2-2795/24-2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2014 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Колосковой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полякова А.В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» о взыскании задолженности по заработной плате,
у с т а н о в и л :
Поляков А.В. обратился в суд с исковыми требованиями к ИК-9 УФСИН России по РК о взыскании задолженности по заработной плате по тем основаниям, что он отбывал наказание по приговору суда в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был привлечен к оплачиваемому труду рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий ХО ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия. Указывая на то, что ответчик выплачивал ему заработную плату без учета процентной надбавки в размере 50% за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, истец просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В судебном заседании истец Поляков А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с положениями УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться, Администрация ИК-9 обязана привлекать осужденных к труду, в связи с чем осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями закона, поскольку общественно полезный труд является средством исправления осужденного. Кроме того указала, что с истцом трудовой договор не заключался.
Представитель Государственной инспекции труда в Республики Карелия ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что осужденным, которые привлекаются к труду, положено при начислении заработной платы производить начисление районного коэффициента процентной набавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать.
В силу пункта 2 статьи 9 УИК РФ элементами наказания в виде лишения свободы и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа и общественно полезный труд.
В соответствии с пп. «c» п. 2 ст. 2 Конвенции МОТ № 29 относительно принудительного или обязательного труда привлечение осужденных к общественно полезному труду не может расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом, который, назначая наказание в виде лишения свободы, предопределяет привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду как одному из средств воспитания и исправления.
Следовательно, правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбытия наказания в виде лишения свободы, - это специфические отношения, которые регулируются нормами уголовно-исполнительного законодательства, а нормы трудового законодательства применяются лишь в части, предусмотренной УИК РФ.
Согласно части 1 статьи 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также из наличия рабочих мест.
Из анализа указанных выше норм закона следует, что трудоустройство осужденных в местах отбытия ими наказания по приговору суда не является результатом свободного волеизъявления осужденного и обусловлено его обязанностью трудиться в период отбытия наказания.
Как установлено судом, Поляков А.В. приговором Прионежского районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ был осужден по части № статьи №, части № статьи № Уголовного кодекса РФ, ему назначено наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. В период отбывания наказания истец приказом начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № ос был привлечен к оплачиваемому труду с ДД.ММ.ГГГГ рабочим по комплексному ремонту и обслуживанию зданий ХО ИК-9 с повременной оплатой труда с должностным окладом в размере <данные изъяты> руб., со стажировкой и обучением <данные изъяты> дня, с испытательным сроком <данные изъяты> месяца, с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве <данные изъяты> рабочих дней. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ос истец отстранен от выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ в связи с освобождением.
За период работы истцу не начислялась и не выплачивалась процентная надбавка (50%) за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что не оспаривалось сторонами по делу и подтверждено документально, а именно расчетными листками, выданными в отношении истца.
Также в судебном заседании установлено, что трудовой договор с истцом не заключался, истец привлекался к труду в связи с отбыванием наказания.
Ранее действующей Инструкцией «Об условиях и оплате труда лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях и содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях», утвержденной Приказом МВД РФ от 14.12.1992 № 453, предусматривалось, что труд указанных лиц оплачивается в соответствии с его количеством и качеством по действующим в соответствующих отраслях народного хозяйства тарифным ставкам и окладам.
На указанных лиц распространялись премиальные системы оплаты труда, коэффициенты и другие виды надбавок и доплат к заработной плате, действующие в государственном секторе производства, за исключением вознаграждения за выслугу лет, надбавок и льгот за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайней Севера (подпункт 3.1, 3.2).
После признания данного приказа утратившим силу с 28.07.2004, другой нормативно-правовой акт, предусматривающий оплату трудоиспользования осужденных к лишению свободы с учетом спорной процентной надбавки и районного коэффициента не принимался.
В соответствии с пунктом 10.3 Положения «Об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 № 727 (с последующими изменениями на 16.02.2011), при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности указанное пособие выплачивается осужденному в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Следовательно, специальным правовым регулированием выплаты процентной надбавки и районного коэффициента осужденным к лишению свободы и привлеченным во время отбывания наказания к труду в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, применительно к статьям 316, 317 Трудового кодекса РФ, указанным лицам не предусмотрено.
Исходя из анализа вышеприведенного законодательства, следует, что осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (статья 9 УИК РФ) и обязанность (статьи 11, 103 УИК РФ) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.
Несмотря на то, что законодателем определено, что осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (часть 1 статьи 105 УИК РФ), при этом данная категория граждан не состоит в трудовых правоотношениях с учреждениями (организациях, предприятиях), в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания, Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» распространяет свое действие на лиц, работающих по найму (то есть на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
Аналогичная позиция отражена в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.02.2014.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку трудовой договор с Поляковым А.В. не заключался, истец привлекался к труду в связи с отбыванием наказания, следовательно, правоотношения, возникшие между сторонами, не были основаны на трудовом договоре.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Ре6спублики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Франгулова
Мотивированное решение изготовлено 24.03.2014 года.