Дело № 2-141/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Благовещенск 10 февраля 2015 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.
при секретаре: Носыревой Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя К. – Х. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации.. . сельсовета Амурской области о признании права на получение компенсации за утрату урожая сельскохозяйственных культур, выращенного в личном подсобном хозяйстве, включении в списки граждан, имеющих право на получение компенсации за утрату урожая сельскохозяйственных культур, выращенного в личном подсобном хозяйстве, вследствие чрезвычайной ситуации, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л :
Представитель К. – Х., действующая по доверенности от 27 сентября 2014 года, обратилась в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации.. . сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права истицы на получение компенсации за утрату урожая сельскохозяйственных культур, выращенного в личном подсобном хозяйстве, расположенном по адресу: ….; включении истицы в списки граждан, имеющих право на получение компенсации за утрату урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве.
В обоснование иска представитель указала, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, урожай, выращенный на личном подсобном хозяйстве, расположенном по адресу: … поврежден. В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. В соответствии с п.2 Порядка предоставления компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, утвержденных постановлением администрации Благовещенского района № 2074 от 11.10.2013г., компенсация предоставляется гражданам, признанным пострадавшими в результате наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, ведущим личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ) и утратившим урожай сельскохозяйственных культур. В соответствии с п. 9 Порядка, пострадавшими признаются граждане, включенные в Список граждан, ведущих ЛПХ и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения в Благовещенском районе Амурской области, согласованный в установленном порядке. В соответствии с п. 3 указанного Порядка, для получения компенсации гражданин обращается в администрацию сельсовета, на территории которого находится личное подсобное хозяйство, гражданин представляет в установленном порядке необходимый перечень документов: заявление на имя главы района на выплату. Компенсации по установленной форме; копию документа, удостоверяющего личность гражданина (копию паспорта; в случае утраты паспорта - справку, удостоверяющую личность и выданную органами миграционной службы России по Амурской области); копию документа, подтверждающего факт постоянного проживания гражданина в населенном пункте, подвергшемся наводнению (документ с отметкой о регистрации по месту жительства, решение суда об установлении факта проживания); копию свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН); копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок или иной документ, подтверждающий право гражданина на использование земельного участка для ведения ЛПХ: копию документа, подтверждающего открытие банковского счета в кредитном учреждении. В ходе рассмотрения представленных истицей документов установлено, что по состоянию на 01.07.2013 не подтвержден факт регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ….. Стимулирование развития личных подсобных хозяйств производится путем создания организационно-правовых условий. Очевидно, с этой целью законодатель включил статью 8 в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве", где говорится, что учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Письмом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 18 августа 1994 года N 5-10/1246 введена единая система регистрации земельных участков и присвоения кадастровых номеров для ведения государственного земельного кадастра. Данным подзаконным актом определено полновластие в правоотношениях земельного учета органов местного самоуправления на собственной кадастровой зоне - в административном районе, это территория населенного пункта районного подчинения; территория, подчиненная сельской администрации. В соответствии с пунктом 4.1 письма для введения единой системы нумерации необходимо создать реестры (списки) земельных участков, предоставленных в собственность, владение, пользование гражданам или юридическим лицам в районе или городе. На основании пункта 4.2 письма исходными материалами для составления реестров являются госземкниги районов, похозяйственные книги, списки крестьянских хозяйств. Реестры в районе составляются отдельно на земельные участки органами сельских администраций (пункт 4.3). Для отображения земельных участков на планово-картографическом материале и ведения текущего учета создается серия дежурных кадастровых карт (пункт 4.4). Дежурная кадастровая карта населенного пункта, подчиненного субъекту федерации. На эту карту наносятся границы и номера кадастровых зон, внутри которых выделяются границы кадастровых массивов, которые в свою очередь делятся на кадастровые кварталы (пункт 4.8). В кадастровый квартал условно заносятся неотмежеванные земельные участки или согласно координатам - отмежеванные земельные участки. В соответствии с пунктом 4.13 учет номеров земельных участков осуществляется в специальных журналах, которые являются дополнением к дежурным кадастровым картам. В журналах фиксируются: номер участка на дежурной кадастровой карте, кадастровый номер, номер планшета, номер квадрата на планшете, площадь участка, наименование участка, адресные ориентиры, наименование (Ф.И.