Дело № 2-215/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2018 г. г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Черенковой Е.В., при секретаре Герасименко А.М., с участием истца Денисовой Н.С., представителя Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Кориневской Е.Д., представителя Отдела по делам семьи и детства Администрации ЗАТО г. Железногорск Казаченко Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисовой Натальи Станиславовны в интересах ФИО1 к Министерству образования Красноярского края, к Администрации <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением и включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
У С Т А Н О В И Л :
Денисова Н.С. в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд к Министерству образования Красноярского края, Администрации <адрес> с иском о признании права на обеспечение жилым помещением и включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Свои требования истец мотивирует тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., чьим опекуном она является, в малолетнем возрасте остался без попечения родителей. Его мать ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в роддоме написала заявление об отказе от родительских прав, сведений об отце ребенка не имеется. Истец назначена опекуном ФИО1, мальчик проживает и состоит на регистрационном учете в квартире опекуна до достижения совершеннолетия. По достижении 14-летнего возраста, в связи с тем, что ФИО1 подлежит обеспечению жилым помещением на льготных условиях, как ребенок-сирота, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в отдел по делам семьи и детства Администрации ЗАТО г. Железногорск, собрала все необходимые документы для включения ФИО1 в список детей-сирот для обеспечения жилым помещением, однако ДД.ММ.ГГГГ заявление и документы были возвращены с указанием на то, что после смерти в ДД.ММ.ГГГГ матери мальчика ФИО2 и брата ФИО3 открылось наследство, состоящее из квартиры, расположенной по адресу: г. <адрес>, сведений о том, что органы опеки и опекун приняли меры по защите жилищных прав ФИО1 не представлено. Однако ни она, ни ФИО1, ни органы опеки не знали об открытии наследства, к нотариусу в установленный законом срок не обратились за принятием наследства, на момент подачи заявления на включение в список детей-сирот, наследство было получено сестрой ФИО2 - ФИО5, квартира продана ею в ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, ФИО1 не имеет в собственности или по договору социального найма жилья, является ребенком-сиротой и имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» и подлежит включению в список детей-сирот для обеспечения жилым помещением.
Истец Денисова Н.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, настаивала на удовлетворении.
ФИО1, в чьих интересах заявлен иск, привлечен к участию в деле в порядке ч.4 ст. 37 ГПК РФ, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика - Администрации ЗАТО Железногорск Кориневская Е.Д. в судебном заседании полагала, что исковые требования к Министерству образования Красноярского края о включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений в суд не направил.
Представитель третьего лица Отдела по делам семьи и детства Администрации ЗАТО г. Железногорск Казаченко Л.И. в судебном заседании полагала, что исковые требования, заявленные в интересах ФИО1, подлежат удовлетворению, пояснила, что Денисова Н.С. в интересах подопечного ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ написала заявление о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, в целях обеспечения ФИО1 льготным жильем отдел по делам семьи и детства запросил все необходимые документы, подтверждающие отсутствие жилья, вместе с заявлением направил документы в Министерство образования Красноярского края для включения ФИО1 в список детей-сирот, однако документы были возвращены с указанием на то, что не представлены документы, подтверждающие принятие мер органами опеки и законным представителем ФИО1 по защите его жилищных прав. Однако органам опеки, также как и законному представителю ФИО1 стало известно о том, что после смерти матери и брата ФИО1 было открыто наследство только в ДД.ММ.ГГГГ к этому времени срок для принятия наследства истек, квартира была продана, в настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ собственниками квартиры является семья из трех человек, в том числе <данные изъяты> доля в праве собственности на квартиру у несовершеннолетнего ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. О наличии в собственности матери ФИО1 квартиры органам опеки не было известно, т.к. на момент отказа от ребенка его мать жилья в собственности не имела, какое-либо жилье за ФИО1 не закреплялось, наследство ФИО1 не принималось после смерти матери и брата.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ФИО1, в чьих интересах заявлен иск, в отсутствие представителя ответчика Министерства образования и науки Красноярского края.
Выслушав стороны, изучив доводы искового заявления, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, то, что ребенок не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений.
В суде установлено, что опекун ФИО1 - Денисова Н.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику Министерству образования Красноярского края с заявлением о предоставлении жилого помещения в соответствии с установленной нормой жилой площади для подопечного ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из письма Министерства образования, направленного на имя начальника Отдела по делам семьи и детства администрации ЗАТО г. Железногорск следует, что не представлены документы, подтверждающие принятии мер органами опеки и законным представителем ФИО1 по защите его жилищных прав.
В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании представленных документов.
Уполномоченные органы местного самоуправления формируют учетные дела лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, приобщают к ним ходатайства и заявления о предоставлении жилого помещения, а также документы, предусмотренные подпунктами "б" - "и" пункта 5 настоящей статьи, направляют заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, в уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края в области образования в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов в полном объеме.
Решение о включении в список (об отказе во включении в список) лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заседания комиссии.
Включение в список лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. При совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан.
Решение об отказе во включении в список лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в следующих случаях:
а) отсутствие права на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей;
б) представление детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостоверных сведений либо подложных документов;
в) реализация ранее права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального, краевого и (или) местного бюджетов.
В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим жилья, а также лицам данной категории, чье проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства сирот. Предоставление жилых помещений лицам указанной категории осуществляется в порядке очередности, сформированной Министерством образования края.
Как следует из представленных материалов и установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в малолетнем возрасте остался без попечения родителей. Одинокая мать ФИО2 отказалась от родительских прав на ребенка и дала письменное согласие на усыновление своего новорожденного сына, отец ребенка неизвестен.
ФИО1 в настоящее время зарегистрирован по месту пребывания в квартире опекуна по адресу: <адрес>
Представленными документами подтверждается право ФИО1 на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка».
Согласно сообщению Управления Росреестра по Красноярскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества.
Согласно справке Железногорского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», по архивным данным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не имеет зарегистрированного недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве.
Согласно Выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества, право собственности ФИО2 на квартиру по адресу <адрес>, прекращено ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство по закону.
В суде установлено, что жилых помещений по договорам социального найма ФИО1 администрация ЗАТО г. Железногорск не предоставляла, согласно справки главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответа нотариуса Железногорского нотариального округа Красноярского края ФИО4, наследницей имущества ФИО2, умершей в ДД.ММ.ГГГГ является родная сестра ФИО5, наследником имущества ФИО3 (брата ФИО1), умершего в ДД.ММ.ГГГГ является родная тетя ФИО5, которой выданы свидетельства о праве на наследство по закону в 2014 г., Наследственное имущество состоит из квартиры по адресу: <адрес> принадлежавшей наследодателям по ? доле в праве собственности каждому.
Согласно Выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ правообладателями квартиры по адресу г. <адрес>, в настоящее время являются ФИО6, ФИО7, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в <данные изъяты> доле в праве общедолевой собственности каждый.
Таким образом, ФИО1 подлежит включению в списки детей-сирот и имеет право на предоставление жилья в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в несовершеннолетнем возрасте он остался без попечения родителей, не имеет закрепленных за ним жилых помещений, достиг возраста 14 лет, заявление о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда подано опекуном ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, однако обязанность ответчиком – Министерством образования Красноярского края по включению ФИО1 в список нуждающихся в жилье детей-сирот не исполнена до настоящего времени.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о возложении на Министерство образования Красноярского края обязанности включения ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л :
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».
Обязать Министерство образования Красноярского края включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в порядке очередности, в зависимости от первоначальной даты подачи заявления о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с 26 января 2018 г.
Судья Железногорского городского суда Е.В. Черенкова