Дело № 5-402/2019
73RS0002-01 -2019-005145-47
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ульяновск 23 сентября 2019 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Сошкиной Г.А.,
при секретаре Наржанковой А.О.
с участием Буранова Р.А и его защитника Давиденко О.В.,
старшего УУП и ПДН ОМВД России по Засвияжскому району г. Ульяновска Арсланова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ в отношении
БУРАНОВА Руслана Александровича, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протокола об административном правонарушении АП-73 № от 07.09.2019 года 29 августа 2019 года в 18 часов 40 минут Буранов Р.А., находясь у дома 49 по ул. Октябрьская г. Ульяновска, провел агитационное публичное мероприятие в виде пикета с использованием быстровозводимой сборно - разборной конструкции с размещением на ней агитационного материала зарегистрированного кандидата ФИО2 без подачи в установленном порядке уведомления его проведении, в нарушение ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании Буранов Р.А. с вменяемым ему административным правонарушением не согласился, суду показал, что на основании договора об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по Засвияжскому одномандатному округу № 16 Гурьяновым Д.В., он устанавливал и разбирал металлические конструкции с размещенными на ней баннерами, при этом никакого публичного мероприятия не проводил, агитационные материалы не раздавал. Кроме того указал, что при разборе металлической конструкции 29.08.2019 года к нему подошли сотрудники полиции, которые попросили развернуть уже свернутый баннер и показать сведения о том кем и на основании чего он изготовлен. Подчиняясь требованиям сотрудников полиции, он развернул баннер, показал соответствующую информацию, которая была сфотографирована полицейскими.
Защитник Буранова Р.А. - Давиденко О.В. в судебном заседании поддержала позицию своего подзащитного, дополнительно указав, что при составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицом допущены существенные нарушения, в частности не доказана вина Буранова Р.А. в совершении административного правонарушения, кроме того, последний не был извещен о дне, времени и месте составления протокола.
В судебном заседании старший УУП и ПДН ОМВД России по Засвияжскому району г. Ульяновска ФИО19 показал, что протокол об административном правонарушении был составлен на основании обращения председателя Ульяновской городской избирательной комиссии ФИО7, сам он Буранова Р.А. на месте совершения административного правонарушения не видел, какие действия производил последний по проведению агитационного публичного мероприятия в виде пикета, пояснить не смог, указав, что состав вмененного Буранову Р.А. административного правонарушения, предусматривает ответственность, в том числе за установку сборно - разборной конструкции с размещенным на ней агитационном материалом без соответствующего разрешения.
Выслушав участников процесса, исследовав протокол об административном правонарушении и иные письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из содержания ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.
Из представленных материалов дела следует, что 29.08.2019 года в адрес ОМВД России по Засвияжскому району г. Ульяновска поступило представление председателя Ульяновской городской избирательной комиссии ФИО7, где последний указал на поступившую информацию о том, что 29.08,2019 года у остановки «Волга-Спорт-Арена» рядом с домом 49 по ул. Октябрьская г. Ульяновска проводится агитационное публичное мероприятие с использованием сборно - разборной конструкции с размещенными на ней агитационными материалами зарегистрированного кандидата ФИО2, и просил установить обстоятельства проведения незаконного несогласованного публичного мероприятия, принять меры по установлению лиц, причастных к их проведению, привлечь их к ответственности.
В качестве доказательств вины Буранова Р.А. суду представлены:
- рапорт старшего инспектора ГОО ОМВД России по Засвияжскому району г. Ульяновска ФИО8 о том, что 29.08.2019 года в 18 часов 40 минут между домом 49 и 49а по ул. Октябрьская г. Ульяновска на земельном участке возле пешеходного тротуара, были установлены удерживающие элементы конструкции под широкоформатный агитационный материал, который лежал рядом на земле, в поддержку кандидата в депутаты Ульяновской городской думы пятого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № ФИО2 выдвинутого политической партией «КПРФ». Рядом находились ФИО9 и ФИО10, которые раздавали печатный агитационный материал (листовки) проходящим гражданам. На размещенном и раздаваемом материале имелась вся необходимая информация, предусмотренная законодательством;
- объяснения ФИО9 от 29.08.2019 года, согласно которых 29.08.2019 года около 18 часов 15 минут он находился у дома 49 по ул. Октябрьской г. Ульяновска, проходил мимо, гулял, и никакого отношения к строению в виде куба из металлических труб и к его установке не имеет, как и к раздаче агитационного материала - листовок с именем кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по Засвияжскому одномандатному округу№ 16 ФИО2;
- объяснения ФИО9 от 02.09.2019 года, из которых следует, что он по личной инициативе занимается раздачей агитационных материалов в виде листовок в поддержку кандидата в депутаты Ульяновской городской думы пятого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № 16 ФИО2, при этом когда он приходит в места раздачи агитационных материалов, сборно- разборная конструкция в виде куба с размещенным на ней агитационными баннерами уже установлена и кто ее привозит и увозит, ему не известно;
- объяснения ФИО10 от 29.08.2019 года, согласно которых 29.08.2019 года у дома 49 по ул. Октябрьская она осуществляла раздачу агитационных листовок за кандидата в депутаты Ульяновской городской думы пятого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № 16 ФИО2;
- протокол осмотра места происшествия от 29.08.2019 года и фототаблица к нему, согласно которому был осмотрен участок местности, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, д. 49, на котором была обнаружена сборно - разборная конструкция, выполненная из металла серебристого цвета, рядом на земле лежал баннер белого цвета, пакет цветной, рюкзак черного цвета, сумка серого цвета, порядок не нарушен;
- фотоматериал, из которого следует, что около пешеходной дорожки, установлена конструкция в виде куба с размещенным на ней агитационным материалом в поддержку кандидата в депутаты ФИО2;
- фотоматериал, на котором изображен Буранов Р.А., держащий в руках баннер с размещенным на ней агитационным материалом в поддержку кандидата в депутаты ФИО20, а также фото с изображением изготовителя баннера по заказу кандидата в депутаты Ульяновской городской думы пятого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № 16 ФИО2, оплаченного из средств специального избирательного счета;
- печатный агитационный материал - листовка формата А5 в поддержку кандидата в депутаты ФИО2;
- сведения Ульяновской избирательной комиссии о представленных образцах печатных агитационных материалов кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № 16 ФИО2;
- объяснения ФИО11 от 29.08.2019 года, где последняя указала на то, что 29.08.2019 года выезжала к дома 49 по ул. Октябрьской г. Ульяновска, где увидела девушку и молодого человека, которые раздавали агитационные материалы, а спустя некоторое время подошли к сборно - разборной конструкции с стали его разбирать, то есть снимать баннеры. Данные факт был зафиксирован на видео;
- объяснениями ФИО11 от 02.09.2019 года, согласно которых 29.08.2019 года в Ульяновскую городскую избирательную комиссию поступило сообщение о том, что возле дома 49 по ул. Октябрьская г. Ульяновска проводится одиночный пикет с использованием сборно - разборной конструкции куба с размещенным на ней агитационными баннерами в поддержку кандидата в депутаты городской думы 5 созыва по 16 одномандатному округу ФИО2. С целью проверки данного сообщения, совместно с ФИО12 выехала по данному адресу. В ходе выезда обнаружили куб с размещенным на ней агитационными баннерами в поддержку кандидата в депутаты городской думы 5 созыва по 16 одномандатному округу ФИО2, возле которого ходила девушка возрастом около 25 лет и парень, которые осуществляли раздачу листовок с агитационным материалом. Девушка раздавала листовки на расстоянии 2 метров от куба, а парень раздавал листовки на расстоянии 20 метров от куба. Вместе с ФИО12 они прошли мимо парня, который пригласил их на выборы 8 сентября 2019 года. О данном факте было сообщено в дежурную часть ОМВД России по Засвияжскому району г. Ульяновска. Во время ожидания сотрудников полиции парень и девушка стали разбирать сборно - разборную конструкцию;
- объяснения ФИО12 от 29.08.2019 года, из которых следует, что во время ее нахождения у дома 49 по ул. Октябрьская г. Ульяновска, подъехал журналист, который сообщил, что он от «КПРФ» и что баннеры на сборно- разборной конструкции изготовлены за счет средств избирательного фонда кандидата ФИО2;
- объяснения ФИО12 от 02.09.2019 года, которые в целом аналогичны объяснениям ФИО11, кроме того, что парень из «КПРФ», который пояснил, что баннеры оплачены за счет средств избирательного фонда кандидата ФИО2, развернул баннеры, лежащие на земле, и показал исходные данные, указанные на баннере, а именно информацию о тираже, дате выпуска и об оплате за счет средств избирательного фонда кандидата ФИО2 После того, как конструкция была разобрана, подъехала автомашина с государственным регистрационным номером С 665 ЕО 73, в багажник которой все было погружено;
- объяснения ФИО13, ФИО14, ФИО15, которые по событиям 29.08.2019 года у дома 49 по ул. Октябрьской г. Ульяновска каких - либо объяснений не давали.
Частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Согласно п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих
5
форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Статьей 7 Закона N 54-ФЗ предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные статьей.
В силу части 5 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно- разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Буранову Р.А. вменяется нарушение ч.1.1 статьи 7 Закона N 54-ФЗ, согласно которой уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
Между тем доказательств того, что Буранов Р.А. провел публичное мероприятие (пикет), в понимании Закона N 54-ФЗ, в материалах дела не имеется.
Для квалификации административного правонарушения по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ необходимо установить какие конкретно совершенные Бурановым Р.А. действия свидетельствуют о проведении им пикетирования с учетом того, что в силу закона таковым является форма публичного выражения мнения осуществляемого без передвижения, путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Так, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Буранов Р.А. 29.08.2019 года в 18 часов 40 минут, используя быстровозводимую сборно- разборную конструкцию, создающую препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, провел публичное агитационное мероприятие в виде пикета у дома 49 по ул. Октябрьская г. Ульяновска.
Напротив, из имеющихся материалов дела следует, что рядом с конструкцией в виде куба с размещенным на ней агитационным материалом, находились молодые люди, которые раздавали листовки, при этом Буранова Р.А. среди них не было. Сам Буранов Р.А. отрицал свое участие в проведении какого - либо публичного мероприятия, доказательств обратного, административным органом суду представлено не было.
Доказательств того, что быстровозводимая конструкция в виде куба создавала препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, также суду представлено не было, напротив, из фотоматериала усматривается, что конструкция с агитационным материалам располагается таким образом, что пешеходы свободно передвигаются по пешеходной дорожке.
Представленные материалы дела не содержат информации о том, что каким образом и кем проводилось публичное мероприятие в виде пикета, фотоматериал не подтверждает нахождение Буранова Р.А. на месте совершения вменяемого ему административного правонарушения, и не опровергает его доводов о непричастности к проведению какого - либо публичного мероприятия.
Из объяснений Буранова Р.А. и объяснений ФИО12 следует, что Буранов Р.А. при разборе металлической конструкции показал сотрудникам полиции сведения о способе и средствах изготовления баннера, что и было зафиксировано фотоматериалом.
Доводы должностного лица в части того, что ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность, в том числе за установку сборно - разборной конструкции с размещенным на ней агитационном материалом без соответствующего разрешения, основаны на неверном толковании законодательства.
Из ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ следует, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Кроме того, согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. (ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ).
В судебном заседании установлено, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении в отношении Буранова Р.А., не было учтено, что материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении последнего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 07.09.2019 года.
Так, направленная по адресу проживания Буранова Р.А. телеграмма адресату вручена не была.
При этом, в материалах дела, кроме адреса проживания Буранова Р.А., имеются сведения о номере его мобильного телефона.
Каких - либо сведений о том, что Буранов Р.А. извещался по средствам телефонной связи, либо об отсутствии возможности извещения Буранова Р.А. таким образом, материалы дела не содержат.
Сам Буранов Р.А. в судебном заседании показал, что извещение о необходимости явиться в отделение почтовой связи для получения телеграммы, он не получал.
В связи с указанными обстоятельствами Буранов Р.А. не имел реальной возможности явиться к старшему УУП и ПДН ОУУП ОМВД России по Засвияжскому району г. Ульяновска ФИО6 для дачи объяснений по делу, представить свои доказательства.
При этом суд считает несостоятельными доводы должностного лица о том, что Буранов Р.А. был надлежащим образом извещен о дне, времени и месте составления протокола об административном правонарушении путем вручения телеграммы бабушке Буранова Р.А. по месту регистрации последнего, поскольку данные доводы противоречат положениям ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Совокупность установленных в судебном заседании обстоятельств, в соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволяет считать вину Буранова Р.А. установленной.
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу в том, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Буранова Р.А. следует прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░. 20.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░.1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ - ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░