именем Российской Федерации
г. Лахденпохья, Республика Карелия 12 июля 2012 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Летуновой Марии Павловны к Администрации Лахденпохского городского поселения о понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Летунова М.П. обратилась в суд с иском к Администрации Лахденпохского городского поселения (далее по тексту ЛГП) о понуждении к действиям: признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании ответчика направить в Министерство здравоохранения и социального развития РК все необходимые документы для постановки в единый по РК список граждан по обеспечению жильем.
Заявление мотивировано тем, что истица является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей. С 1961 года проживает по адресу: <адрес>, с момента сдачи дома в эксплуатацию. По указанному адресу проживает одна. В настоящее время дом обветшал, постоянно течет крыша, заливает ее жилое помещение. Из-за перепланировки, сделанной жильцом квартиры, расположенной на 1 этаже, у неё стал проваливаться пол. Квартира не является благоустроенной, так как в ней нет ванны, и она лишена пользоваться ею, вынуждена пользоваться услугами городской бани. Истица обратилась в МО «ЛГП» с просьбой поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей и направить в Министерство здравоохранения и социального развития РК все необходимые документы. В удовлетворении заявления было отказано по тем основаниям, что занимаемое истицей жилое помещение признано благоустроенным и пригодным для проживания.
В судебном заседании истица Летунова М.П. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Также пояснила, что с требованиями об устранении протечек кровли в обслуживающие организации не обращалась. Полагала, что основанием для удовлетворения иска является также отсутствие горячего водоснабжения. Экспертизу она не оплачивала.
Представитель истца по ордеру Михайлова В.С. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению. Истица проживает в неблагоприятных условиях, кровля протекает, в доме с 1962 года ремонт не производился. Просила возложить оплату экспертизы на ответчика.
Представитель ответчика - Администрации ЛГП по доверенности Кузнецов А.С., в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал, по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.
В отзыве, ссылаясь на положения п.4 ст.14 ФЗ «О ветеранах», ч.1 Указа Президента РФ от 15 октября 1992г. №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» указали, что для предоставления жилого помещения необходимо признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Актом межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.7 по <адрес> в <адрес> была признана пригодной для проживания. Таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения иска.
Представитель третьего лица - ТО Роспотребнадзора в РК по г.Сортавала, в Питкярантском и Лахденпохском районах в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Летунова М.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, ветераном ВОВ, имеет право на льготы, установленные ст.20 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 5).
Квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности истицы на основании договора о безвозмездной передачи жилья в собственность. Жилая площадь квартиры 26,3 кв.м., общая площадь - 34,2 кв.м. Квартира является благоустроенной, оборудована холодным водоснабжением, канализацией, центральным отоплением, электроосвещением. (л.д. 8-9). Истица проживает и зарегистрирована по указанному адресу (л.д.12).
Летунова М.П. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию ЛГП с заявлением о постановке её на льготную очередь на получение жилья, как малолетнего узника фашистских лагерей. Ей было отказано на основании того, что помещение признано благоустроенным и пригодным для проживания (л.д. 6).
Из справки Министерства здравоохранения и социального развития РФ следует, что Летуновой М.П. установлена вторая группа инвалидности (л.д.10-11). Сведений о том, что инвалидность получена в результате противоправных действий, не имеется.
Постановлением Главы Лахденпохского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения для граждан, проживающих в Лахденпохском городском поселении в размере 9 кв.м. на одного человека.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, признана пригодной для постоянного проживания (л.д. 49).
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> по адресу: <адрес>, признан пригодным для постоянного проживания, не являющимся аварийным (л.д. 68).
По запросу суда Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РК произведено санитарно-эпидемиологическое обследование <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ и акту санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ несоответствие указанной квартиры санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам заключается в отсутствие над входом в квартиру светильника, обеспечивающего освещение на площадке входа в коридор. Что не соответствует п.5.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д. 66-67).
Согласно заключению эксперта ООО «Консалтинговая компания «Кронос-Карелия» жилой <адрес> в <адрес> РК не является аварийным, подлежащим сносу или реконструкции. Физический износ жилого дома оставляет 47%. В указанном доме имеются повреждения несущих конструктивных элементов, а именно стены, кровли. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», указанный дом является пригодным для проживания (л.д.75-118).
Судом произведен осмотр квартиры истицы, в ходе осмотра обнаружены протечки кровли. Пол в квартире не проваливается и не прогибается.
Свидетели З, М показали, что они проживают в доме вместе с истицей. В квартире у истицы протекает потолок. Полагают, что в доме необходимо произвести капитальный ремонт.
Свидетель К, Ч показали, что работают в отделе архитектуры, градостроительства и землепользования Администрации ЛГП, соответственно начальником и ведущим специалистом. Они участвовали в осмотре квартиры истицы, квартира находится в хорошем состоянии, в капитальном ремонте не нуждается. Сам дом находится в удовлетворительном состоянии, крыша дома протекает, требуется текущий ремонт, который должна производить обслуживающая организация. Ч также показал, что жилец квартиры, расположенной под квартирой истца несущую стену не сносил, а заделал старый дверной проем, проделал новый, укрепил несущую стену.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях необходимо установить, относятся ли граждане к категории лиц, указанных в ст. 49 ЖК РФ, и могут ли данные лица быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, указанным в ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
На основании п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 (далее по тексту Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Пунктом 47 Положения установлено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Пунктом 49 Положения определено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (п. 52 Положения).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 15.10.1992г. №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», в целях улучшения социально-экономического положения данной категории граждан постановлено: предоставлять, проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны (далее по тексту ВОВ) соответствующих групп.
Пунктом 4 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
С учетом анализа названных выше правовых норм и установленных обстоятельств суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Оснований для принятия истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и направлении необходимых документов на нее в Министерство здравоохранения и социального развития РК для включения в единый по РК список граждан, имеющих право на льготное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, не имеется. Квартира истицы является благоустроенной, пригодна для проживания. Дом, в котором проживает истица, непригодным для проживания, подлежащим сносу или реконструкции не признан. Данные обстоятельства подтверждаются заключениями строительно-технической экспертизы, межведомственной комиссии, санитарно-эпидемиологическим заключением.
Из заключений межведомственной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при обследовании квартиры истицы и дома, в котором она проживает, было установлено, что квартира пригодна для проживания, дом также пригоден для проживания и не является аварийным.
Указанные заключения, в соответствии с пунктом 52 Положения, истец в судебном порядке не обжаловала.
Жилищная обеспеченность истца составляет 26,3 кв. м. (жилая площадь), что выше установленной нормативным актом органа местного самоуправления учетной нормы (9 кв. м на человека). Иных оснований для постановки истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не имеется.
Таким образом, действия ответчика по отказу истцу в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, являются законными, обоснованными, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Ссылки истца и его представителя на протечки кровли не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований, так как протечки кровли могут быть устранены проведением текущего, либо капитального ремонтов. Истица в судебном заседании указала, что она в обслуживающие организации с соответствующими письменными заявлениями не обращалась.
Довод истца о том, что пол в её квартире проваливается, опровергается произведенным судом осмотром квартиры, показаниями свидетеля Ч
Ссылки истца на отсутствие в квартире ванны и горячего водоснабжения, с учетом изложенного во внимание не принимаются. Кроме того, в <адрес> услуга по горячему водоснабжению жителям города не оказывается.
Необоснованны доводы представителя истца на необходимость проведения капитального ремонта дома, как основание для удовлетворения иска. Данное обстоятельство не является основанием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Кроме того, в капитальном ремонте нуждаются не все конструктивные элементы, а только часть стены и элементы крыши
Судебные издержки, связанные с проведением судебной строительно-технической экспертизы, исходя из положений ст.ст. 94, 98, 103 ГПК РФ, суд относит на истца. При этом суд отмечает, что решение состоялось в пользу ответчика, истец не выполнил взятые на себя обязательства по оплате судебной строительной экспертизы. Указанные обстоятельства дают суду право возложить на истца обязанность по принудительному перечислению денежных средств экспертному учреждению - ООО «Консалдинговая компания «КРОНОС-Карелия» за проведение судебной экспертизы, исходя из калькуляции затрат и счета, направленного в суд экспертным учреждением. Правовых оснований для возложения оплаты экспертизы на ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Летуновой Марии Павловны оставить без удовлетворения.
Взыскать с Летуновой Марии Павловны в пользу экспертной организации - Общества с ограниченной ответственностью «Консалдинговая компания «КРОНОС-Карелия» <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей - сумму издержек, связанных с проведением судебной строительной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.Б. Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено: 17 июля 2012 года.
Председательствующий: А.Б. Каменев