Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3537/2021 ~ М-2318/2021 от 14.05.2021

ДЕЛО № 2а-3537/2021

УИД:36RS0002-01-2021-003535-14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 июля 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,

при секретаре Воевуцкой А.В.,

с участием административного истца - Штырковой А.М., ее представителя Селивановой А.В., действующей на основании устного ходатайства о допуске к участию в деле в качестве представителя и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика – Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж – Косых Л.В., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя управления экологии администрации городского округа г. Воронеж - главного специалиста отдела сохранения и развития зеленого фонда, оценки воздействия на окружающую среду и экологической пропаганды – Мартыненко Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Штырковой Анны Михайловны к Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по опиловке дерева,

У С Т А Н О В И Л:

Штыркова Анна Михайловна обратилась в суд с административным иском к Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по опиловке дерева, находящегося на общественной территории рядом с домом по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 20 между тротуаром и проезжей частью Московского проспекта, возложении обязанности произвести работы по опиловке дерева.

В обоснование заявленных требований указав, что 26.04.2020 административным истцом было составлено и направлено обращение №14196980 в Управу Коминтерновского района городского округа город Воронеж о принятии мер по опиловке дерева, находящегося на общественной территории рядом с домом по адресу: <адрес> между тротуаром и проезжей частью Московского проспекта. Вышеуказанное дерево при порывах ветра ветками наносит удары по окнам жилого помещения по адресу: <адрес>, вследствие чего было разбито 2 стекла на балконе указанного жилого помещения, что является непосредственной угрозой для жизни и здоровья не только жителей дома, но и для людей, которые ежедневно проходят по тротуару, прилегающему к вышеуказанному дому. Разбитые стекла могут выпадать как на территорию балкона, так и за ее территорию, то есть на оживленный тротуар.

В ответ на обращение от 26.04.2020 № 14196980 Управа Коминтерновского района городского округа город Воронеж сообщила, что произрастающее дерево у дома номер 20 по Московскому проспекту г. Воронежа включено в пообъектный перечень зеленных насаждений, в отношении которых запланировано проведение уходных работ в 2020 году. Обрезка будет произведена в осенний период 2020 года на основании порубочного билета № 194 от 28.02.2020, выданного управлением экологии администрации городского округа город Воронеж, в рамках реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды».

В осенний период 2020 года, действительно производилась опиловка деревьев вблизи дома 20 по Московскому проспекту г. Воронежа, но дерево, которое несет угрозу для жизни и здоровья административного истца, ее семьи, а также неопределенного круга лиц, так как дерево произрастает над оживленным тротуаром в общественном месте, опилено не было.

12.04.2021 административным истцом было составлено повторное обращение №16264120 о принятии мер по опиловке дерева, находящегося на общественной территории рядом с домом по адресу: г. Воронеж, пр-т Московский, д. 20 между тротуаром и проезжей частью Московского проспекта.

В ответ на обращение от 12.04.2021 №16264120 Управа Коминтерновского района городского округа город Воронеж сообщила, что запланированные в 2020 году работы подрядной организацией были выполнены не в полном объеме. В отношении зеленных насаждений, расположенных по указанному адресу, обрезка не производилась. Кроме того, в настоящее время работы по омолаживающей обрезке зеленых насаждений не могут быть произведены в связи с началом сокодвижения зеленых насаждений.

Ссылаясь на Правила благоустройства территорий городского округа город Воронеж административный истец указывает на то, что бездействие со стороны Управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж является незаконным, поскольку Управа не исполнила обязанности по организации работ благоустройства общественной территории, что является нарушением прав и законных интересов административного истца, а также неопределенного круга лиц (л.д. 5-7).

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 10.06.2021, занесенным в протокол судебного заседания по ходатайству административного истца к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Коминтерновского района г. Воронежа и по инициативе суда Управление экологии городского округа г. Воронеж (л.д. 62-64).

В судебном заседании административный истец Штыркова А.М., ее представитель по устному ходатайству Селиванова А.В. заявленные требования поддержали, уточнили заявленные требования в части взыскания судебных расходов за оплату почтовых отправлений в размере 414,08 руб. и расходов, понесенных по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Представитель административного ответчика – Управы Коминтерновского района г. Воронежа – Косых Л.В., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 28,29), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, представлены письменные возражения (л.д. 38-40).

Представитель управления экологии администрации городского округа г. Воронеж - главный специалист отдела сохранения и развития зеленого фонда, оценки воздействия на окружающую среду и экологической пропаганды – Мартыненко Е.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала.

Прокуратура Коминтерновского района г. Воронежа о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие, поскольку при рассмотрении настоящего спора интересы прокуратуры не затрагиваются, к категории дел, предусмотренных ч. 3 ст. 45 ГПК РФ и 39 КАС РФ, по которым участие прокурора обязательно, рассматриваемое дело не относится (л.д. 67).

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Установлено и подтверждается материалами дела, что административному истцу Штырковой А.М. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, Московский проспект, 20-121, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 34-37).

26.04.2020 административным истцом в адрес Управы Коминтерновского района городского округа направлено обращение №14196980, в котором указала, что проживает по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 20. Перед ее балконом (со стороны проезжей части) растет дерево высотой до 5 этажа. Ветвями этого дерева Штырковой А.М. разбило 2 окна на балконе. Просила опилить его на такой высоте, чтобы ветви не касались дома, потому что ствол от стены дома находится на достаточном расстоянии, чтобы его не спиливать под корень. Между стеной дома и стволом дерева проходит широкий тротуар. Кроме этого дерева есть еще несколько деревьев, которые тоже нуждаются в масштабной опиловке. Деревья эти растут около проезжей части, поэтому эта зона ответственности Управы района (л.д. 10).

20.05.2020 Управой Коминтерновского района городского округа город Воронеж дан ответ на обращение Штырковой А.М., согласно которому сообщено, что дерево, произрастающее у дома 20 по Московскому проспекту г. Воронежа включено в пообъектный перечень зеленных насаждений, в отношении которых запланировано проведение уходных работ в 2020 году. Обрезка будет произведена в осенний период 2020 года на основании порубочного билета № 194 от 28.02.2020, выданного управлением экологии администрации городского округа город Воронеж, в рамках реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды». Дополнительно сообщено, что в соответствии с вышеуказанным порубочным билетом в рамках реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды» в 2020 году в осенний период по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 20 будет произведена обрезка 30 деревьев (л.д. 11-12).

12.04.2021 административным истцом было составлено повторное обращение, в котором указала, что деревья, о которых она писала в обращении от 26.04.2020, не опилили. Просила дать ответ, как и почему пропустили деревья, находящиеся в непосредственной близости к окнам жилого дома (л.д.13).

Управой Коминтерновского района городского округа город Воронеж за подписью руководителя Управы района 28.04.2021 сообщено, что в рамках реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды» в 2020 году управой района были запланированы работы по омолаживающей обрезке 2-х деревьев породы вяз и 2-х деревьев породы тополь пылящий, произрастающих напротив дома 20 по Московскому проспекту в соответствии с порубочным билетом (разрешением) №194 от 28.02.2020.

Запланированные 2020 году работы подрядной организацией были выполнены не в полном объеме. В отношении зеленых насаждений, расположенных по указанному адресу, обрезка не проводилась.

Оплата работ подрядной организации производилась исходя из фактического исполнения, а не из запланированных объемов работ.

В настоящее время работы по омолаживающей обрезке зеленых насаждений не могут быть проведены в связи с началом сокодвижения зеленых насаждений.

В соответствии с Положением о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы № 762-III от 11 апреля 2012 года, работы по вырубке и обрезке древесных насаждений на территории городского округа производятся на основании порубочного билета и (или) разрешения на проведение уходных работ за зелеными насаждениями, выданного управлением экологии администрации городского круга город Воронеж.

Дополнительно сообщено, что срок действия порубочного билета оставляет 1 год. В адрес управления экологии администрации городского круга город Воронеж повторно направлен соответствующий запрос на предоставление порубочного билета (разрешения) на обрезку в отношении зеленых насаждений, произрастающих на территории, указанной в обращении.

