Дело № 12-584\15
Р Е Ш Е Н И Е
г.Волгоград 29 апреля 2015 года
Судья Центрального районного суда г.Волгограда Пальчинская И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Каминской Н. П. на постановление первого заместителя председателя комитета финансов ... Зенина Е.В. №... от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, с участием представителя заявителя Каминской Н.П. – Мельниковой О.А., представителя Комитета финансов ... Порутчикова И.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением первого заместителя председателя комитета финансов ... Зенина Е.В. №... от ДД.ММ.ГГГГ руководитель инспекции государственного жилищного надзора ... Каминская Н. П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.31 ч.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере ....
Не согласившись с данным постановлением, Каминская Н.П. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, в обоснование жалобы указав, что ДД.ММ.ГГГГ в административном здании инспекции государственного жилищного надзора ..., расположенном по адресу: ..., произошел пожар (вследствие аварии в системе водоснабжения здания и попадания воды в электрическую сеть). В служебных помещениях, пострадавших от пожара, размещались три отдела Инспекции, осуществляющих надзорные функции и решающие первостепенные задачи жилищного надзора, а именно отделы технологического надзора, инспекционного надзора и надзора за порядком начисления платежей. Работать в указанных помещениях было невозможно (запах гари, на полу и станах копоть и следы горения, электроснабжение и водоснабжение отсутствовало). На основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ Инспекцией были заключены следующие государственные контракты: 1) №... от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение текущего ремонта помещений; 2) №... от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение текущего ремонта системы электроснабжения здания, 3) №... от ДД.ММ.ГГГГ на уборку помещения после пожара. Исходя из содержания вынесенного Постановления, Инспекцией при принятии решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), были допущены нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных. В качестве доводов, обосновывающих данную позицию, указывается на то, что пожар в административном здании Инспекции не мог быть отнесен к чрезвычайным ситуациям, и не мог являться основанием для заключения государственного контракта путем размещения заказа у единственного поставщика. Толкование специалистами комитета финансов ... понятия «чрезвычайная ситуация» носит исключительно субъективный характер, поскольку оно прямо не указано в нормах, регулирующих этот вопрос, и очевидно не вытекает из законодательных норм. Инспекция не согласна с указанной позицией, поскольку при заключении контракта руководствовалась исключительно требованиями и понятиями, предусмотренными действующим законодательством (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ГОС. Р 22.0.05-94). Системный анализ указанных норм действующего законодательства свидетельствует о том, что пожар является одним из видов чрезвычайной ситуации. Таким образом, происшествие в виде пожара на территории производственного помещения по ... подпадает под признаки чрезвычайной ситуации в терминологии, определяемой действующими правовыми актами, и буквальное толкование пункта 9 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ допускает заключение в данном случае государственного контракта у единственного поставщика. Других разъяснений о применении данной нормы ни от комитета финансов ..., ни от других уполномоченных федеральных органов власти на момент заключения контракта в Инспекцию не поступало, в связи с чем у Инспекции имелись законные основания для размещения заказа на выполнение работ по ликвидации последствий, возникших вследствие пожара, у единственного поставщика. Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ. Вместе с тем, постановлением руководителя инспекции государственного жилищного надзора ... Каминская Н.П. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.31 КоАП РФ, а именно: включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. Однако, исходя из содержания постановления, в действиях Каминской Н.П. состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.7.31 КоАП РФ, не установлен. Кроме того, административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 7.31 КоАП РФ заключается в наложении на должностное лицо штраф в размере ..., а не ..., как установлено в постановлении.
В судебное заседание заявитель Каминская Н.П. не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена своевременно и надлежащим образом, что следует из уведомления о вручении от ДД.ММ.ГГГГ, причин уважительности неявки в судебное заседание не представила, также как и ходатайств об отложении, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель заявителя Каминской Н.П. по доверенности Мельникова О.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Министерства финансов ... Порутчиков И.А., действующий на основании доверенности, полагал оспариваемое постановление законным и обоснованным, а жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению.
Судья, выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1. - 25.5. КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Из представленных материалов следует, что Министерством финансов ... в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ), на основании приказов министерства финансов ... от ДД.ММ.ГГГГ №... «О проведении внеплановой проверки инспекции государственного жилищного надзора ...» и от ДД.ММ.ГГГГ №... «О внесении изменений в приказ министерства финансов ... от ДД.ММ.ГГГГ №... «О проведении внеплановой проверки инспекции государственного жилищного надзора ...», проведена внеплановая проверка инспекции государственного жилищного надзора ..., по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № 41, из которого следует, что в министерство финансов ... от государственного заказчика – инспекции государственного жилищного надзора ... поступили уведомления о заключении государственных контрактов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №44-ФЗ), а именно:
- уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №... (входящий от ДД.ММ.ГГГГ №06/15874) о заключении государственного контракта на выполнение текущего ремонта нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ №... с ООО «Кельма» на сумму ...
- уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №... (входящий от ДД.ММ.ГГГГ №06/15873) о заключении государственного контракта на выполнение текущего ремонта системы электроснабжения нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №... с ООО «ПБМ» на сумму 161 556, 00 руб. Срок выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по 01.08.2014г;
- уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №... (входящий от ДД.ММ.ГГГГ №06/15972) о заключении договора на уборку помещения после пожара от ДД.ММ.ГГГГ №... с ИП Афанасьевым М.М. на сумму ...
В соответствии с письмом Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ №... перечисленные выше контракты заключены в целях устранения последствий пожара в административном здании инспекции государственного жилищного надзора ... по адресу: Волгоград .... Согласно справке по факту пожара Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по ... от ДД.ММ.ГГГГ №265, сообщение о возгорании в помещении кабинета №... здания инспекции государственного жилищного надзора ..., расположенного по адресу: Волгоград ..., поступило ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением ОНД по ... ОНД по ... УНД ГУ МЧС России по ... от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела установлено, что наиболее вероятной причиной пожара стал аварийный режим работы многофункционального устройства, установленного в помещении кабинета №... Инспекции. Аварийные режим работы многофункционального устройства, оставленного включенным в электрическую сеть по окончанию рабочего времени, произошел вследствие попадания на него воды в процессе затопления помещений Инспекции. Затопление произошло в результате порыва гибкой подводки к смесителю. Согласно отчетов о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), обоснования цены и иных существенных условий исполнения контрактов следует, что Заказчик обосновал выбор способа определения поставщиков невозможностью проведения конкурентных процедур длительным сроком их проведения и необходимостью выполнения работ в сжатые сроки для обеспечения нормального функционирования работы инспекции.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении руководителя инспекции государственного жилищного надзора ... Каминской Н.П. составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.29 ч.1 КоАП РФ, в соответствии с которым «Принимая во внимание, что возгорание произошло 10 мая, являющегося выходным праздничным днем, угрозы жизни и здоровью людей не представляло. Сотрудники Инспекции продолжали исполнять свои функции, срыва производственного процесса не произошло. Юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы нормального, обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта. Ее отличие от случая состоит в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость. При недоказанности чрезвычайности явлений ссылка на непреодолимую силу является несостоятельной. Под непредотвратимостью (непреодолимостью) обстоятельств следует понимать невозможность их предотвращения имеющимися в распоряжении лица техническими и иными средствами. Обстоятельства непреодолимой силы возникают помимо воли и желания человека, их нельзя предвидеть или избежать разумными средствами. На основании изложенного пожар в здании Инспекции не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, поскольку не обладает признаками чрезвычайности и объективной непредотвратимости. Как следует из статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Следовательно, пожар может быть квалифицирован как чрезвычайная ситуация только в том случае, если его причина носит объективный характер и наступили предусмотренные законодательством последствия. Заказчиком не были представлены какие-либо доказательства, подтверждающие введение режима чрезвычайной ситуации, установления уровня реагирования, согласования зоны чрезвычайной ситуации в административном здании инспекции государственного жилищного надзора ... по адресу: Волгоград, .... Из буквального толкования перечисленных правовых актов, следует, что пожар в административном здании инспекции государственного жилищного надзора ..., расположенного по адресу: Волгоград, ... не относится к чрезвычайной ситуации, а также к обстоятельствам непреодолимой силы, с которыми действующее законодательство связывает возможность заключения государственного контракта путем размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)».
Частью ст.7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым Каминская Н.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.31 ч.1 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.7.31 КоАП РФ включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
Обжалуемое заявителем Каминской Н.П. постановление не соответствует вышеуказанным требованиям закона по следующим основаниям.
Так, из протокола об административном правонарушении №... от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в действиях руководителя инспекции государственного жилищного надзора ... Каминская Н.П. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.29 ч.1 КоАП РФ.
Согласно тексту постановления от ДД.ММ.ГГГГ, Инспекция государственного жилищного надзора ... были заключены государственные контракты: 1) №... от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение текущего ремонта помещений; 2) №... от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение текущего ремонта системы электроснабжения здания, 3) №... от ДД.ММ.ГГГГ на уборку помещения после пожара с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Часть 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ содержит перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 ФЗ N 44-ФЗ закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
По мнению административного органа, изложенному как в протоколе об административном правонарушении, так и в обжалуемом постановлении, у руководителя инспекции государственного жилищного надзора ... Каминской Н.П. отсутствовали предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" основания для заключения государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.29 ч.1 КоАП РФ, однако в резолютивной части постановления имеются выводы должностного лица о признании Каминской Н.П. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.31 ч.1 КоАП РФ, без приведения мотивов переквалификации выявленного правонарушения.
При этом наказание, назначенное Каминской Н.П. по ст.7.31 ч.1 КоАП Ф в размере ..., не соответствует санкции применяемой статьи, которая составляет безальтернативный вид наказания в размере ...
Данных о применении положений ч.ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ в постановлении не содержится.
Таким образом, поскольку при рассмотрении дела должностным лицом были допущены существенные процессуальные нарушения, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Каминской Н.П. подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение, поскольку предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий для указанной категории 1 год, в настоящее время по делу не истек.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление первого заместителя председателя комитета финансов ... Зенина Е.В. №... от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым руководитель инспекции государственного жилищного надзора ... Каминская Н. П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.31 ч.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... – отменить, дело направить на новое рассмотрение в Комитет финансов ....
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд ... в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись) Пальчинская И.В.
...