Дело № 2 – 247/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 июня 2016 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенихина А.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Сегежа РК (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
Семенихин А.И. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Кемском районе РК по тем основаниям, что в 2015 году для проведения заблаговременной работы по подготовке документов, необходимых для назначения страховой пенсии по старости, он передал ответчику все необходимые документы. Ответом № 4847 от 05.11.2015 года ему было сообщено, что стаж работы в районах Крайнего Севера с 01.04.2002 года по 31.12.2007 года не учтен по причине отсутствия на его индивидуальном лицевом счете сведений о страховом стаже и уплате страховых взносов. С данным отказом не согласен, поскольку в период с 1 апреля 2002 года по 31 декабря 2007 года работал электрогазосварщиком пятого разряда в ЗАО «Промстрой-1». Ежегодно работодатель получал разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, на основании которого принимал его на работу на срок действия данного разрешения. Данные обстоятельства подтверждаются записями в его трудовой книжке. За период с 01.04.2002 года по 31.12.2007 года фактически отработаны следующие периоды: 1) с 01.04.2002 года по 01.04.2003 года; 2) с 15.04.2003 года по 15.04.2004 года; 3) с 16.04.2004 года по 16.04.2005 года; 4) с 17.04.2005 года по 17.04.2006 года; 5) с 18.04.2006 года по 18.04.2007 года; 6) с 14.05.2007 года по 31.12.2007 года.
В спорный период ему начислялась и выплачивалась заработная плата с учетом надбавок за работу в районе Крайнего Севера. С 2002 года он постоянно проживает в городе Кеми. В спорный период работодатель не начислял и не оплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в связи с тем, что он являлся иностранным гражданином и временно пребывал на территории Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1); назначение пенсий гражданам государств- участников Соглашения производится по месту жительства (п. 1 ст. 6); для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (п. 2 ст. 6). Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности. Как следует из пункта 11 названного постановления, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Осуществление им трудовой деятельности в спорный период подтверждается не только трудовой книжкой, но копиями кадровых приказов о приеме на работу и об увольнении, разрешениями на использование иностранной рабочей силы, сведениями о начисленной заработной плате.
Просил обязать ответчика включить ему в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера следующие периоды работы: с 01.04.2002 года по 01.04.2003 года, с 15.04.2003 года по 18.04.2007 года, с 14.05.2007 года по 31.12.2007 года.
Определением суда от 06 апреля 2016 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, для участия в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО «Промстрой-1».
Определением суда от 27 апреля 2016 года ненадлежащий ответчик ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кемском р-не РК заменен на надлежащего - Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Сегежа РК (межрайонное) и 3-е лицо ЗАО «Промстрой-1» заменено на Общество с ограниченной ответственностью «Промстрой-1», являющееся правопреемником ЗАО «Промстрой-1».
Истец Семенихин А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям и пояснил, что в требуемые периоды был зарегистрирован в г. Кемь в общежитии, вида на жительство не имел. В 2008 году получил разрешение на временное проживание в РФ. Был гражданином Украины, гражданином Российской Федерации стал в 2009 году.
Представитель истца по доверенности Янушонис И.А. в суде заявленные требования поддержал, пояснив, что за истца страховые взносы в требуемые периоды не уплачивались, так как Пенсионный фонд дал такое разъяснение работодателю. Единый социальный налог в соответствии с ФЗ № 198 от 31.12.2001 г. служит для реализации прав граждан, в том числе, и на пенсионное обеспечение. Сославшись на Постановление Конституционного Суда РФ № 9-П от 10.07.2007 г. полагал, что факт неуплаты работодателем страховых взносов не может нарушать права истца на пенсионное обеспечение.
Представитель ответчика ГУ - Управление ПФ РФ в г. Сегежа РК - Иванов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержав представленные суду возражения и пояснил, что в страховой стаж включаются только те периоды, в которые уплачивались страховые взносы, но в индивидуальном лицевом счете истца сведений об уплате страховых взносов работодателем за требуемый период нет. Истец зарегистрирован в Пенсионном фонде в 2000 году. Единый социальный налог может быть учтен в качестве страховых взносов в Пенсионный фонд до 1998 года, когда вступил в силу ФЗ № 27 «О персонифицированном учете». Временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане не являются застрахованными лицами, так как они не перечислены в ФЗ № 27 как лица, на которых распространяется закон № 167 «Об обязательном пенсионном страховании».
Представитель третьего лица ООО «Промстрой-1» по доверенности Зинченко Ю.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснив, что истец в требуемые периоды жил и работал в г. Кемь. В Пенсионный фонд проводилась уплата единого социального налога (ЕСН) в 2003 и 2004 годах в размере 28 %, с 2005 года – 20%. По поводу уплаты страховых взносов была переписка с Пенсионным фондом, и они получили ответ, что страховые взносы не подлежат уплате на лиц временно пребывающих на территории РФ.
Суд, заслушав стороны, представителя 3-го лица, изучив материалы дела, полагает иск не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что истец Семенихин ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь гражданином Украины, работал в г. Кемь Кемского района Республики Карелия в ЗАО «Промстрой-1» на основании трудовых договоров электрогазосварщиком пятого разряда в следующие периоды: с 01.04.2002 года по 01.04.2003 года; с 15.04.2003 года по 15.04.2004 года; с 16.04.2004 года по 16.04.2005 года; с 17.04.2005 года по 17.04.2006 года; с 18.04.2006 года по 18.04.2007 года; с 14.05.2007 года по 31.12.2007 года. Истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования РФ с 25 мая 2000 года. В указанные периоды ЗАО «Промстрой-1» имело разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и производило выплаты за истца в Пенсионный фонд РФ единого социального налога (ЕСН). Страховые взносы за истца ЗАО «Промстрой-1» в указанные периоды в ПФ РФ не выплачивало. Изложенное подтверждается: показаниями истца, представителя 3-го лица, справкой ООО «Промстрой-1» от 07.12.2015 г. (л.д. 8), записями в трудовой книжке истца (л.д. 9-16), приказами о приеме истца на работу в ЗАО «Промстрой-1» и его увольнении (л.д. 17,19-22,24,25,27,28,30,31), Разрешениями ФМС России на привлечение иностранной рабочей силы (л.д. 18,23,26,29), бухгалтерской документацией об уплате ЕСН в отношении истца, представленной ООО «Промстрой-1» (л.д. 58-148) и не отрицается представителем ответчика.
В 2015 году истец Семенихин А.И. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кемском районе РК для проведения заблаговременной работы по подготовке документов, необходимых для назначения страховой пенсии по старости и передал все необходимые документы.
В ответе начальника Управления пенсионного фонда РФ в Кемском районе от 05.11.2015 года № 4847 (л.д. 7) истцу разъяснено, что на 30 июня 2015 года его страховой стаж составляет 26 лет 10 мес. 10 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 7 лет 1 месяц 15 дней. Стаж работы в районах Крайнего Севера с 01.04.2002 г. по 31.12.2007 г. не учтен по причине отсутствия на индивидуальном лицевом счете истца сведений о страховом стаже и уплате страховых взносов. Таким образом, на 15.10.2015 г. (54 года) право на назначение трудовой пенсии по старости у истца отсутствует. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию наступит у истца в июле 2018 года при условии, если стаж работы в районе Крайнего Севера составит 10 лет на 30.06.2018 г. С указанным ответом истец не согласен.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Указом Президента Российской Федерации от 20.12.1993 года № 2226 к районам Крайнего Севера отнесены территории Беломорского, Калевальского, Кемского и Лоухского районов Республики Карелия.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица (в отношении истца после 25.05.2000 г.) в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, которые представляет страхователь (работодатель) в территориальный орган Пенсионного фонда России.
В суде установлено, что такие сведения за требуемые периоды работодателем истца – ЗАО «Промстрой-1» в УПФ по Кемскому району представлены не были, так как страховые взносы в УПФ за истца не уплачивались.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально-возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Обязанность по уплате этих взносов за своих работников (застрахованных лиц) возлагается на работодателя (страхователя).
Согласно ст. 7 указанного Федерального закона (в ред. на момент возникновения спорных правоотношений) застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Федеральный закон от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст.1).
В силу ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Судом установлено, что истец Семенихин А.И., являвшийся гражданином Украины, в спорные периоды работал в ЗАО «Промстрой-1» в г. Кемь.
Из показаний истца, Разрешений ФМС России на привлечение иностранной рабочей силы и справки от 02.06.2016 г. № 4-643, представленной МП УФМС России по Республике Карелия в Кемском районе, следует, что Семенихин А.И. в спорные периоды был зарегистрирован по месту пребывания по различным адресам в г. Кемь, в том числе в периоды с 20.05.2005 г. по 14.04.2008 г. сроком не более чем на один год, получил разрешение на временное проживание с 04.05.2008 г. по 04.05.2011 г., вид на жительство не получал, Решением УФМС России по РК № 160 от 01.10.2009 г. приобрел гражданство Российской Федерации.
Из приведенных норм права и установленных обстоятельств дела следует, что в связи с тем, что истец в спорные периоды имел статус лица, временно пребывающего на территории РФ, то есть не относился к категории лиц, на которых распространялось действие Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ЗАО «Промстрой-1» не несло обязанности об уплате страховых взносов в отношении истца в ПФ РФ.
Статьей 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего в спорные периоды) определено, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с п. 1 ст.10 названного закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 указанного выше Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10, 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10, 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 2 статьи 29 указанного закона при применении настоящего Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в пенсионный Фонд Российской Федерации.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в российской Федерации» вступил в силу с 01.01.2002 г. (п. 1 ст. 31 данного закона), а истец требует включить периоды в стаж с 01.04.2002 г.
Таким образом, уплату ЗАО «Промстрой-1» единого социального налога в силу действующего законодательства нельзя приравнивать к уплате страховых взносов в ПФ РФ.
Только с 01.01.2012 г. Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ в статью 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор. Однако, обратной силы данное положение закона не имеет.
Доводы представителя истца со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ № 9-П от 10.07.2007 г. суд признает несостоятельными, выводы, изложенные в нем применимы в том случае, когда работодатель нес обязанность по уплате страховых взносов за своего работника в Пенсионный фонд РФ, но не выполнил ее либо выполнил не в полном объеме, а в рассматриваемом деле установлено, что работодатель – ЗАО «Промстрой-1» не нес такой обязанности.
На основании изложенного периоды работы истца с 01.04.2001 г. по 31.12.2007 г. в ЗАО «Промстрой-1» не могут быть учтены при подсчете страхового стажа, поскольку истец застрахованным лицом не являлся, страховые взносы за него в соответствии с действовавшим законодательством не начислялись и не уплачивались. В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Семенихина А.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Сегежа РК – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 15 июня 2016 года