Дело № 12-144/2018
Р Е Ш Е Н И Е
29 октября 2018 года г.Петрозаводск
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Антипина Н.Н., рассмотрев жалобу Кутьиной Н.В. на постановление мирового судьи судебного участка Прионежского района Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка Прионежского района Республики Карелия от хх.хх.хх г. Кутьина Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей без конфискации древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения.
В жалобе Кутьина Н.В. ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, указав, что сопроводительный документ на транспортировку древесины был оформлен надлежащим образом.
Кутьина Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Защитник А., действующий по доверенности, в судебном заседании жалобу поддержал, по изложенным в ней основаниям.
Заслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужило то обстоятельство, что хх.хх.хх г. в 17:00 час. по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, 27 км автодороги «...», Кутьина Н.В. допустила транспортировку древесины в объеме ... куб.метров на автомашине государственный регистрационный знак №, в нарушение требований ст.50.4 Лесного кодекса Российской Федерации, без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа на транспортировку древесины, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 №571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины», а именно: в нарушение подпункта «е» пункта 6 данных Правил в разделе 6 сопроводительного документа указана неточная информация организационно-правовой формы, наименование юридического лица (грузополучатель).
Часть 5 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица.
В примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснено, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Как следует из содержания приведенной нормы, положения об административной ответственности должностных лиц применяются не ко всем работникам организаций, занимающим определенную должность, а только к тем из них, которые наделены организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.
При решении вопроса о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, статуса должностного лица необходимо руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее - Постановление № 19).
В соответствии с п. 4 Постановления №19 организационно-распорядительные функции включают в себя полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям можно отнести полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (п. 5 Постановления №19).
В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Материалы дела не содержат доказательств того, что Кутьина Н.В. зарегистрирована в установленном законом порядке в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являлась собственником древесины.
Из материалов дела следует, что Кутьина Н.В. является работником ООО «Ладвинский леспромхоз» и, в момент выявления административного правонарушения, выполняла трудовые обязанности контролера лесозаготовительного производства (на приемке сортиментов от вывозки) по трудовому договору, что подтверждается приказом о приеме на работу, трудовым договором.
Согласно должностной инструкции контролер лесозаготовительного производства (на приемке сортиментов от вывозки) ЗАО «Ладвинский леспромхоз» непосредственно подчиняется мастеру погрузочно-разгрузочных работ. На эту должность назначается лицо, достигшее 18-летнего возраста, имеющее среднее образование, прошедшие обучение и стажировку по профессии на предприятии и аттестацию квалификационной комиссией ЗАО «Ладвинский леспромхоз». В должностные обязанности контролера лесозаготовительного производства (на приемке сортиментов от вывозки) входит: соответствующим образом оформлять товарно-транспортные накладные на груз (пункт 2.17.1); заполнять форму сопроводительного документа на транспортировку древесины (пункт 2.17.2); при необходимости (в зависимости от требований покупателя) заполнять отгрузочную спецификацию (пункт 2.17.3).
Таким образом, в обязанности Кутьиной Н.В. - контролера лесозаготовительного производства (на приемке сортиментов от вывозки) ЗАО «Ладвинский леспромхоз» не входит выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Согласно части 1 статьи 50.4 Лесного кодекса РФ транспортировка древесины любым видом транспорта осуществляется при наличии сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, номере декларации о сделках с древесиной (в случае, если совершались сделки с указанной древесиной), а также номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом).
Сопроводительный документ оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины (ч. 2 ст. 50.4 Лесного кодекса РФ).
Требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не применяются к транспортировке древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд (ч. 3 ст. 50.4 Лесного кодекса РФ).
Форма сопроводительного документа и порядок его заполнения определены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 21.06.2014 №571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины», где п. 2 Правил заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины также предусмотрено, что сопроводительный документ на древесину оформляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины.
Таким образом, обязанность по оформлению сопроводительных документов возложена законом на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками древесины.
Как установлено, собственником древесины, транспортировка которой осуществлялась хх.хх.хх г., является ООО «Ладвинский леспромхоз».
Поскольку Кутьина Н.В. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состав вмененного ей административного правонарушения отсутствует.
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3. ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка Прионежского района Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кутьиной Н.В. подлежит отмене, производство по делу - прекращению.
Руководствуясь статьями 24.5, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
жалобу Кутьиной Н.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка Прионежского района Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кутьиной Н.В., отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Н.Антипина