РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 июля 2017 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Нягу В.В.,
при секретаре Егоровой Н.Ю.,
с участием представителя административного истца – Пауковой С.А., действующей на основании доверенности от 03.04.2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Администрации городского округа Отрадный Самарской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Третьяковой С.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора и об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.о. Отрадный Самарской области обратилась в суд с названным административным иском, мотивируя свои требования тем, что решением Отрадненского городского суда Самарской области от 23.06.2016 года на Администрацию г.о. Отрадный Самарской области возложена обязанность предоставить <данные изъяты>, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных законодательством норм. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Самарской от 15.12.2016 года возбуждено исполнительное производство №, которым должнику предоставлен срок 5 дней для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В дальнейшем, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Самарской от 05.04.2017 года в отношении администрации г.о. Отрадный Самарской области взыскан исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение исполнительского документа в срок, установленный для добровольного исполнения, которое административный истец считает незаконным, поскольку администрацией предприняты меры к исполнению исполнительного документа. Также указывают в иске, что исполнение данного решения суда носит длящийся характер, так как предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта Российской Федерации. Порядок приобретения жилых помещений органом местного самоуправления регламентирован Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный пятидневный срок.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят признать действия судебного пристава-исполнителя по взысканию исполнительского сбора незаконными и освободить Администрацию г.о. Отрадный Самарской области от его уплаты исполнительского сбора, поскольку исполнение исполнительного документа в 5-дневный срок невозможно, так как связано с большим объемом подготовительной работы и финансированием.
В судебном заседании представитель административного истца – Паукова С.А., исковые требования поддержала, дала объяснения, аналогичные изложенным в иске. Суду пояснила, что в настоящее время решение Отрадненского городского суда Самарской области от 23.06.2016 года исполнено и гражданину Савельеву Р.Р. предоставлено в пользование жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда в виде однокомнатной квартиры, расположенной по <адрес>. В подтверждение данного обстоятельства представила суду копию соответствующего договора найма № 33 и акта приема-передачи от 05.07.2017 года.
В судебное заседание административный ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области Третьякова С.В., и представитель административного ответчика УФССП России по Самарской области не явились, в письменных заявлениях на имя суда просили рассмотреть данное административное дело в их отсутствие, возражая против удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом /ч. 12. ст. 30 Закона № 229-ФЗ/.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств /ч. 2 ст. 112 Закона № 229-ФЗ/.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Отрадненского городского суда Самарской области от 23.06.2016 года на Администрацию г.о. Отрадный Самарской области возложена обязанность предоставить <данные изъяты>, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных законодательством норм.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Самарской от 15.12.2016 года возбуждено исполнительное производство №, которым должнику предоставлен срок 5 дней для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Поскольку в срок, установленный в данном постановлении, требование, содержащееся в исполнительном документе, в добровольном порядке должником не исполнено, что не оспаривалось представителем административного истца в судебном заседании, 05.04.2017 года судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Самарской Третьякова С.В. законно и обоснованно вынесла постановление о взыскании с Администрации г.о. Отрадный Самарской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с чем, требования о признании действий судебного пристава по взысканию исполнительского сбора удовлетворению не подлежат.
Разрешая требования об освобождении от уплаты исполнительского сбора, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, подлежащего взысканию исполнительского сбора, а в соответствии с той же нормой Федерального закона «Об исполнительном производстве» и п. 1 ст. 401 ГК РФ, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 ГК РФ, в которой указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения /статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации/.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Судом установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя от 05.04.2017 года о взыскании исполнительского сбора не противоречит требованиям ч. 2 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», поскольку принято по окончании срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа и в отсутствие доказательств невозможности исполнения решения вследствие непреодолимой силы.
В то же время судом установлено, что решением Отрадненского городского суда Самарской области, на основании которого выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство, на Администрацию г.о. Отрадный Самарской области возложена обязанность по выполнению значительного объема мероприятий, направленных на предоставление <данные изъяты>. благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения из специализированного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно указанному закону, гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направлены на формирование органами местного самоуправления специализированного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов в соответствии с требованиями Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых администрации г.о. Отрадный Самарской области на формирование специализированного жилищного фонда.
Из представленных административным истцом документов следует, что администрация г.о. Отрадный Самарской области неоднократно обращалась к министру социально-демографической и семейной политики Самарской области и к губернатору Самарской области с заявлениями о необходимости выделения муниципалитету денежных средств на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно 23.08.2016 года, 03.10.2016 года, 12.12.2016 года, 20.04.2017 года.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии вины со стороны администрации г.о. Отрадный Самарской области в неисполнении в срок исполнительного документа, что в силу п. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является основанием для его освобождения от уплаты исполнительского сбора.
При этом суд считает, что удовлетворение заявленного административного требования нормам действующего законодательства не противоречит, поскольку для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Между тем, в рассматриваемом случае в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Кроме того, суд учитывает, что на момент рассмотрения настоящего спора решение Отрадненского городского суда Самарской области от 23.06.2016 года исполнено и гражданину <данные изъяты>. предоставлено в пользование жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда в виде однокомнатной квартиры, расположенной по <адрес>
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации городского округа Отрадный Самарской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Третьяковой С.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора и об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить частично.
Освободить Администрацию городского округа Отрадный Самарской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Третьяковой С.В. от 05.04.2017 года по исполнительному производству №.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 07.07.2017 года.
Судья: (подпись) В.В. Нягу
Копия верна:
Судья:
Секретарь: