Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2364/2019 ~ М-5210/2018 от 04.12.2018

Дело № 2-2364/19

УИН 24RS0046-01-2018-006271-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2019 года                                            г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Милуш О.А.

при секретаре Плотниковой О.А.,

с участием истца ФИО1 (посредством видеоконференцсвязи), представителя ответчика отдела опеки и попечительства администрации Свердловского района г. Красноярска ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя КГБОУ «Красноярская школа » ФИО4, действующей на основании доверенности от 16.04.2019г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделу опеки и попечительства администрации Свердловского района г. Красноярска, Краевому государственному бюджетному общеобразовательному учреждению «Красноярская школа », Министерству образования Красноярского края о компенсации вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Отделу опеки и попечительства администрации Свердловского района г. Красноярска, Краевому государственному бюджетному общеобразовательному учреждению «Красноярская школа » (КГБОУ «Красноярская школа ») о компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что истец являлся воспитанником детского дома с 1992 года по 1996 год, выпускник 2005 года школы-интерната , в дальнейшем переименованного в , расположенной по адресу: <адрес>, поскольку родители истца были лишены родительских прав в отношении него, кроме того, мать умерла в 1994 либо 1996 году, отец умер в 2009 году. В нарушение его прав о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчики не предоставили ФИО1, как ребенку-сироте, жилое помещение в соответствии с п. 2 ст. 37, п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ. В связи с чем просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 4 000 000 руб.

Определением суда от 18.07.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования Красноярского края.

Истец ФИО1 настаивал на заявленных требованиях, отказавшись от уточнения требований, после разъяснения судом о возможности уточнения требований, просил взыскать с ответчиков в счет компенсации морального либо материального вреда 4 000 000 рублей, за нарушение его жилищных прав на предоставление жилого помещения, как ребенку-сироте.

Представитель ответчика отдела опеки и попечительства администрации Свердловского района г. Красноярска ФИО5 (полномочия проверены), требования не признала, считает их незаконными, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями". На основании п. 3 ст. 8 закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Данное право носит заявительный характер, однако истец с заявлением в администрацию не обращался, никаких документов не предоставлял. Кроме того, действующим законом не предусмотрена выплата денежной компенсации детям-сиротам за не предоставленное жилье. Таким образом, у отдела опеки и попечительства администрации Свердловского района г. Красноярска, согласно действующему законодательству, не имеется основания для выплаты компенсации ФИО1

Представитель ответчика КГБОУ «Красноярская школа » ФИО4 (полномочия проверены), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что требования истца незаконны, поскольку КГБОУ «Красноярская школа » не наделено полномочиями решать вопрос о выплате компенсации за не предоставленное жилье ребенку-сироте.

Представитель ответчика Министерства образования Красноярского края, представитель третьего лица Администрация администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не поступало.

Суд, выслушав мнение участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Министерства образования Красноярского края, третьего лица Администрации г. Красноярска.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со ст. 1, 3 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01.01.2013 утратил силу, а статья 8 Закона № 159-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу п. 3 ст. 8 Закона № 159-ФЗ в новой редакции, Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Статьей 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей. С 21.02.1997г. по 25.05.2006г. обучался в Красноярской школе-интернате , был выпускником данного учебного заседания, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4), и находился на полном государственном обеспечении, согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33,34).

В период с 01.09.2006г. по 30.06.2008г. ФИО1 обучался в КГБПОУ «Профессиональный лицей » <адрес>? после окончания учебного заведения ФИО1, были выданы все документы на руки (л.д.59).

Кроме того, из пояснений истца следует, что после выпуска из КГБОУ «Красноярская школа » ФИО1 с заявлением с целью включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствующие органы не обращался. Вопрос о включении ФИО1 в списки детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Министерством не рассматривался, что также подтверждается письмом Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).

Кроме того, материалами дела установлено, что согласно выписке из решения жилищной комиссии от 19.02.2010г., ФИО6 в связи со сносом жилого дома по адресу: <адрес> «А», было согласовано предварительное распределение жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес>, общей площадью 40,8 кв.м., на семью из 6 человек, в том числе и истца, являвшегося пасынком ФИО6 (л.д. 60).

ДД.ММ.ГГГГ с ФИО6 был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, в договор был включен и ФИО1, как член семьи нанимателя (л.д.65-66), и зарегистрирован по указанному адресу (л.д. 64).

Заочным решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 26.05.2014г., ФИО1 был признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> (л.д.67-68).

Таким образом, судом установлено, и не отрицалось ФИО1, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) и пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) истец до достижения возраста 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением не вставал на учет нуждающихся в получении жилых помещений, а также не обращался в администрацию Свердловского района г. Красноярска, Министерство образования Красноярского края с заявлением для постановки на учет.

В обоснование заявленных требований истцом предоставлены ответы из прокуратуры Красноярского края, прокуратуры Свердловского района г. Красноярска, из Министерства образования Красноярского края, из которых следует, что истец документы для постановки на учет детей-сирот, нуждающихся в жилье, в Министерство образования Красноярского края не предоставлял (л.д.5,6,7).

Судом установлено, что на момент обращения в прокуратуру Красноярского края, которое было направлено по подведомственности в Министерство образования Красноярского края, истец достиг возраста 29 лет, поэтому ему было обоснованно отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.

В связи с достижением возраста, истцу для включения в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями необходимо обратиться в администрацию района, таким образом, право на обеспечение жилым помещением на территории Свердловского района г. Красноярска истцом также не реализовано.

Из материалов дела следует, что истом заявлены требования о возмещении денежной компенсации в сумме 4000000 руб., за причиненные ему страдания.

По смыслу ст. 12 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в этой статье, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. Необходимым условием применения того или иного способа защиты является обеспечение восстановления нарушенного права.

Таким образом, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат, поскольку суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство прямо предусматривает, что требования о выплате компенсации за нарушение его жилищных прав к вышеуказанным ответчикам, не может быть использовано в качестве способа защиты его нарушенного права, поэтому применительно к рассматриваемому спору истец был вправе заявить требование о включении его в списки детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В связи с этим суд приходит к выводу требование истца о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения, так как заявителем избран неверный способ защиты нарушенного права.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделу опеки и попечительства администрации Свердловского района г. Красноярска, Краевому государственному бюджетному общеобразовательному учреждению «Красноярская школа » о компенсации вреда отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательном виде изготовлено 03.09.2019.

Судья                                                          Милуш О.А.

2-2364/2019 ~ М-5210/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Варламов Вячеслав Викторович
Ответчики
Отдел опеки и попечительства по Свердловскому району Г. Красноярска
КГБОУ "Красноярская школа № 4"
Отдел опеки и попечительства по Октябрьскому району г. Красноярска
Другие
Администрация города Красноярска
Министерство образования Красноярского края
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярска
Судья
Милуш О.А.
Дело на странице суда
sverdl--krk.sudrf.ru
04.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2018Передача материалов судье
07.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.04.2019Предварительное судебное заседание
18.07.2019Судебное заседание
27.08.2019Судебное заседание
03.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2019Дело оформлено
13.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее