Дело № 2-965/2014 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
29 августа 2014 года
Муромский городской суд Владимирской области в составепредседательствующего судьи Довгоборец Л.Ю.
при секретаре Желтовой Э.В.
с участием представителя истца Максимова М.А. по доверенности и ордеру адвоката Лебедева А.А.,
ответчиков Максимовой Л.Н., Осипова С.А., Рябиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Максимова М.А. к Максимовой Л.Н., Осипову С.А., Рябиной М.С. о государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок,
у с т а н о в и л :
Максимов М.А. обратился в суд с иском к Максимовой Л.Н., Осипову С.А., Рябиной М.С. о государственной регистрации перехода к нему права собственности на земельный участок и жилой дом по адресу: ...., от О. на основании договора дарения от 13 декабря 2013 года.
В обоснование исковых требований Максимов М.А. указал в заявлении, что 13 декабря 2013 года он заключил со своей бабушкой О. договор дарения жилого дома и земельного участка по адресу: ...., по которому она подарила ему принадлежавшее ей недвижимое имущество. По состоянию здоровья бабушки, которая сломала ногу, они не смогли своевременно произвести государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество. Бабушка не смогла оправиться от полученной травмы и 25 января 2014 г. умерла. Наследниками первой очереди после ее смерти являются: (данные изъяты) Максимова Л.Н., (данные изъяты) Осипов С.А. и Рябина М.С.
В судебное заседание истец Максимов М.А. не явился, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом. Его представитель исковые требования поддержал.
Ответчик Максимова Л.Н. в судебном заседании исковые требования признала.
Ответчик Осипов С.А. иск не признал и пояснил, что 06 декабря 2013 г. умер сын О. О1, вследствие чего она находилась в подавленном состоянии и при заключении договора дарения 13 декабря 2013 года не могла отдавать отчет своим действиям. Поэтому уже 25 декабря 2013 года она попросила его отвезти ее с сельскую администрацию для составления завещания, говорила, что хочет исправить ошибку. Все имущество, в том числе дом и земельный участок в ...., бабушка завещала истцу Максимову М.А. и ему, Осипову С.А. Данное завещание он отдал Максимовой Л.Н. В январе 2014 г. бабушка сломала ногу, а 25 января 2014 года умерла. Обратившись в администрацию Ковардицкого сельского округа в августе 2014 года, он узнал, что перед смертью бабушка отменила завещание. В настоящее время договор дарения не зарегистрирован, поэтому считает, что дом и земельный участок должен быть включен в наследственную массу и разделен между наследниками по справедливости.
Ответчик Рябина М.С. иск не признала и пояснила, что при жизни бабушка О. обещала справедливо распределить наследство между всеми внуками, у нее с бабушкой были хорошие отношения, как и у бабушки с Осиповым С.А. Максимов М.А. не навещал бабушку, непонятно принятое ею решение о дарении ему имущества. После смерти своего последнего сына О1 06 декабря 2013 г. бабушка находилась в подавленном и депрессивном состоянии, не способна была принять обдуманное решение, возможно, на нее было оказано давление со стороны Максимова М.А. и Максимовой Л.Н. После подписания договора бабушка составляла завещание на дом в пользу Осипова С.А. и Максимова М.А.
Сомневаясь в своем решении, бабушка не торопилась регистрировать договор дарения. Договор дарения от 13 декабря 2013 г. не зарегистрирован, то есть является незаключенным в силу п. 3 ст. 433 ГК РФ, не порождает правовых последствий, право собственности на недвижимое имущество у истца не возникло согласно ст. 551 ГК РФ.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Установлено, что О. являлась собственником земельного участка площадью 1021 кв.м с кадастровым номером № (номер), и жилого дома площадью 36 кв.м с инвентарным номером № (номер), расположенных по адресу: ....
13 декабря 2013 года О. заключила с (данные изъяты) Максимовым М.А. договор дарения в простой письменной форме, по которому подарила ему принадлежащие ей жилой дом и земельный участок. Однако, переход права собственности на указанное недвижимое имущество от О. к Максимову М.А. не зарегистрирован.
25 января 2014 года О. умерла. Согласно сообщению нотариуса Муромского нотариального округа И.Ю. Смысловой от 05.08.2014 г. имеется наследственное дело к имуществу О. с заявлением о принятии наследства обратились: (данные изъяты) Максимова Л.Н., (данные изъяты) Осипов С.А., внучка Рябина М.С.
Судом установлено, что между (данные изъяты) Максимовым М.А., с одной стороны, Осиповым С.А. и Рябиной М.С. – наследниками по закону, с другой стороны, имеется спор о составе наследственного имущества.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Согласно п. 3 ст. 574 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2013 г.) договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ правило о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащееся в статье 574 ГК РФ, не подлежит применению к договорам, заключенным после 1 марта 2013 г.
Исходя из содержания изложенных норм, доводы ответчиков о том, что договор дарения от 13 декабря 2013 года является незаключенным, несостоятельны и противоречат действующему ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Следовательно, переход права собственности на основании договора дарения жилого дома и земельного участка подлежит государственной регистрации.
Статьей 8.1 ГК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 30.12.2012 года N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") определено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 указанной статьи). Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.
Однако, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 года N 122-ФЗ, не предусматривают сроков обращения граждан в регистрационную службу с просьбой о государственной регистрации перехода права собственности по договору дарения недвижимого имущества.
Как установлено в судебном заседании О. и Максимов М.А. выразили свое согласие на установление правоотношений, вытекающих из договора дарения, приняли на себя взаимные права и обязанности по нему. Стороны предпринимали меры к подаче документов для регистрации перехода права собственности, что подтверждается объяснениями представителя истца и ответчика Максимовой Л.Н., а также талоном № (номер) от 13.12.2013 г., полученным Максимовым М.А. при обращении в регистрирующий орган, но документы не подали.
Из объяснений сторон следует, что О. действительно сомневалась в правильности принятого ею решения о дарении имущества Максимову М.А., после заключения договора дарения составляла завещание на данное имущество, однако, не оспорила договор дарения и не отменила его в установленном законом порядке, и отменила завещание.
Поскольку данный договор дарения в установленном законом порядке недействительным не признавался и дарителем оспорен не был, переход права собственности на основании данного договора подлежал государственной регистрации в силу законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.
Не оспорен договор дарения до настоящего времени. Ответчики Осипов С.А. и Рябина М.С., утверждая о том, что О. не могла понимать значения своих действий в момент подписания договора дарения, исковые требования о признании договора недействительным не предъявили и не представили доказательств своих утверждений, а именно, медицинских заключений о состоянии здоровья О. в момент заключения договора, не ходатайствовали о назначении судебной медицинской экспертизы.
На основании изложенного, переход права собственности на основании действующего договора дарения подлежит государственной регистрации.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Максимова М.А. удовлетворить.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом с инвентарным номером № (номер) и земельный участок с кадастровым номером № (номер), расположенные по адресу: .... от О. к Максимову М.А. на основании договора дарения от 13 декабря 2013 года.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Довгоборец.