№ 7-341/2019

решение

г. Иркутск                                                                                                25 декабря 2019 г.

Судья Иркутского областного суда Полозова Н.Ф., с участием представителя потерпевших К.К.В. и К.Л.Ф. - Ц.О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя потерпевшей К.Л.Ф.Ц.О.С. на определение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 11 ноября 2019 г., вынесенного в отношении А.В.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

12 августа 2019 г. инспектором по исполнению административного законодательства ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» К.С.Е.            в отношении А.В.Г составлен протокол <адрес изъят> об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением судьи Иркутского районного суда Иркутской области                от 23 августа 2019 г. протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации                              об административных правонарушениях, в отношении А.В.Г.                                от 12 августа 2019 г. и приложенные к нему материалы возвращены в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса в ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» для устранения недостатков.

13 сентября 2019 г. инспектором по исполнению административного законодательства ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» У.О.А.          в отношении А.В.Г. составлен протокол <адрес изъят> об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный протокол и приложенные к нему материалы определением судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 23 сентября 2019 г. возвращены в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации                              об административных правонарушениях в ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» для устранения недостатков.

29 октября 2019 г. инспектором по исполнению административного законодательства ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» П.И.С.              в отношении А.В.Г. составлен протокол <адрес изъят> об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением судьи Иркутского районного суда Иркутской области                от 11 ноября 2019 г. протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации                              об административных правонарушениях, в отношении А.В.Г.                                от 29 октября 2019 г. и приложенные к нему материалы возвращены в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса в ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» для устранения недостатков.

В поданной в Иркутский областной суд жалобе от 25 ноября 2019 г. представитель потерпевшей К.Л.Ф.Ц.О.С. ставит вопрос об отмене определения судьи Иркутского районного суда Иркутской области                                  от 11 ноября 2019 г., приводя доводы о его незаконности, просит материалы дела передать в Иркутский районный суд Иркутской области для рассмотрения по существу. Высказывает мнение, что материалы дела содержат достаточно обстоятельств, устанавливающих причины дорожно-транспортного происшествия.

29 ноября 2019 г. инспектором по исполнению административного законодательства ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» П.И.С. в отношении А.В.Г. вновь составлен протокол <адрес изъят>                                       об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный протокол и приложенные к нему материалы определением судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 6 декабря 2019 г. вновь возвращены в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации                              об административных правонарушениях в ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» для устранения недостатков.

А.В.Г. и ее защитник Р.О.В., потерпевшие А.Б.Г., К.К.В., К.Л.Ф., представитель Р.К.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.

Представитель потерпевших К.К.В. и К.Л.Ф. -                   Ц.О.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Изучив с учетом требований указанной нормы материалы дела об административном правонарушении, судебные материалы Номер изъят,                          Номер изъят, заслушав лицо, явившееся в судебное заседание, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В силу части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушении, объяснение физического лица и законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

Под неполнотой представленных материалов, влекущей возвращение дела об административном правонарушении административному органу на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать отсутствие в материалах дела доказательств, имеющих значение для характеристики элементов состава административного правонарушения, с учетом требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей круг обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.

Таким образом, анализ положений пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации                                           № 5 позволяет сделать вывод о том, что право судьи возвратить протокол об административном правонарушении в административный орган может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда процессуальные нарушения, допущенные при составлении протокола и оформлении иных материалов дела, нельзя восполнить в ходе судебного разбирательства. В частности, такое решение не может быть принято, если в протоколе имеются описки (опечатки), нет сведений о получателе административного штрафа, необходимых в соответствии с правилами заполнения расчетных документов при перечислении суммы штрафа, так как данная информация может быть истребована на основании статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; имеются неточности или противоречия в описании места и времени совершения правонарушения; отсутствует информация о свидетелях правонарушения и понятых, а также объяснения указанных лиц при их наличии, поскольку эти данные не являются обязательными с точки зрения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежат выяснению в судебном заседании.

Таким образом, возвращение протокола об административном правонарушении ввиду его неправильного составления возможно только в случае существенного нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволяют судье сделать объективный вывод по вопросам, имеющим отношение к установлению события или состава административного правонарушения, правильности квалификации содеянного и назначению справедливого наказания.

Представитель потерпевшей К.Л.Ф.Ц.О.С. в жалобе                     от 25 ноября 2019 г. ставит вопрос об отмене определения судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 11 ноября 2019 г. о возвращении протокола об административном правонарушении от 29 октября 2019 г. и приложенных к нему материалов в отношении А.В.Г. в ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское».

Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, установлена частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно в протоколе об административном правонарушении должно быть изложено место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушении, а также указание конкретных пунктов Правил дорожного движения Российской Федерации или правил эксплуатации транспортного средства нарушение которых вменяются лицу, привлекаемому к административной ответственности в соответствии с теми обстоятельствами дела, которые установлены материалами дела.

В обжалуемом определении, обоснованно указано, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья не может самостоятельно инкриминировать нарушения конкретных пунктов Правил дорожного движения Российской Федерации, не указанных в протоколе об административном правонарушении.

Так согласно протокола <адрес изъят> об административном правонарушении от 29 октября 2019 г. А.В.Г. вменялось нарушение пункта 8.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.

При этом из представленных материалов, в том числе схемы места совершения административного правонарушения, усматривалось, что А.В.Г. для объезда препятствия, выехала на полосу, предназначенную для встречного движения, в результате чего произошло дорожно – транспортное происшествие.

Несоответствие пункта Правил дорожного движения Российской Федерации нарушение которого вменялось А.В.Г. событию административного правонарушения свидетельствует о неправильном составлении протокола, которое не могло быть восполнено при рассмотрении дела.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены определении судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 11 ноября 2019 г. не имеется.

Между тем, 29 ноября 2019 г. инспектором по исполнению административного законодательства ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» П.И.С. в отношении А.В.Г. вновь составлен протокол                 <адрес изъят> об административном правонарушении, который определением судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 6 декабря 2019 г. вновь возвращен в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации                              об административных правонарушениях в ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» для устранения недостатков.

Возвращая должностному лицу протокол от 29 ноября 2019 г. и материалы дела, судья Иркутского районного суда Иркутской области в определении                от 6 декабря 2019 г. ссылался на неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена в судебном заседании, и неправильное составление протокола и приложенных к нему материалов.

Под неправильным составлением протокола об административном правонарушении и оформлением других материалов дела, которые могут повлечь возвращение дела в орган или должностному лицу, составившим протокол, следует понимать очевидные грубые нарушения требований закона при их составлении, которые не могут быть устранены при рассмотрении дела.

В определении от 6 декабря 2019 г. судья Иркутского районного суда Иркутской области в обоснование возвращения протокола об административном правонарушении и материалов дела указал на нарушение права А.В.Г. на защиту, что выразилось в ненадлежащем извещении А.В.Г. и ее защитника о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 29 ноября 2019 г., не установлено, имелись ли обстоятельства, исключающие состояние крайней необходимости, не установлено, какие действия (бездействия) в нарушение требований и каких конкретно требований ПДД РФ были совершены А.В.Г., имелась ли у нее возможность соблюдения требований ПДД РФ в сложившейся дорожно-транспортной ситуации, не установлены объективная и субъективная сторона инкриминируемого А.В.Г. административного правонарушения, событие указано не в полной мере.

Между тем, те обстоятельства, которые указал суд первой инстанции, как на процессуальные нарушения, в том числе и вопрос об извещении должностным лицом А.В.Г. и ее защитника о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, могут быть устранены в ходе судебного заседания при рассмотрении дела об административном правонарушении, путем заслушивания участников дорожно-транспортного происшествия, должностных лиц составивших протокол об административном правонарушении и схему места совершения административного правонарушения, исследования материалов дела и дополнительно представленных сторонами доказательств.

Выяснение вопросов, относящихся к характеристике отдельных элементов состава правонарушения и обстоятельств его совершения, наличие обстоятельств крайней необходимости является прерогативой судьи на стадии судебного разбирательства. Кроме того, возможность истребования необходимых доказательств предусмотрена и при подготовке дела к рассмотрению.

Таким образом, определение от 6 декабря 2019 г. о возвращении протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении А.В.Г. в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса, не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене в связи существенным нарушением процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении в отношении А.В.Г. подлежит направлению в Иркутский районный суд Иркутской области для рассмотрения по существу.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.░.░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░                           ░░ 6 ░░░░░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 12.24 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░                                                                                                              ░.░. ░░░░░░░░

7-341/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Авакян Варсеник Геворковна
Другие
Цедрик О.С.
Рябенко К.В.
Розенраух О.В.
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Полозова Наталья Федоровна
Дело на сайте суда
oblsud--irk.sudrf.ru
19.12.2019Материалы переданы в производство судье
25.12.2019Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее