копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2012 г. г. Майкоп
Майкопский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Подольского Р.В., при секретаре – Меретуковой Н.Г., с участием заявителя Ляшенко Н.Г., рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащей, проходившего военную службу по контракту в войсковой части № старшего сержанта Ляшенко Л.В. об оспаривании действий начальника ОМУ штаба <данные изъяты>, связанных с порядком расчёта выслуги лет для назначения пенсии,
установил:
Заявитель Ляшенко обратилась в суд с заявлением, в котором после уточнения требований, просила:
Признать незаконными действия начальника ОМУ штаба <данные изъяты>, связанные с порядком расчёта выслуги лет для назначения пенсии.
Обязать названное должностное лицо засчитать время прохождения службы на территории Республик Грузия и Абхазия в выслугу лет на пенсию на льготных условиях, то есть из расчёта один месяц службы за три месяца (с 26 ноября 2004 года по 20 апреля 2005 года, с 25 апреля по 2 декабря 2005 года, с 15 декабря 2006 года по 10 декабря 2007 года) и один месяц службы за полтора месяца за период с 7 сентября 2008 года по 22 апреля 2010 года.
В обоснование своих доводов заявитель указала, что в указанные периоды выполняла задачи в составе коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского вооружённого конфликта, однако, в расчёте выслуги лет на пенсию, составленном ОМУ штаба <данные изъяты> по состоянию на 5 марта 2012 года, эти периоды службы в выслугу лет на пенсию на льготных условиях засчитаны не были, поскольку в Директиве Генерального штаба Вооружённых Сил РФ не указано о привлечении личного состава войсковых частей п.п. № и № к выполнению задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах.
Ляшенко, ссылаясь на Закон Российской Федерации от 21 июня 1993 года № 5481-1, постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280, утверждала, что поскольку с 2004 по 2010 годы она проходила службу на территории Закавказья, то указанные выше периоды службы должны быть засчитаны в выслугу лет для назначения ей пенсии из расчёта один месяц службы за три месяца и один месяц за полтора месяца соответственно.
В судебном заседании заявитель поддержала требования, изложенные в заявлении, и просила удовлетворить его полностью.
Начальник ОМУ штаба <данные изъяты>, будучи надлежащим образом уведомлён о времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, сведения о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Изучив изложенные в заявлении доводы, заслушав объяснения заявителя, исследовав представленные документы и доказательства, суд удовлетворяет заявление Ляшенко по следующим основаниям.
В соответствии с контрактом о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ старший сержант Захарьян Л.В. заключила с Министерством обороны РФ в лице командира войсковой части № контракт на срок 10 лет.
Согласно свидетельству о перемене имени №, выданного отелом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ гражданка Захарьян переменила фамилию на Ляшенко.
Из командировочных удостоверений на имя заявителя от 24 ноября 2004 года № 307, от 13 декабря 2006 года № 205, выписок из приказов командиров войсковых частей № и п.п. № следует, что в периоды с 26 ноября 2004 года по 20 апреля 2005 года, с 25 апреля по 2 декабря 2005 года и с 15 декабря 2006 года по 10 декабря 2007 года она направлялась в составе указанных воинских частей для выполнения задач в составе Коллективных Сил по поддержанию мира в зоне вооружённого конфликта в Абхазии, Грузия.
Согласно записям, содержащимся в расчёте выслуги лет военнослужащего Ляшенко на пенсию, время выполнения заявителем задач на территории Республики Грузия в указанные выше периоды военной службы, зачисляемые на льготных условиях из расчёта один месяц службы за три месяца, включено не было.
В соответствии со статьями 2 и 7 Закона РФ от 21 января 1993 года № 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах», военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. При этом порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах определяет Правительство Российской Федерации.
Такой Порядок был предусмотрен в ранее действовавшей (в период с 9 февраля 2004 года по 25 августа 2008 года) редакции пункта 3 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», согласно которому военнослужащие и сотрудники, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан и Республике Грузия, находятся в зонах вооружённых конфликтов, в связи с чем было предписано предоставлять им соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.
Согласно указанным выше нормативным правовым актам, Министром обороны РФ был издан приказ от 4 января 1996 года № 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооружённых конфликтах», пунктами 1 и 2 которого, было предписано предоставлять дополнительные гарантии и компенсации согласно приложению № 2, в том числе засчитывать в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах за три месяца, военнослужащим, выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооружённых конфликтах. При этом периоды фактического выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах оформлялись приказами командиров соответствующих воинских частей.
Аналогичная норма о порядке зачёта выслуги лет на льготных условиях за время выполнения соответствующих содержится в подпункте «б» пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитываются на льготных условиях – один месяц службы за три месяца - при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооружённых Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооружённого конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 года.
Изложенное свидетельствует о том, что расчёт выслуги лет Ляшенко на пенсию в части исключения периодов службы с 26 ноября 2004 года по 20 апреля 2005 года, с 25 апреля по 2 декабря 2005 года и с 15 декабря 2006 года по 10 декабря 2007 года (из расчёта один месяц службы за три месяца) был произведён ОМУ штаба <данные изъяты> в нарушение положений нормативных правовых актов, определяющих порядок такого расчёта и действовавших в указанный в заявлении период прохождения заявительницей военной службы, в связи с чем оспариваемые действий финансового органа нельзя признать обоснованными, а права Ляшенко подлежащими восстановлению путём возложения на должностное лицо обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Ссылку должностного лица в расчёте выслуги лет о том, войсковая часть полевая почта № и войсковая часть № в соответствии с директивами Генерального штаба Вооружённых Сил РФ не входили в состав воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, принимавших и привлекаемых к выполнению задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, суд находит необоснованной, поскольку она противоречат исследованным судом письменным доказательствам. Так, согласно командировочному удостоверению и выпискам из приказов командиров воинских частей подтверждается факт нахождения Захарьян (Ляшенко) на территории Республики Грузия в периоды, указанные в заявлении, и выполнения задач в составе коллективных сил по поддержанию мира в зоне вооружённого конфликта в Абхазии, Грузии на основании директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 23 марта 1999 года № 312/2/141, которую, должностное лицо не учитывало в своих доводах и не ссылалось на неё в своих возражениях.
Кроме того, порядок установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах в конкретной местности и в конкретные периоды является исключительной компетенцией Правительства Российской Федерации и командира воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу, в связи с чем директивы Генерального штаба Вооружённых Сил РФ в данных правоотношениях не имеют какого-либо определяющего правового значения.
Далее, из командировочных удостоверений Ляшенко от 4 сентября 2008 года № 370 и от 1 февраля 2009 года № 135, выписок из приказов командиров войсковых частей № и № следует, что в периоды с 7 сентября 2008 года по 22 апреля 2010 года она находилась на территории Республики Абхазия, где выполняла задачи по обеспечению безопасности и защите граждан РФ.
Согласно записям, содержащимся в расчёте выслуги лет военнослужащего Ляшенко на пенсию, время выполнения ею задач на территории Республики Абхазия в 2008-2010 годах в периоды военной службы, зачисляемые на льготных условиях из расчёта один месяц службы за полтора месяца, включены не были.
Согласно абз.1 ст. 2 Закона РФ от 21 января 1993 года № 4328-I военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территории государств Закавказья, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Аналогичная правовая норма содержится также в п. 2 Приложения № 1 к приказу МО РФ от 4 января 1996 года № 9.
Указом Президента РФ от 26 августа 2008 года № 1260 Республика Абхазия признана в качестве суверенного и независимого государства, а Министерству обороны РФ поручено обеспечить до заключения договора осуществление Вооруженными Силами РФ на территории Республики Абхазия функций по поддержанию мира.
В соответствии со ст. 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в военной области (Москва, 15 сентября 2009 года), в целях обеспечения безопасности Сторон, а также мира и стабильности в регионе Стороны могут предоставлять друг другу право строительства, использования и совершенствования своими вооруженными силами военной инфраструктуры и военных баз на своей территории.
Анализ указанных выше нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что Республика Абхазия, ранее входившая в состав являвшейся государством Закавказья Республики Грузия, и объявившая о своей независимости, территориально относится к государствам Закавказья, а потому на военнослужащих, проходящих военную службу на территории Республики Абхазия, распространяются положения Закона РФ от 21 января 1993 года № 4328- I.
При этом противоречия между ст. 2 Закона РФ от 21 января 1993 года № 4328-I и подпунктом «г» п. 3 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 суд разрешает в соответствии с положениями ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, согласно которым к спорным правоотношениям подлежат применению нормативные правовые акты, имеющие наибольшую юридическую силу.
Изложенное свидетельствует о том, что расчёт выслуги лет Ляшенко на пенсию, в части не включения периодов службы с 7 сентября 2008 года по 22 апреля 2010 года из расчёта один месяц службы за полтора месяца, был произведён ОМУ штаба <данные изъяты> в нарушение положений нормативных правовых актов, определяющих порядок такого расчёта и действовавших в указанные в заявлении периоды прохождения заявительницей военной службы, в связи с чем оспариваемые действий финансового органа нельзя признать обоснованными, а права Ляшенко подлежащими восстановлению путём возложения на должностное лицо обязанности устранить допущенное нарушение прав заявительницы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление заявителя Ляшенко Л.В. удовлетворить.
Признать действия начальника ОМУ штаба <данные изъяты>, связанные с порядком расчёта выслуги лет для назначения пенсии Ляшенко Л.В. от 5 марта 2012 года – незаконными.
Обязать начальника ОМУ штаба <данные изъяты> рассчитать Ляшенко Л.В. выслугу лет с зачётом периода прохождения военной службы на территории Республики Грузия с 26 ноября 2004 года по 20 апреля 2005 года, с 25 апреля по 2 декабря 2005 года, с 15 декабря 2006 года по 10 декабря 2007 года) в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за три месяца.
Обязать начальника ОМУ штаба <данные изъяты> рассчитать Ляшенко Л.В. выслугу лет с зачётом периодов прохождения военной службы на территории Республики Абхазия с 7 сентября 2008 года по 22 апреля 2010 года в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за полтора месяца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Майкопский гарнизонный военный суд, в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 28 апреля 2012 года.
Подлинный за надлежащей подписью.
Копия верна:
Председательствующий по делу Р.В. Подольский
Секретарь судебного заседания Н.Г. Меретукова