О.) юридического лица (гражданина). Записи в журналах позволяют систематизировать процесс присвоения номеров земельным участкам, а также по любому из указанных в журнале показателей легко отыскать участок на дежурной кадастровой карте. Казалось бы, в систему земельного учета включена защита прав правообладателей земельных участков. Однако информация о кадастровом учете, который велся сельскими поселениями, закрыта от правообладателей земельных участков. Запросы в архивы Комитета по земельным ресурсам дают отрицательный результат - информация отсутствует. Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 августа 2011 года N ОГ-Д23-742 дано разъяснение по вопросу включения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, считающемся ранее учтенным в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре ранее учтенными объектами недвижимости (в том числе ранее учтенными земельными участками) являются: объекты недвижимости, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке до 1 марта 2008 г.; объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с этим имуществом, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Сделан вывод, что ранее учтенным земельным участком является земельный участок, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости или в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с этим имуществом. Вместе с тем согласно ч. 7 ст. 45 Закона о кадастре, если сведения и документы о ранее учтенном земельном участке отсутствуют в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном земельном участке, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы кадастра при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом. В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.02.2010 N 2321-ИМУД23 отмечалось, что документы, устанавливающие или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, не только являются основаниями для включения сведений о ранее учтенном земельном участке в государственный кадастр недвижимости, но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на такой земельный участок или осуществляется признание прав на соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке. Документы должны содержать описание ранее учтенного земельного участка, вносимое в государственный кадастр недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 Закона о кадастре состава сведений (ч. 3 ст. 45 Закона о кадастре), такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент издания этого документа (т.е. применительно к деятельности органа кадастрового учета такой документ должен содержать сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о включении соответствующих сведений и документов в государственный кадастр недвижимости). В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N Д23-3481 говорится о возможности внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, хотя статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" среди необходимых для государственного кадастрового учета документов, перечисленных в данной статье, выписка из похозяйственной книги не указана. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной. Однако, 05 мая 2014 года администрацией Благовещенского района Амурской области было отказано во включении в списки граждан для предоставления компенсации вследствие утраты урожая по следующим основаниям: «На 01.07.2014 г. не подтвержден факт регистрации права собственности на земельный участок». На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и с п. 2 Порядка предоставления компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, утвержденных постановлением администрации Благовещенского района № 2074 от 11.10.2013г.
Истица К. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, обеспечила участие в судебном заседании своего представителя.
Представитель истицы К. – Х. в судебном заседании поддержала заявленные К. требования, на их удовлетворении настаивала, дополнительно суду пояснила, что земельный участок находится в собственности с … года. Был засажен весь огород, соток пять под плодовые насаждения, остальное под овощи. Истица обращалась в администрацию Благовещенского района за выпиской из похозяйственной книги за 2013 год, ей выдали за 2015 год. Право собственности зарегистрировано после ЧС. Земельный участок был засажен почти полностью, картофелем и другой продукцией, которая вся погибла от наводнения. Площадь посадки картофеля и других культур, не знает, сельсовет учета этому не вел.
Представитель ответчика – администрации Благовещенского района Амурской области Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку на момент ЧС свидетельства на право собственности на земельный участок не было.
Представитель ответчика – администрации.. . сельсовета Благовещенского района Амурской области, представители третьих лиц –министерства сельского хозяйства Амурской области, Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания были уведомлены должным образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей истицы и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
31 августа 2013 года принят Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», в котором подпунктом «3» пункта 3 предусмотрено, что Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Во исполнение данного Указа Президента РФ, Правительством Российской Федерации принято Распоряжение от 05 октября 2013 года №1797-р, а правительством Амурской области постановление от 11 октября 2013 года № 489 «Об утверждении правил предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению».
Согласно пункта 3 Распоряжения Правительства Российской Федерации 05 октября 2013 года №1797 –р, должны быть сформированы списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденные комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 01 июля 2013 года; обеспечены выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов, за счет ассигнований, предоставленных в соответствии с настоящим распоряжением, до 15 октября 2013 года.
Постановлением Администрации Благовещенского района от 11 октября 2013 года № 2074 утвержден «Порядок предоставления компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах».
Согласно указанного Порядка, компенсация вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах (далее - компенсация), предоставляется гражданам, признанным пострадавшими в результате наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, ведущим личное подсобное хозяйство и утратившим урожай сельскохозяйственных культур. Компенсация предоставляется в размере 3000 рублей за каждый 0,01 га (100 кв.м.) пострадавших посевов, но не более 2,5 га на одно личное подсобно хозяйство (п.2).
Для получения компенсации гражданин обращается в администрацию сельсовета, на территории которого находится личное подсобное хозяйство, и представляет в 2-х экземплярах:
- заявление на имя главы района на выплату компенсации (по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку);
- копию документа, удостоверяющего личность гражданина (копию паспорта; в случае утраты паспорта - справку, удостоверяющую личность и выданную органами миграционной службы России по Амурской области);
- копию документа, подтверждающего факт постоянного проживания гражданина в населенном пункте, подвергшемся наводнению (документ с отметкой о регистрации по месту жительства, решение суда об установлении факта проживания);
- копию свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН);
- копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок или иной документ, подтверждающий право гражданина на использование земельного участка для ведения ЛПХ;
- копию документа, подтверждающего открытие банковского счета в кредитном учреждении (п. 3).
Администрация сельсовета в течение 3 календарных дней со дня поступления заявления от гражданина:
- оформляет выписку из похозяйственной книги по состоянию на 1 июля 2013 года на гражданина, записанного в похозяйственной книге первым (по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку);
- в составе комиссии обследует пострадавший участок, составляет акт обследования объекта растениеводства в ЛПХ граждан (по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку), в 3-х экземплярах, один из которых передается гражданину;
- на основании актов обследования объекта растениеводства в ЛПХ граждан, выписок из похозяйственной книги по состоянию на 1 июля 2013 года формирует реестр получателей компенсации (по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку), а также список граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, в соответствующем сельсовете Благовещенского района (по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку) в 2-х экземплярах (п. 4).
Администрация сельсовета представляет в отдел сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Благовещенского района (далее - отдел сельского хозяйства) указанные в пункте 4 настоящего Порядка реестр получателей компенсации и список граждан на бумажном и электронном носителе с приложением пакета документов, указанных в п. 3 настоящего Порядка, а также актов обследования объекта растениеводства в ЛПХ граждан и выписки из похозяйственной книги по состоянию на 1 июля 2013 года на каждого включенного в реестр гражданина (в 1-м экземпляре) (п. 5).
Отдел сельского хозяйства:
- регистрирует поступившие реестры получателей компенсации и списки граждан, проверяет правильность оформления предоставленных документов;
- согласовывает акты обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан;
- производит расчет компенсации (по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку);
-формирует сводный реестр получателей компенсаций по муниципальным образованиям на основании представленных реестров и подтверждающих документов, указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка. Отдел сельского хозяйства представляет в администрацию Благовещенского района сводный реестр получателей компенсаций для оплаты получателям (п. 6).
Отдел сельского хозяйства формирует не менее чем в двух экземплярах список граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения в Благовещенском районе Амурской области по форме, установленной постановлением Правительства Амурской области от 11 октября 2013 года № 489 «Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению» (п. 7).
Список граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения в Благовещенском районе Амурской области, согласовывается с начальником отдела по гражданской защите и пожарной безопасности администрации Благовещенского района и утверждается главой Благовещенского района, подтверждается решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Благовещенского района (п.8).
Для целей настоящего Порядка пострадавшими признаются граждане, включенные в список граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения в Благовещенском районе Амурской области, согласованный и утвержденный в Порядке, предусмотренном в п. 8 настоящего Порядка (п.9).
Решение об отказе во включении в список граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения в Благовещенском районе Амурской области, принимается администрацией Благовещенского района в случае непредставления гражданином документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, а также несоответствия условиям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Порядка (п.10).
Главным распорядителем бюджетных средств на выплату компенсаций является администрация Благовещенского района (п. 11).
Законодательное определение понятия «личное подсобное хозяйство» дано в ст. 2 Федерального Закона от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которой личное подсобное хозяйство – эта форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. В силу п. 1,2 ст. 3 указанного закона право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права следует, что обязательными условиями для предоставления компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах являются: утрата урожая только в связи с затоплением земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, статус которых определен Федеральным Законом от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», наличие записи о личном подсобном хозяйстве в похозяйственной книге по состоянию на 01 июля 2013 года, постоянное проживание гражданина на территории подвергшейся чрезвычайной ситуации поселения.
Факт чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения на территории Усть –Ивановского сельского совета Благовещенского района Амурской области является общеизвестным и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.
Судом при рассмотрении дела установлено следующее.
К. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером …, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью … кв.м., расположенный по адресу: …., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии …. от 09 октября 2013 года, выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № …. от 27 января 2015 года.
Основанием для возникновения права собственности К. на данный земельный участок явилось выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 13.05.2009 года.
На момент чрезвычайной ситуации К. была зарегистрирована и постоянно проживала в …., о чем свидетельствуют паспортные данные истицы.
Согласно акту обследования жилого дома и земельного участка № 21 от 21 января 2015 года следует, что в результате чрезвычайной ситуации на территории.. . сельсовета 05.08.2013 года земельный участок с кадастровым номером …., имеющий адресный ориентир: …. был подтоплен.
Как следует из выписки похозяйственной книги от 13 мая 2009 года, К. ведется личное подсобное хозяйство на земельном участке по адресу: с…., площадь земельного участка ЛПХ …. кв.м.
Как следует из выписки похозяйственной книги от 21 января 2015 года, утвержденной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.03.2012 № П/103, К. ведется личное подсобное хозяйство на земельном участке по адресу: с…, площадь земельного участка ЛПХ … кв.м.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 05 сентября 2009 года и от 28 января 2015 года, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером …., площадью … кв.м., расположенного по адресу: …. – ведение личного подсобного хозяйства.
Исследуя вопрос о наличии у К. права на предоставление компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенного в личном подсобном хозяйстве, суд приходит к следующему.
Представленный в судебное заседание акт обследования жилого дома и земельного участка № 21 от 21 января 2015 года не отвечает требованиям допустимости и достоверности, поскольку из данного акта не усматривается утрата сельскохозяйственных культур в период с 05 августа в результате наводнения, не содержится данных о площади утраченных насаждений, какие насаждения были затоплены, кроме того, акт составлен 21 января 2015 года (спустя более одного года после наводнения, в зимнее время года).
Акт обследования объекта растениеводства в ЛПХ граждан, по форме согласно приложению N 2 к Порядку предоставления компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, утвержденному Постановлением Администрации Благовещенского района от 11 октября 2013 года № 2074, а также выписка из похозяйственной книги по состоянию на 1 июля 2013 года на гражданина, записанного в похозяйственной книге первым, по форме согласно приложению N 3 к вышеуказанному Порядку, не предоставлены. Из показаний свидетелей Х. и П., которые в судебном заседании пояснили, что истица им знакома. Когда они (свидетели) приехала в село в … году и в.. году соответственно, истица уже там проживала, засаживала огород (картофель, овощи). В период ЧС 2013 года огород был затоплен, урожай погиб. Площадь земельного участка примерно … соток (картофель, морковь, перец, свекла), также не установлена площадь утраченных насаждений, в соответствии с которыми предоставляется компенсация за пострадавшие посевы. Также, из показаний представителя истицы К. – Х. следует, что площадь посадки картофеля и других культур, не знает, сельсовет учета этому не вел.
Кроме того, право собственности на земельный участок у К. возникло только 09 октября 2013 года, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 09 октября 2013 года, т.е. после введения режима чрезвычайной ситуации.
В силу ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании вышеизложенного, суд считает, что представленными доказательствами не подтвержден факт утраты К. урожая сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истица не обладает правом на выплату компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенного в личном подсобном хозяйстве, в результате наводнения, в связи с чем, предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
Рассмотрев требования представителя истицы К. – Х. о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в размере …. рублей, на оплату доверенности на представителя в размере …. рублей, суд не находит оснований для их удовлетворения.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
К судебным расходам относятся: государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК), к которым относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей (ст. 94 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату услуг представителя) на основании приведенных норм права, осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, с другой стороны по делу.
Поскольку в удовлетворении исковых требований истицы отказано, оснований для возмещения судебных издержек не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. – ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.. . ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.