окончания текущего отопительного сезона.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газтехсервис» создать и поддерживать в течении всего отопительного сезона 2017-2018 годов для целей эксплуатации котельной «ЦРБ», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, нормативный эксплуатационный запас жидкого топлива из расчета количества, необходимого для 30 суточной потребности с расчетом его израсходования до окончания текущего отопительного сезона.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газтехсервис» создать и поддерживать в течении всего отопительного сезона 2017-2018 годов для целей эксплуатации котельной «Центральная», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, нормативный эксплуатационный запас жидкого топлива из расчета количества, необходимого для 30 суточной потребности с расчетом его израсходования до окончания текущего отопительного сезона.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газтехсервис» в доход муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в сумме 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.В. Зизюк