УИД 50RS0№-09
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 08 ноября 2021 года
Истринский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Жуковой О.В.,
при секретаре ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Администрации г/о Истра, 3-и лица: АО Мособлгаз, Министерство имущественных отношений <адрес>, Министерство ЖКХ <адрес>, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры <адрес>, МУП «Истринская теплосеть», Комитет архитектуры и градостроительства <адрес>, Министерства финансов <адрес>, Министерство энергетики <адрес>, о возложении обязанности обеспечить подъездными путями, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водоснабжения, сетью газоснабжения земельные участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Администрации г/о Истра о возложении обязанности обеспечить подъездными путями, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водоснабжения, сетью газоснабжения земельные участка.
В обосновании заявленных требований истцы указали, что многодетные семья ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:298, ФИО2 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:289, ФИО3 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:309, ФИО4 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:288, ФИО5 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:324, ФИО9 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:338, ФИО7 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:319 обратились в администрацию г/о Истра с коллективным обращением о принятии мер по обеспечению предоставленных земельных участков необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. Аналогичные обращения были направлены в Министерство социального развития <адрес> и в <адрес>.
В ответе Администрация г/о Истра №ТГ-1773 от <данные изъяты> указала, что газификация земельных участков ДНП «Защитник» возможна только после реализации программы <адрес> «Развитие газификации в <адрес> до 2025 года» в части газификации <адрес>. Полагает, что указанный ответ не отвечает по существу поставленных вопросов о создании подъездных путей (дорог), канализационных сетей, а также сетей питьевого и технического водоснабжения.
Из ответа Министерства социального развития <адрес> №.34ТГ-66/04 от <данные изъяты>. следует, что предоставление земельных участков осуществлялось на основании решений органа местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков и за более подробным разъяснениями необходимо обратиться в Администрацию г/о Истра.
Истринская городская прокуратура на основании информации, предоставленной администрацией г/о Истра в своем ответе №ж-2020 от ДД.ММ.ГГГГ уведомила истцов о том, что на территории ДНП «Защитник» имеются электрические сети и дороги, а также о том, что мероприятия по газификации д.Савельево запланированы на <данные изъяты>., а также о том, что после строительства газопровода будут созданы условия для газификации земельных участков на территории ДНП «Защитник».
Истцы с ответами не согласны, т.к. их мнению ответы недостоверны. Был составлен фотоотчет о состоянии дороги на территории ДНП «Защитник»- фотоотчет доказывает отсутствие дороги.
Поскольку на период предоставления земельных участков инженерно-технические коммуникации отсутствовали, просят, с учетом уточнений л.д.196 т.2, в судебном порядке обязать ответчика обеспечить принадлежащие им земельные участки подъездными путями, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водоснабжения, сетью газоснабжения земельные участка.
В судебное заседание ФИО1, ФИО5, ФИО7, ФИО2, ФИО10 явились, требования поддержали.
ФИО4 и ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель Администрации г/о Истра ФИО11 против исковых требований возражал по основаниями, изложенным в ранее поданных возражениях.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> ФИО12
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что семье ФИО1 на основании Постановления Администрации г/о Истра № от <данные изъяты>. принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:298 (л.д.45 т.1), семье ФИО2 на основании Постановления Администрации г/о Истра №от <данные изъяты>. земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:289 (л.д.48 т.1), семье ФИО3 на основании Постановления Администрации г/о Истра № от <данные изъяты>. земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:309 (л.д.51 т.1), семье ФИО4 на основании Постановления Администрации г/о Истра № от <данные изъяты>. земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:288 (л.д.53 т.1), семье ФИО5 на основании Постановления Администрации г/о Истра № от 13<данные изъяты>. земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:324 (л.д.56 т.1), семье ФИО9 на основании Постановления Администрации г/о Истра № от <данные изъяты> земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:338 (л.д.59 т.1), семье ФИО7 на основании Постановления Администрации г/о Истра № от <данные изъяты>. земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070102:319 (л.д.62 т.1). Участки были предоставлены в соответствии с подп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ.
Согласно подп.6 ст. 39.5 ЗК РФ
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: 6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно
В <адрес> порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <адрес>", который вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ст. 4.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73/2011-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, вступившей в силу 09.07.2021г.) "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <адрес>"
1. Земельные участки, предназначенные для предоставления многодетным семьям, должны быть обеспечены транспортной инфраструктурой и технической возможностью для технологического присоединения к электрическим сетям, за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи.
2. Для целей настоящего Закона под транспортной инфраструктурой понимаются автомобильные дороги общего пользования местного значения, обеспечивающие подъезд к земельным участкам, предоставляемым многодетным семьям (далее - подъездные автомобильные дороги), а также улично-дорожная сеть (внутриквартальные проезды) в границах территории, в состав которой входят предоставляемые многодетным семьям земельные участки и земли общего пользования.
3. Предоставление многодетным семьям земельных участков, не обеспеченных транспортной инфраструктурой и технической возможностью для технологического присоединения к электрическим сетям, допускается с письменного согласия многодетной семьи (обоих супругов либо одиноких матери (отца), усыновителя, отчима (мачехи)).
4. Предоставляемые многодетным семьям земельные участки должны быть обеспечены технической возможностью для технологического присоединения к электрическим сетям на уровне напряжения до 20 кВ, находящимся на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности от границ участков, на которых расположены присоединяемые энергопринимающие устройства.
5. Обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, условиями для технологического присоединения к иной инженерной инфраструктуре (сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) зависит от уровня обеспеченности инженерной инфраструктурой населенного пункта в границах соответствующего городского округа и осуществляется в пределах средств, предусмотренных программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа.
В силу предписаний подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73/201-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <адрес>" предоставление земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта <адрес> либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование на текущий финансовый год.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О "По жалобе администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В данном случае со всей очевидностью следует, что земельные участки не были снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой на период их предоставления 2018-2019гг., ни в настоящее время, и, следовательно, органа публичной власти не исполнил свою обязанность, установленную Законом.
Вместе с тем, в соответствии с генеральным Планом ДНП «Защитник» и выпиской из публичной кадастровой карты (л.д.191 т.1, л.д.194а, 191 т.2) земельные участки истцов находятся в границах Партнерства, и помимо участков, предоставленных в качестве мер социальной поддержки многодетным семьям (15 участков л.д.192-192 т.1, л.д.144 т.2), 36 участков предоставлены гражданам, не обладающим правом на такие меры социальной поддержки.
Решениями общих собраний членов ДНП «Защитник», оформленными протоколами № от 03.06.2017г. и № от <данные изъяты>. приняты решения о строительстве дорог. Решения по строительству иных коммуникаций не принимались.
В соответствии с ст. 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73/2011-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <адрес>"
1. При предоставлении земельных участков многодетным семьям в соответствии с настоящим Законом расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, а также по обеспечению их необходимыми сетями электроснабжения, осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований <адрес>, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, за исключением случая, указанного в части 3 статьи 4.3 настоящего Закона.
2. Расходы, возникающие в связи с обеспечением транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, за исключением случая, указанного в части 3 статьи 4.3 настоящего Закона, осуществляются:
за счет средств бюджетов муниципальных образований <адрес>, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, - в целях строительства подъездных автомобильных дорог, указанных в статье 4.3 настоящего Закона;
за счет средств бюджетов муниципальных образований <адрес>, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, за исключением средств бюджета <адрес>, - в целях строительства улично-дорожной сети (внутриквартальных проездов).
Аналогичное положение действовало в предыдущей редакции статьи.
Таким образом, законодатель обязывает орган публичной власти нести расходы на снабжение необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой земельных участков, предоставленных в качестве мер социальной поддержки.
В данном случае земельные участки входят в территорию ДНП «Защитник», и подведение коммуникаций к земельным участкам истцов, сопряжено с обязанностью получить согласие иных лиц, проживающих на территории Партнерства и имеющих намерение использовать имущество общего пользования.
В соответствии с ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. Образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
2. Управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.
4. Земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.
В соответствии с ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
8. Имущество общего пользования, указанное в пункте 6 части 3 статьи 26 настоящего Федерального закона, может быть передано безвозмездно в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территориях которых расположена территория садоводства или огородничества, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) решение о передаче указанного имущества принято общим собранием членов товарищества;
2) в соответствии с федеральным законом указанное имущество может находиться в государственной или муниципальной собственности;
3) в случае, если указанное имущество на праве общей долевой собственности принадлежит лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, получено согласие таких лиц на осуществление указанной передачи.
В соответствии с ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся:
5) принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования;
6) принятие решения о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества.
При таком положению, суд полагает, что исполнение органом публичной власти обязанности по обеспечению земельных участков истцов объектами инфраструктуры в данном случае возможно путем софинансирования строительства объектов инфраструктуры в интересах лиц, имеющих право на меры социальной поддержки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Администрации г/о Истра о возложении обязанности обеспечить подъездными путями, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водоснабжения, сетью газоснабжения земельные участка, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение месяца.
Судья Истринского
городского суда О.В. Жукова
Мотивированное решение изготовлено 26.11.2021г.