Дело № 2-421/2020
18RS0021-01-2020-000183-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Можга Удмуртской Республики 27 февраля 2020 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,
при секретаре Зубковой М.С.,
с участием:
ст.помощника Можгинского межрайонного прокурора УР Афанасьевой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Можгинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №19» г.Можги о запрете реализации дополнительных образовательных программ до получения заключения,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №19» г.Можги (далее по тексту – МБДОУ «Детский сад №19» г.Можги) о запрете реализации дополнительных образовательных программ до получения заключения.
Исковое заявление мотивировано тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об образовании при осуществлении деятельности МБДОУ «Детский сад №19» г. Можги, в ходе которого установлено, что в нарушение требований п.1.7 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года №41, образовательной организацией реализуются дополнительные общеобразовательные программы в отсутствие соответствующего заключения Роспотребнадзора, что нарушает права граждан на обучение в условиях, отвечающих требованиям санитарного законодательства.
На основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН 2.4.4.3172-14 прокурор просит обязать ответчика запретить реализацию дополнительных общеобразовательных программ по истечении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу до получения заключения Роспотребнадзора о соответствии образовательной организации требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14.
В судебном заседании ст.помощник Можгинского межрайонного прокурора Афанасьева М.Б. исковые требования поддержала, просит их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав старшего помощника прокурора Афанасьеву М.Б., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.2 ст.10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №273-ФЗ) образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В соответствии со ст.2 указанного закона дополнительное образование - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В силу ч.2 и ч.4 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ в Российской Федерации по дополнительному образованию реализуются дополнительные образовательные программы. К дополнительным образовательным программам относятся, в частности, дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.Пунктом 3 ч.4 ст.41 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года №41 утверждены СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
В силу п.1.7 указанных СанПиН 2.4.4.3172-14, функционирование организации дополнительного образования осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года №322 уполномоченным органом на выдачу соответствующих заключений является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Согласно справки заведующей МБДОУ «Детский сад №19» г.Можги Пантелеевой Т.В. указанный детский сад в 2019 году осуществлял дополнительную образовательную деятельность.
Из информационного письма начальника ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г.Можге Скобкарева В.В. от 21 января 2020 года №72 следует, что МБДОУ «Детский сад №19» г. Можги в Роспотребнадзор не обращалось и санитарно-эпидемиологического заключения на организацию дополнительного образования не получало.
Таким образом, суд приходит к выводу, что деятельность МБДОУ «Детский сад №19» г. Можги по реализации дополнительных общеобразовательных программ является незаконной и подлежит запрещению до получения соответствующего разрешения, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Срок для исполнения решения суда, предложенный прокурором, отвечает требованиям разумности и, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, подлежит установлению судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №19» г.Можги о запрете реализации дополнительных образовательных программ до получения заключения удовлетворить.
Запретить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №19» г.Можги реализацию дополнительных общеобразовательных программ по истечении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу до получения заключения Роспотребнадзора в соответствии образовательной организации требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года №41.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2020 года.
Председательствующий судья- Н.Н. Смагина