Возможность выполнения уходных работ за зелеными насаждениями, произрастающим по вышеуказанному адресу, будет рассмотрена во II полугодии 2021 г., при условии получения порубочного билета (л.д. 14-15).

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, и не допускается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статьи 12, 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Названный федеральный закон (пункт 11 части 1 статьи 16) и Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, Федеральный закон "Об охране окружающей среды") (пункт 2 статьи 7) организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относят к вопросам местного значения городского округа.

По смыслу положений статей 1, 7 и 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается, в том числе, деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, включающая в себя организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. При этом управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На органы местного самоуправления возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац шестой статьи 3 указанного федерального закона).

К вопросам местного значения городского округа относятся также утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, как и организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 года N 1261-О-О, выдача порубочных билетов как составная часть процесса организации благоустройства и озеленения территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

На основании приведенной выше федеральной нормы в целях обеспечения благоустройства территории муниципального образования решением Воронежской городской Думы от 19 июня 2008 года N 190-II утверждены Правила благоустройства территорий городского округа "город Воронеж", пунктом 9.3.9.3 которых предусмотрено, что рубка и (или) пересадка, обрезка зеленых насаждений на территории городского округа производится в порядке, утвержденном органом местного самоуправления городского округа город Воронеж, работы по рубке и обрезке зеленых насаждений производятся только при наличии разрешительной документации, выданной в установленном порядке.

Решением Воронежской городской Думы от 11 апреля 2012 № 762-III утверждено Положение о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж.

Как следует из преамбулы указанного решения Воронежской городской Думы от 11 апреля 2012 года N 762-III, утвердившего Положение, названное решение принято в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Уставом городского округа город Воронеж, в целях сохранения и развития зеленого фонда, улучшения экологической ситуации в городском округе город Воронеж.

Уход за зелеными насаждениями осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 № 153, и иными нормативными актами.

Уход за зелеными насаждениями включает в себя обработку почвы, полив, внесение удобрений, обрезку кроны, рубку сухостойных, аварийных, больных, потерявших эстетический вид деревьев, вырезку усохших кустарников и их обрезку, а также проведение иных мероприятий (п. 6.1).

Пунктом 6.3 Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж предусмотрено, что рубка деревьев, вырезка усохших кустарников, обрезка и пересадка зеленых насаждений производятся на основании порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников, предоставленного в порядке, установленном в соответствии со статьей 8 настоящего Положения, силами:

- на территориях общего пользования - специализированных организаций в рамках муниципальных заказов либо физических или юридических лиц во взаимодействии с управой соответствующего района городского округа город Воронеж;

- на территориях, предоставленных в собственность, аренду, пользование, а также на земельных участках, предоставленных в пожизненное наследуемое владение, - соответствующих правообладателей земельных участков;

- в охранной зоне инженерных сетей, а также закрывающих светофоры, дорожные знаки, указатели улиц и номерные знаки домов - организаций, осуществляющих эксплуатацию этих коммуникаций, сооружений, оборудования и знаков.

В соответствии с п. 3.3.4 Положения об управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж, управа района организует выполнение мероприятий по благоустройству, озеленению и дорожной деятельности на территории района; выполняет функции муниципального заказчика в пределах возложенных полномочий и выделенных на эти цели средств по следующим видам работ: организация озеленения; текущее содержание зеленых насаждений.

12.05.2020 управой Коминтерновского района городского округа город Воронеж с ООО «ВОРОНЕЖ-СТРОЙ» заключен муниципальный контракт №20200551 на выполнение работ по санитарной, формовочной обрезке, удалению сухостойных, аварийных деревьев, которым предусмотрено выполнение работ по омолаживающей обрезке двух пылящих тополей и двух вязов, произрастающих напротив дома 20 по Московскому проспекту г. Воронежа в соответствии с полученным в управлении экологии администрации городского округа город Воронеж порубочного билета (разрешения) № 194 от 28.02.2020 (л.д. 42-60).

Как следует из пояснений административного ответчика, в связи с большим объем работы и мерами, введенными в связи с распространением новой коронавирусной инфекции «COVID-19», подрядчик не выполнил в полном объеме работы по муниципальному контракту.

Вместе с тем, в настоящее время администрацией Коминтерновского района городского округа г. Воронеж получен порубочный билет №638 от 27.05.2021, в соответствии с которым управление экологии администрации городского округа г. Воронеж, рассмотрев заявление управы Коминтерновского района г. Воронеж с выездом на место по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 20, учитывая усыхание дерева и его ветвей, разрешает омолаживающую обрезку с понижением ствола на высоту не менее 12 метров 1-го дерева породы вяз Д=40-50 см. Требованием обязательным к выполнению является: работы по омолаживающей обрезке производить в период с октября до начала сокодвижения (середина апреля) (л.д. 41).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, приведенные правовые нормы, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Штырковой А.М. к Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по опиловке дерева, находящегося на общественной территории рядом с домом №20 по Московскому проспекту г. Воронежа.

Также ничем не подтвержден довод административного истца, о том, что указанное дерево представляет угрозу жизни и здоровью людей, состоянию зданий, строений, сооружений, препятствует движению транспорта, функционированию инженерных коммуникаций, в связи с чем его рубка в целях оперативности может производиться без предварительного оформления порубочного билета.

Кроме того, по смыслу статьи 226, ч. 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями является установленная судом совокупность нарушений оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод административного истца, а также соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.

Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, в связи с тем, что не подлежат удовлетворению требования административного истца о признании незаконным бездействия Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, следовательно, суд отказывает, в том числе и во взыскании судебных расходов, в связи с чем в удовлетворении заявленных административных исковых требований Штырковой А.М. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Штырковой Анны Михайловны к Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по опиловке дерева, находящегося на общественной территории рядом с домов по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 20 между тротуаром и проезжей частью Московского проспекта, возложении обязанности произвести работы по опиловке дерева - отказать

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме принято 09.07.2021.

ДЕЛО № 2а-3537/2021

УИД:36RS0002-01-2021-003535-14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 июля 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,

при секретаре Воевуцкой А.В.,

с участием административного истца - Штырковой А.М., ее представителя Селивановой А.В., действующей на основании устного ходатайства о допуске к участию в деле в качестве представителя и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика – Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж – Косых Л.В., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя управления экологии администрации городского округа г. Воронеж - главного специалиста отдела сохранения и развития зеленого фонда, оценки воздействия на окружающую среду и экологической пропаганды – Мартыненко Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Штырковой Анны Михайловны к Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по опиловке дерева,

У С Т А Н О В И Л:

Штыркова Анна Михайловна обратилась в суд с административным иском к Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по опиловке дерева, находящегося на общественной территории рядом с домом по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 20 между тротуаром и проезжей частью Московского проспекта, возложении обязанности произвести работы по опиловке дерева.

В обоснование заявленных требований указав, что 26.04.2020 административным истцом было составлено и направлено обращение №14196980 в Управу Коминтерновского района городского округа город Воронеж о принятии мер по опиловке дерева, находящегося на общественной территории рядом с домом по адресу: <адрес> между тротуаром и проезжей частью Московского проспекта. Вышеуказанное дерево при порывах ветра ветками наносит удары по окнам жилого помещения по адресу: <адрес>, вследствие чего было разбито 2 стекла на балконе указанного жилого помещения, что является непосредственной угрозой для жизни и здоровья не только жителей дома, но и для людей, которые ежедневно проходят по тротуару, прилегающему к вышеуказанному дому. Разбитые стекла могут выпадать как на территорию балкона, так и за ее территорию, то есть на оживленный тротуар.

В ответ на обращение от 26.04.2020 № 14196980 Управа Коминтерновского района городского округа город Воронеж сообщила, что произрастающее дерево у дома номер 20 по Московскому проспекту г. Воронежа включено в пообъектный перечень зеленных насаждений, в отношении которых запланировано проведение уходных работ в 2020 году. Обрезка будет произведена в осенний период 2020 года на основании порубочного билета № 194 от 28.02.2020, выданного управлением экологии администрации городского округа город Воронеж, в рамках реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды».

В осенний период 2020 года, действительно производилась опиловка деревьев вблизи дома 20 по Московскому проспекту г. Воронежа, но дерево, которое несет угрозу для жизни и здоровья административного истца, ее семьи, а также неопределенного круга лиц, так как дерево произрастает над оживленным тротуаром в общественном месте, опилено не было.

12.04.2021 административным истцом было составлено повторное обращение №16264120 о принятии мер по опиловке дерева, находящегося на общественной территории рядом с домом по адресу: г. Воронеж, пр-т Московский, д. 20 между тротуаром и проезжей частью Московского проспекта.

В ответ на обращение от 12.04.2021 №16264120 Управа Коминтерновского района городского округа город Воронеж сообщила, что запланированные в 2020 году работы подрядной организацией были выполнены не в полном объеме. В отношении зеленных насаждений, расположенных по указанному адресу, обрезка не производилась. Кроме того, в настоящее время работы по омолаживающей обрезке зеленых насаждений не могут быть произведены в связи с началом сокодвижения зеленых насаждений.

Ссылаясь на Правила благоустройства территорий городского округа город Воронеж административный истец указывает на то, что бездействие со стороны Управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж является незаконным, поскольку Управа не исполнила обязанности по организации работ благоустройства общественной территории, что является нарушением прав и законных интересов административного истца, а также неопределенного круга лиц (л.д. 5-7).

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 10.06.2021, занесенным в протокол судебного заседания по ходатайству административного истца к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Коминтерновского района г. Воронежа и по инициативе суда Управление экологии городского округа г. Воронеж (л.д. 62-64).

В судебном заседании административный истец Штыркова А.М., ее представитель по устному ходатайству Селиванова А.В. заявленные требования поддержали, уточнили заявленные требования в части взыскания судебных расходов за оплату почтовых отправлений в размере 414,08 руб. и расходов, понесенных по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Представитель административного ответчика – Управы Коминтерновского района г. Воронежа – Косых Л.В., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 28,29), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, представлены письменные возражения (л.д. 38-40).

Представитель управления экологии администрации городского округа г. Воронеж - главный специалист отдела сохранения и развития зеленого фонда, оценки воздействия на окружающую среду и экологической пропаганды – Мартыненко Е.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала.

Прокуратура Коминтерновского района г. Воронежа о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие, поскольку при рассмотрении настоящего спора интересы прокуратуры не затрагиваются, к категории дел, предусмотренных ч. 3 ст. 45 ГПК РФ и 39 КАС РФ, по которым участие прокурора обязательно, рассматриваемое дело не относится (л.д. 67).

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Установлено и подтверждается материалами дела, что административному истцу Штырковой А.М. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, Московский проспект, 20-121, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 34-37).

26.04.2020 административным истцом в адрес Управы Коминтерновского района городского округа направлено обращение №14196980, в котором указала, что проживает по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 20. Перед ее балконом (со стороны проезжей части) растет дерево высотой до 5 этажа. Ветвями этого дерева Штырковой А.М. разбило 2 окна на балконе. Просила опилить его на такой высоте, чтобы ветви не касались дома, потому что ствол от стены дома находится на достаточном расстоянии, чтобы его не спиливать под корень. Между стеной дома и стволом дерева проходит широкий тротуар. Кроме этого дерева есть еще несколько деревьев, которые тоже нуждаются в масштабной опиловке. Деревья эти растут около проезжей части, поэтому эта зона ответственности Управы района (л.д. 10).

20.05.2020 Управой Коминтерновского района городского округа город Воронеж дан ответ на обращение Штырковой А.М., согласно которому сообщено, что дерево, произрастающее у дома 20 по Московскому проспекту г. Воронежа включено в пообъектный перечень зеленных насаждений, в отношении которых запланировано проведение уходных работ в 2020 году. Обрезка будет произведена в осенний период 2020 года на основании порубочного билета № 194 от 28.02.2020, выданного управлением экологии администрации городского округа город Воронеж, в рамках реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды». Дополнительно сообщено, что в соответствии с вышеуказанным порубочным билетом в рамках реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды» в 2020 году в осенний период по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 20 будет произведена обрезка 30 деревьев (л.д. 11-12).

12.04.2021 административным истцом было составлено повторное обращение, в котором указала, что деревья, о которых она писала в обращении от 26.04.2020, не опилили. Просила дать ответ, как и почему пропустили деревья, находящиеся в непосредственной близости к окнам жилого дома (л.д.13).

Управой Коминтерновского района городского округа город Воронеж за подписью руководителя Управы района 28.04.2021 сообщено, что в рамках реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды» в 2020 году управой района были запланированы работы по омолаживающей обрезке 2-х деревьев породы вяз и 2-х деревьев породы тополь пылящий, произрастающих напротив дома 20 по Московскому проспекту в соответствии с порубочным билетом (разрешением) №194 от 28.02.2020.

Запланированные 2020 году работы подрядной организацией были выполнены не в полном объеме. В отношении зеленых насаждений, расположенных по указанному адресу, обрезка не проводилась.

Оплата работ подрядной организации производилась исходя из фактического исполнения, а не из запланированных объемов работ.

В настоящее время работы по омолаживающей обрезке зеленых насаждений не могут быть проведены в связи с началом сокодвижения зеленых насаждений.

В соответствии с Положением о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы № 762-III от 11 апреля 2012 года, работы по вырубке и обрезке древесных насаждений на территории городского округа производятся на основании порубочного билета и (или) разрешения на проведение уходных работ за зелеными насаждениями, выданного управлением экологии администрации городского круга город Воронеж.

Дополнительно сообщено, что срок действия порубочного билета оставляет 1 год. В адрес управления экологии администрации городского круга город Воронеж повторно направлен соответствующий запрос на предоставление порубочного билета (разрешения) на обрезку в отношении зеленых насаждений, произрастающих на территории, указанной в обращении.

Возможность выполнения уходных работ за зелеными насаждениями, произрастающим по вышеуказанному адресу, будет рассмотрена во II полугодии 2021 г., при условии получения порубочного билета (л.д. 14-15).

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, и не допускается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статьи 12, 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Названный федеральный закон (пункт 11 части 1 статьи 16) и Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, Федеральный закон "Об охране окружающей среды") (пункт 2 статьи 7) организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относят к вопросам местного значения городского округа.

По смыслу положений статей 1, 7 и 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается, в том числе, деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, включающая в себя организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. При этом управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На органы местного самоуправления возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац шестой статьи 3 указанного федерального закона).

К вопросам местного значения городского округа относятся также утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, как и организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 года N 1261-О-О, выдача порубочных билетов как составная часть процесса организации благоустройства и озеленения территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

На основании приведенной выше федеральной нормы в целях обеспечения благоустройства территории муниципального образования решением Воронежской городской Думы от 19 июня 2008 года N 190-II утверждены Правила благоустройства территорий городского округа "город Воронеж", пунктом 9.3.9.3 которых предусмотрено, что рубка и (или) пересадка, обрезка зеленых насаждений на территории городского округа производится в порядке, утвержденном органом местного самоуправления городского округа город Воронеж, работы по рубке и обрезке зеленых насаждений производятся только при наличии разрешительной документации, выданной в установленном порядке.

Решением Воронежской городской Думы от 11 апреля 2012 № 762-III утверждено Положение о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж.

Как следует из преамбулы указанного решения Воронежской городской Думы от 11 апреля 2012 года N 762-III, утвердившего Положение, названное решение принято в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Уставом городского округа город Воронеж, в целях сохранения и развития зеленого фонда, улучшения экологической ситуации в городском округе город Воронеж.

Уход за зелеными насаждениями осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 № 153, и иными нормативными актами.

Уход за зелеными насаждениями включает в себя обработку почвы, полив, внесение удобрений, обрезку кроны, рубку сухостойных, аварийных, больных, потерявших эстетический вид деревьев, вырезку усохших кустарников и их обрезку, а также проведение иных мероприятий (п. 6.1).

Пунктом 6.3 Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж предусмотрено, что рубка деревьев, вырезка усохших кустарников, обрезка и пересадка зеленых насаждений производятся на основании порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников, предоставленного в порядке, установленном в соответствии со статьей 8 настоящего Положения, силами:

- на территориях общего пользования - специализированных организаций в рамках муниципальных заказов либо физических или юридических лиц во взаимодействии с управой соответствующего района городского округа город Воронеж;

- на территориях, предоставленных в собственность, аренду, пользование, а также на земельных участках, предоставленных в пожизненное наследуемое владение, - соответствующих правообладателей земельных участков;

- в охранной зоне инженерных сетей, а также закрывающих светофоры, дорожные знаки, указатели улиц и номерные знаки домов - организаций, осуществляющих эксплуатацию этих коммуникаций, сооружений, оборудования и знаков.

В соответствии с п. 3.3.4 Положения об управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж, управа района организует выполнение мероприятий по благоустройству, озеленению и дорожной деятельности на территории района; выполняет функции муниципального заказчика в пределах возложенных полномочий и выделенных на эти цели средств по следующим видам работ: организация озеленения; текущее содержание зеленых насаждений.

12.05.2020 управой Коминтерновского района городского округа город Воронеж с ООО «ВОРОНЕЖ-СТРОЙ» заключен муниципальный контракт №20200551 на выполнение работ по санитарной, формовочной обрезке, удалению сухостойных, аварийных деревьев, которым предусмотрено выполнение работ по омолаживающей обрезке двух пылящих тополей и двух вязов, произрастающих напротив дома 20 по Московскому проспекту г. Воронежа в соответствии с полученным в управлении экологии администрации городского округа город Воронеж порубочного билета (разрешения) № 194 от 28.02.2020 (л.д. 42-60).

Как следует из пояснений административного ответчика, в связи с большим объем работы и мерами, введенными в связи с распространением новой коронавирусной инфекции «COVID-19», подрядчик не выполнил в полном объеме работы по муниципальному контракту.

Вместе с тем, в настоящее время администрацией Коминтерновского района городского округа г. Воронеж получен порубочный билет №638 от 27.05.2021, в соответствии с которым управление экологии администрации городского округа г. Воронеж, рассмотрев заявление управы Коминтерновского района г. Воронеж с выездом на место по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 20, учитывая усыхание дерева и его ветвей, разрешает омолаживающую обрезку с понижением ствола на высоту не менее 12 метров 1-го дерева породы вяз Д=40-50 см. Требованием обязательным к выполнению является: работы по омолаживающей обрезке производить в период с октября до начала сокодвижения (середина апреля) (л.д. 41).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, приведенные правовые нормы, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Штырковой А.М. к Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по опиловке дерева, находящегося на общественной территории рядом с домом №20 по Московскому проспекту г. Воронежа.

Также ничем не подтвержден довод административного истца, о том, что указанное дерево представляет угрозу жизни и здоровью людей, состоянию зданий, строений, сооружений, препятствует движению транспорта, функционированию инженерных коммуникаций, в связи с чем его рубка в целях оперативности может производиться без предварительного оформления порубочного билета.

Кроме того, по смыслу статьи 226, ч. 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями является установленная судом совокупность нарушений оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод административного истца, а также соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.

Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, в связи с тем, что не подлежат удовлетворению требования административного истца о признании незаконным бездействия Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, следовательно, суд отказывает, в том числе и во взыскании судебных расходов, в связи с чем в удовлетворении заявленных административных исковых требований Штырковой А.М. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Штырковой Анны Михайловны к Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по опиловке дерева, находящегося на общественной территории рядом с домов по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 20 между тротуаром и проезжей частью Московского проспекта, возложении обязанности произвести работы по опиловке дерева - отказать

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме принято 09.07.2021.

1версия для печати

2а-3537/2021 ~ М-2318/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Штыркова Анна Михайловна
Ответчики
Управа Коминтерновского района г.о г. Воронежа
Другие
администрация г.о.г. Воронежа Управление экологии
Прокуратура Коминтерновского района г. Воронежа
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Курындина Елена Юрьевна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
14.05.2021Регистрация административного искового заявления
15.05.2021Передача материалов судье
17.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.06.2021Предварительное судебное заседание
02.07.2021Судебное заседание
09.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее