Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5224/2023 ~ М-4372/2023 от 07.07.2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 сентября 2023 года              адрес

Октябрьский районный суд адрес в составе:

председательствующего судьи Синевой Д.Т.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-5224/2023 по административному исковому заявлению ФИО2 к ГУФССП России по адрес, судебному приставу-исполнителю ОСП адрес ФИО4, начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП адрес ФИО5, с участием заинтересованных лиц ФИО16, УФССП России по адрес, ГКУ адрес "Центр занятости населения г.о. Самара", МИФНС России №... по адрес, ООО "Самарские коммунальные системы", ЗАО "Самараэнергосбыт", прокуратурой адрес о признании незаконными действий, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

дата ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУФССП России по адрес, с заинтересованным лицом ФИО16 о признании незаконными действий, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указано, что в марте – апреле 2023 с зарплатного счета ФИО2 в АО КБ «СОЛИДАРНОСТЬ» адрес №..., по постановлению судебного пристав-исполнителя №... от дата, которое ему не вручалось, на депозит УФССП удержана сумма в размере 19 175, 12 руб. На исполнении в ОСП адрес в отношении ФИО2 находится исполнительное производство №... от дата, предмет исполнения – алименты на содержание детей в пользу взыскателя ФИО16 В соответствии со ст. 111 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов. Однако, денежные средства в размере 19 175, 12 руб. в счет погашения задолженности по алиментам не поступили. Ответ прокуратуры от дата на жалобу ФИО2 содержит утверждение, что исполнение требований по исполнительному производству о взыскании задолженности по алиментам относится к 4 очереди взыскания в соответствии со ст. 111 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", что противоречит закону. Жалоба на данный ответ вышестоящему прокурору оставлена без рассмотрения, следовательно меры прокурорского реагирования носят формальный характер, действия должностных лиц УФССП, прокуратуры не соответствуют закону.

Ссылаясь на нарушение прав, ФИО2 просит суд обязать ГУФССП России по адрес перечислить взыскателю ФИО16 алименты в размере 19 175, 12 руб.; направить ФИО2 заказным письмом Почтой России постановление судебного пристава- исполнителя №... от дата; обязать прокуратуру адрес принять меры прокурорского реагирования; признать действия судебного пристава незаконными.

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены – судебный пристав-исполнитель ОСП адрес ФИО4, начальник отделения – старший судебный пристав ОСП адрес ФИО5, в качестве заинтересованных лиц - УФССП России по адрес, ГКУ адрес "Центр занятости населения г.о. Самара", МИФНС России №... по адрес, ООО "Самарские коммунальные системы", ЗАО "Самараэнергосбыт", прокуратура адрес.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от дата N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

В судебном заседании представитель прокуратуры адрес, прокуратуры адрес – помощник прокурора адрес ФИО6, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что дата по результатам рассмотрения, в том числе, жалобы ФИО2 о несогласии с действиями судебного пристава-исполнителя ОСП адрес, в адрес руководителя ГУФССП России по адрес ФИО7 внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об исполнительном производстве и органах принудительного исполнения. Считает, что требования ФИО2 о возложении на прокуратуру адрес обязанности принять меры прокурорского реагирования, удовлетворению не подлежат. В остальной части с требованиями ФИО2 согласилась.

В судебном заседании представитель АО «Самарагорэнергосбыт» ФИО8, действующая на основании доверенности, просила требования ФИО2 оставить без удовлетворения.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об отложении судебного разбирательства не просил.

В судебное заседание административные ответчики, заинтересованные лица взыскатели по сводному исполнительному производству - УФССП России по адрес, УФК по адрес (ГКУ адрес "Центр занятости населения г.о. Самара"), МИФНС России №... по адрес, ООО "Самарские коммунальные системы", ФИО16 не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об отложении судебного разбирательства не просили. От ГКУ адрес "Центр занятости населения г.о. Самара" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Согласно положений части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).

Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от дата N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве) предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что дата судебным приставом-исполнителем ОСП адрес ФИО9 возбуждено исполнительное производство №...-ИП о взыскании с ФИО2 в пользу ЗАО «Самараэнергосбыт» задолженности в размере 19 806 руб.

дата судебным приставом-исполнителем ОСП адрес возбуждено исполнительное производство №...-ИП о взыскании с ФИО2 в пользу УФК по адрес (ГКУ адрес "Центр занятости населения г.о. Самара") задолженности в размере 58 800 руб.

дата судебным приставом-исполнителем ОСП адрес ФИО10 возбуждено исполнительное производство №...-ИП о взыскании с ФИО2 в пользу ООО «Самарские коммунальные системы» задолженности в размере 10 380, 03 руб.

дата судебным приставом-исполнителем ОСП адрес возбуждено исполнительное производство №...-ИП о взыскании с ФИО2 в пользу ИФНС России по адрес (после реорганизации МИФНС России №... по адрес) задолженности в размере 150 руб.

дата судебным приставом-исполнителем ОСП адрес возбуждено исполнительное производство №...-ИП о взыскании с ФИО2 в пользу УФССП России по адрес задолженности в размере 1 000 руб.

дата судебным приставом-исполнителем ОСП адрес ФИО11 возбуждено исполнительное производство №...-ИП о взыскании с ФИО2 в пользу ФИО16 задолженности по алиментам в размере 285 351 руб.

дата судебным приставом-исполнителем ОСП адрес ФИО4 в рамках исполнительного производства №...-ИП от дата вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете №... в АО КБ «Солидарность».

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП адрес исполнительные производства №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП объединены в сводное с присвоением номера №...-СД.

Из представленной суду выписки по счету №... в АО КБ «Солидарность», открытого на имя ФИО2 следует, что на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО4 от дата списаны:

- дата - 1 536 руб.;

- дата – 195, 98 руб.;

- дата – 3 028, 15 руб.;

- дата – 1 859, 35 руб.;

- дата – 717, 01 руб.;

- дата – 11 838, 01 руб., всего 19 175, 12 руб.

Частью 1 статьи 111 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности:

1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.

На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО4 от дата в рамках сводного исполнительного производства №...-СД, удержанные дата со счета ФИО2 №... денежные средства в размере 3 028,15 руб. перечислены:

взыскателю МИФНС России №... по адрес в счет погашения долга в размере 7, 57 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП;

взыскателю ГКУ адрес "Центр занятости населения г.о. Самара" в счет погашения долга в размере 2970, 06 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП;

взыскателю УФССП России по адрес в счет погашения долга в размере 50,52 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП.

На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО4 от дата в рамках сводного исполнительного производства №...-СД, удержанные дата со счета ФИО2 №... денежные средства в размере 11 838,01 руб. перечислены:

взыскателю МИФНС России №... по адрес в счет погашения долга в размере 29,62 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП;

взыскателю ГКУ адрес "Центр занятости населения г.о. Самара" в счет погашения долга в размере 11 610,92 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП;

взыскателю УФССП России по адрес в счет погашения долга в размере 197,47 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП.

На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО4 от дата в рамках сводного исполнительного производства №...-СД, удержанные дата со счета ФИО2 №... денежные средства в размере 1 536, 62 руб. перечислены:

взыскателю МИФНС России №... по адрес в счет погашения долга в размере 3, 84 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП;

взыскателю ГКУ адрес "Центр занятости населения г.о. Самара" в счет погашения долга в размере 1 507, 14 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП;

взыскателю УФССП России по адрес в счет погашения долга в размере 25, 64 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП.

На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО4 от дата в рамках сводного исполнительного производства №...-СД, удержанные дата со счета ФИО2 №... денежные средства в размере 1 859, 35 руб. перечислены:

взыскателю МИФНС России №... по адрес в счет погашения долга в размере 4,65 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП;

взыскателю ГКУ адрес "Центр занятости населения г.о. Самара" в счет погашения долга в размере 1 823, 68 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП;

взыскателю УФССП России по адрес в счет погашения долга в размере 31,02 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП;

На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО4 от дата в рамках сводного исполнительного производства №...-СД, удержанные дата со счета ФИО2 №... денежные средства в размере 195, 98 руб. перечислены:

взыскателю МИФНС России №... по адрес в счет погашения долга в размере 0, 49 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП;

взыскателю ГКУ адрес "Центр занятости населения г.о. Самара" в счет погашения долга в размере 192, 22 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП;

взыскателю УФССП России по адрес в счет погашения долга в размере 3, 27 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП.

На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО4 от дата в рамках сводного исполнительного производства №...-СД, удержанные дата со счета ФИО2 №... денежные средства в размере 717,01 руб. перечислены:

взыскателю МИФНС России №... по адрес в счет погашения долга в размере 1,79 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП;

взыскателю ГКУ адрес "Центр занятости населения г.о. Самара" в счет погашения долга в размере 703,25 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП;

взыскателю УФССП России по адрес в счет погашения долга в размере 11,97 руб. рамках исполнительного производства №...-ИП.

Всего, на основании вышеуказанных постановлений, в рамках сводного исполнительного производства распределено 19 175, 12 руб., как и указано в административном исковом заявлении.

ФИО2, ссылаясь на то, что удержанные за период с марта – апрель 2023 с его расчетного счета в АО КБ «Солидарность» денежные средства в размере 19 175, 12 руб., в нарушение ст. 111 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в счет погашения задолженности по алиментам не поступили, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Сведений об извещении ФИО2 о распределении удержанных с него денежных средств в размере 19 175, 12 руб.; о направлении в его адрес постановления от дата, а также о принятии/ отказе в принятии мер прокурорского реагирования, на дату подачи административного искового заявления, материалы дела не содержат, ввиду чего суд приходит к выводу, что правило об ограничении срока на обращение в суд не может быть применено.

Из материалов дела усматривается, что в ОСП адрес на принудительном исполнении находилось исполнительное производство №...-ИП от дата о взыскании с ФИО12 алиментов в пользу взыскателя ФИО16, которое прекращено на основании пункта 9 части 2 статьи 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с совершеннолетием ребенка; далее на основании постановления от дата о расчете и взыскании задолженности по алиментам, которая составила 285 351,00 руб., в отношении ФИО12 возбуждено новое исполнительное производство №...-ИП от дата о взыскании указанной задолженности.

Согласно Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, часть 2).

Конкретизируя это конституционное предписание, федеральный законодатель закрепил в Семейном кодексе Российской Федерации в числе принципов регулирования семейных отношений заботу о благосостоянии и развитии детей, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (статья 1). На основе этих принципов в Семейном кодексе Российской Федерации определяются права и обязанности родителей и детей, в том числе имущественные, включая право ребенка на получение содержания от своих родителей и обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Данная обязанность, согласно статье 120 того же Кодекса, прекращается в том числе по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (абзац первый пункта 2).

Прекращение алиментных обязательств по достижении ребенком совершеннолетия является основанием прекращения исполнительного производства о взыскании алиментов на основании пункта 9 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве.

Вместе с тем, ни достижение ребенком совершеннолетия, ни прекращение исполнительного производства о взыскании алиментов не изменяют природу ранее возникшего и неисполненного обязательства уплатить алименты на содержание несовершеннолетних детей, пока кредитором по этому обязательству является родитель, в пользу которого такие алименты взысканы.

С учетом этого взыскание в рамках исполнительного производства задолженности по алиментам на содержание несовершеннолетних детей в пользу одного из родителей, образовавшийся на день совершеннолетия ребенка, как и взыскание задолженности по алиментам, образовавшейся до совершеннолетия ребенка, осуществляется в очередности, установленной законом для удовлетворения требования по взысканию алиментов.

Иной подход противоречит закрепленным в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе Российской Федерации принципам равенства обязанностей родителей заботиться о детях и предоставлять им содержание, поскольку усугубляет неравное положение того родителя, алиментные обязательства перед которым не были своевременно исполнены.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 180 КАС РФ в мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от дата N 755-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав пунктом 9 части 2 статьи 43 и частью 1 статьи 111 Федерального закона "Об исполнительном производстве» правовая природа требования к должнику по алиментному обязательству остается неизменной и при взыскании с него задолженности по алиментам. Взыскание задолженности по алиментам в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании постановления судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по уплате алиментов, в том числе при достижении ребенком совершеннолетия, осуществляется в очередности, установленной законом для удовлетворения требования о взыскании алиментов, в первую очередь.

Из справки о движении денежных средств по исполнительному производству №...-ИП от дата о взыскании с ФИО12 алиментов по состоянию на дата следует, что с должника ФИО12 в пользу взыскателя взыскано 5 565, 59 руб., из них 5 451 руб. (дата); 113 руб. (дата); 1, 59 руб. (дата).

Удержанные на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО4 от дата в марте – апреле 2023 года с зарплатного счета ФИО2 в АО КБ «СОЛИДАРНОСТЬ» адрес №... денежные средства в размере 19 175, 12 руб. в счет оплаты задолженности по алиментам в рамках исполнительного производства №...-ИП от дата, не поступили.

Таким образом, распределение на основании постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО4 от дата, от дата, от дата, от дата удержанных в марте – апреле 2023 года с зарплатного счета ФИО2 в АО КБ «СОЛИДАРНОСТЬ» адрес №... денежных средств в размере 19 175, 12 руб. в счет погашения задолженности по сводному исполнительному производству №...-СД в пользу взыскателей УФССП России по адрес, ГКУ адрес "Центр занятости населения г.о. Самара" и МИФНС России №... по адрес, является неправомерным, а действия судебного пристава-исполнителя пристав-исполнитель ОСП адрес ФИО4 незаконными, ввиду чего требования ФИО2 в указанной части подлежат удовлетворению.

Разрешая требования ФИО2 о возложении на ГУ ФССП России обязанности перечислить взыскателю ФИО18 Д.В. денежные средства в размере 19 175, 12 руб., суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке административного судопроизводства суды рассматривают и разрешают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как разъяснено в абзаце четвертом, пятом пункта 1 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Согласно части 2 статьи 119 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 2 и 3 статьи 19 Закона об органах принудительного исполнения, регулирующих вопросы ответственности судебных приставов за противоправные действия, повлекшие причинение ущерба.

Согласно разъяснениям абзаца второго пункта 1, пунктов 80 - 82 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", исковой порядок установлен для рассмотрения требований о возврате реализованного имущества; об обращении взыскания на заложенное имущество; о возмещении убытков, причиненных в результате совершения исполнительных действий и/или применения мер принудительного исполнения, и других. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий осуществляется по правилам главы 17 Закона об исполнительном производстве, но не исключает применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (статья 1069 ГК РФ).

Исходя из системного толкования указанных правовых норм следует, что требование ФИО2 о возложении на ГУ ФССП России обязанности перечислить взыскателю ФИО18 Д.В. денежные средства в размере 19 175, 12 руб., перечисленных на момент рассмотрения дела судом в пользу взыскателей УФССП России по адрес, ГКУ адрес "Центр занятости населения г.о. Самара", МИФНС России №... по адрес, подлежат рассмотрению в порядке предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав и свобод административного истца, принимая во внимание, суд приходит к выводу, что факт признания действий судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО4 по распределению поступивших денежных средств в общей сумме 19 175, 12 руб. в счет погашения задолженности по сводному исполнительному производству №...-СД в пользу взыскателей УФССП России по адрес, ГКУ адрес "Центр занятости населения г.о. Самара" и МИФНС России №... по адрес, будет являться достаточной мерой, свидетельствующей о защите и восстановлении нарушенных прав административного истца.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.

При этом решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к его реализации.

В силу присущего административному судопроизводству принципа диспозитивности только административный истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право, к кому предъявлять административный иск, и в каком объеме требовать от суда защиты (часть 1 статьи 4, пункт 3 части 2 статьи 125, часть 1 статьи 178 КАС РФ).

Исходя из принципа диспозитивности и избранного способа защиты нарушенного права в рамках административного судопроизводства, правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении спорного требования, судом не установлено.

Аналогичная позиция изложена в кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от дата №...а-17299/2023.

Разрешая требования ФИО2 о возложении на ГУФССП России по адрес обязанности направить ему заказным письмом Почтой России постановление судебного пристава-исполнителя №... от дата, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку согласно Положению «О ГУФССП России по адрес» утв. приказом ФССП России от дата N 507 в полномочия ГУФССП России по адрес не входит направление сторонам исполнительного производства постановлений, вынесенных судебным приставом – исполнителем в рамках конкретного исполнительного производства.

Федеральный закон от дата N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит исчерпывающий перечень постановлений, которые подлежат направлению сторонам исполнительного производства и не возлагает на судебного пристава-исполнителя обязанность по направлению взыскателю всех процессуальных документов, принятых в рамках исполнительного производства.

В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от датаг. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.

ФИО2 требуя возложить на ГУФССП России по адрес обязанности направить ему заказным письмом Постой России постановление судебного пристава-исполнителя №... от дата, не представил сведений, что воспользовалась предусмотренным частью 1 статьи 50 Закона N 229-ФЗ правом на подачу ходатайства об истребовании постановления судебного пристава-исполнителя №... от дата.

Кроме того, судом установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя №... от дата направлено в адрес ФИО2 дата (ШПИ №...).

Разрешая требования ФИО2 о возложении на прокуратуру адрес обязанности принять меры прокурорского реагирования, суд приходит к следующим выводам.

В прокуратуру адрес поступило обращение ФИО2, зарегистрированное дата за №ВО №..., в котором он просил принять меры прокурорского реагирования, ссылаясь на то, что удержанные за период с марта – апрель 2023 с его расчетного счета в АО КБ «Солидарность» денежные средства в размере 19 175, 12 руб., в нарушение ст. 111 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в счет погашения задолженности по алиментам не поступили.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от дата N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция), которая разработана в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иным федеральным законодательством.

Пунктом 3.1 Инструкции предусмотрено, что обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

Согласно пункту 3.2 Инструкции, обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя. Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. В случае, если часть доводов не может быть проверена в нижестоящей прокуратуре, копия обращения для разрешения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата.

В силу пункта 3.4 Инструкции обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.

дата обращение ФИО2, зарегистрированное дата за №ВО №..., на основании п. 3.2 Инструкции направлено в прокуратуру адрес, о чем на адрес электронной почты ФИО2 направлено уведомление.

Из ответа заместителя прокурора адрес ФИО13 от дата на обращение ФИО2 следует, что в ОСП адрес (далее - Отделение) на принудительном исполнении находилось исполнительное производство от дата №...-ИП о взыскании алиментов с Вас в пользу ФИО16, которое дата прекращено в соответствии со ст. 120 СК РФ в связи с достижением совершеннолетия ребенка. В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом- исполнителем дата вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, которая составила 285 351,00 руб. В этой связи, Отделением возбуждено исполнительное производство от дата №...-ИП и присоединено к сводному исполнительному производству №...-СД в состав которого в настоящее время входят 5 исполнительных производств о взыскании задолженности на общую сумму в размере 374 393,03 руб. в пользу ряда взыскателей (в том числе исполнительное производство №...-ИП). Остаток задолженности по указанному сводному исполнительному производству составляет 345 073,65 руб. В ходе применения мер принудительного характера на депозитный счет Отделения поступили денежные средства на общую сумму в размере 11 671,70 руб., которые распределены в соответствии со ст. 110, 111 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в том числе ФИО16 перечислено 5 451,00 руб. Дополнительно сообщено, что исполнение требований по исполнительному производству о взыскании задолженности по алиментам относится к 4 очереди взыскания в соответствии с положениями ст. 111 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В ходе проведенной проверки старшим судебным приставом установлено нарушение судебным приставом-исполнителем ст. 110 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в части нарушения срока распределения денежных средств, поступивших во временное распоряжение на депозитный счет Отделения. Виновный сотрудник строго предупрежден о недопущениях впредь выявленного нарушения. На основании изложенного, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается. В случае несогласия с настоящим ответом, Вы вправе обжаловать его прокурору района и (или) в суд, о чем на адрес электронной почты ФИО2 направлено уведомление.

Ответ заместителя прокурора адрес ФИО13 от дата в рамках настоящего административного искового заявления не оспаривается.

В прокуратуру адрес поступило обращение ФИО2, зарегистрированное дата за №ВО №..., в котором он просил принять меры прокурорского реагирования, ссылаясь на то, что ответ прокуратуры адрес от дата на его обращение ФИО2 носит формальный характер, противоречит закону и фактическим обстоятельствам.

дата обращение ФИО2, зарегистрированное дата за №ВО №..., на основании п. 3.2 Инструкции направлено для личного рассмотрения прокурору адрес, о чем на адрес электронной почты ФИО2 направлено уведомление.

Из ответа прокурора адрес ФИО14 от дата на обращение ФИО2 следует, что в ОСП адрес (далее - Отделение) на принудительном исполнении находится сводное исполнительное производство №...-СД от дата о взыскании задолженности на общую сумму в размере 374 337,03 руб. в пользу физических и юридических лиц. Остаток задолженности по указанному сводному исполнительному производству по состоянию на дата составляет 302 456,44 руб. В указанном сводном исполнительном производстве, в том числе находится исполнительное производство от дата №...-ИП о взыскании задолженности по алиментам, которая не выплачена в рамках прекращенного в соответствии со ст. 120 СК РФ исполнительного производства от дата №...-ИП. В связи с прекращением исполнительного производство №...- ИП в соответствии со ст. 120 СК РФ указанная сумма задолженности в размере 345 073,65 руб., не является алиментной по п. 1 ч. 1 ст. 111 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с чем, относится к четвертой очереди взыскания задолженности. В ходе применения мер принудительного характера в рамках вышеуказанного сводного исполнительного производства за весь период исполнения на депозитный счет Отделения поступили денежные средства на общую сумму в размере 71 881,30 руб., которые распределены в соответствии со ст. 110, 111 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в том числе по исполнительному производству №...-ИП в адрес взыскателя ФИО16 перечислено 5 451,00 руб. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования в отношении ОСП адрес не усматривается, о чем на адрес электронной почты ФИО2 направлено уведомление.

Ответ прокурора адрес ФИО14 от дата в рамках настоящего административного искового заявления не оспаривается.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от дата N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

При этом статьей 5 Закона о прокуратуре установлен принцип недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора, в связи с чем, вопреки доводам административного иска, принятие тех или иных мер прокурорского реагирования в защиту прав и свобод гражданина является правом, но не обязанностью прокурора.

С учетом приведенного правового регулирования порядок применение прокурором мер прокурорского реагирования, является правом указанного должностного лица (но не его обязанностью), которое реализуется в зависимости от того, усмотрено ли прокурором наличие оснований для принятия соответствующих мер. Действующим законодательством исключается возможность принуждения прокурора, в том числе путем вынесения судебного решения, принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным.

Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от дата N 2202-I определено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Установлено, подтверждено материалами дела, что дата прокуратурой адрес по обращениям ФИО2, поступившим из прокуратуры адрес о несогласии с действиями судебного пристава- исполнителя ОСП адрес, в адрес руководителя ГУФССП России по адрес внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об исполнительного производстве и органах принудительного исполнения, из которого следует, судебным приставом-исполнителем ОСП адрес исполнительное производство №...-ИП от дата неверно отнесено к четвертой очереди взыскания.

Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Отсутствие факта нарушения прав истца в силу положений части 2 статьи 227 КАС РФ свидетельствует об отсутствии необходимой совокупности условий и является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Поскольку, незаконного бездействия прокуратурой адрес по обращениям ФИО2 не допущено, принимая во внимание наличие представления от дата, оснований для возложения на прокуратуру адрес обязанности принять меры прокурорского реагирования, отсутствуют, ввиду чего требования ФИО2 в указанной части удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя пристав-исполнитель ОСП адрес ФИО4, выразившиеся в распределении удержанных со счета ФИО2 №... открытого в АО КБ «Солидарность» денежных средств в размере 19 175, 12 руб. в рамках сводного исполнительного производства №...-СД в пользу взыскателей УФССП России по адрес, ГКУ адрес «Центр занятости населения г.о. Самара», МИФНС России №... по адрес.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд адрес в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено дата

Судья              /подпись/ Д.Т. Синева

Копия верна:

Судья

Секретарь

2а-5224/2023 ~ М-4372/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Молитвин Д.В.
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района г. Самары Скопинцева А.С.
Прокуратура Самарской области
Начальник ОСП Октябрьского района г. Самары Жиляева Е.В.
Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области
Другие
УФК по Самарской области (ГКУ Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара")
Молитвина Л.И.
ОСП Октябрьского района г. Самары (взыскать по ИП)
ООО "Самарские коммунальные системы"
УФССП России по Самарской области
ЗАО "Самараэнергосбыт"
МИФНС России №21 по Самарской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Синева Д. Т.
Дело на сайте суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
07.07.2023Регистрация административного искового заявления
07.07.2023Передача материалов судье
12.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
12.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2023Судебное заседание
25.08.2023Судебное заседание
08.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023Дело оформлено
15.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее