Решение по делу № 3а-317/2017 от 03.08.2017

                                     № 3А-317/2017

098а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2017 года                     г. Красноярск                                    

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 3А-317/2017 по административному иску Сапрыкина Сергея Викторовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Сапрыкин С.В. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами :469, :470, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Красноярск.

По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 18 ноября 2015 года для земельных участков с кадастровыми номерами :469, :470 установлена кадастровая стоимость в размере 2 675 838 рублей 15 копеек и 8 424 470 рублей 62 копейки соответственно.

По итогам независимой оценки стоимости земельного участка <данные изъяты>, выполненной ООО «Центр экспертизы и оценки» и представленной в отчете № 24/17 от 26 июля 2017 года, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами :469, :470, по состоянию на 18 ноября 2015 года, составляет 593 000 рублей и 1 767 000 рублей соответственно.

Отчёт № 24/17 от 26 июля 2017 года получил положительное экспертное заключение № ЭП-290617-2-КРНЯ от 26 июля 2017 года Ассоциации «Саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет».

Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующей их рыночной стоимости нарушает права истца, поскольку истец является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами :469, :470 в размере их рыночной стоимости – 593 000 рублей и 1 767 000 рублей соответственно, определенной по состоянию на 18 ноября 2015 года.

Поскольку административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в порядке упрощенного (письменного) производства и от ответчиков и заинтересованных лиц возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства не представлено, суд на основании п. 2 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, о чем вынесено соответствующее определение от 28 августа 2017 года.

В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) Чернова А.Г., действующая на основании доверенности, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Правительство Красноярского края, администрация города Красноярска возражения относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не представили.

Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, вступившего в силу 22 июля 2014 года) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что Сапрыкин С.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от 20 июля 2012 года № 1553 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами :469, :470, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04 декабря 2015 года, согласно которым право собственности зарегистрировано 04 декабря 2015 года (л.д. 9, 11).

Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 июня 2017 года, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами :469, :470 по состоянию на 18 ноября 2015 года, составляет 2 675 838 рублей 15 копеек и 8 424 470 рублей 62 копейки соответственно

Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков определена на основании Акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 18 ноября 2015 года Управление Росреестра по Красноярскому краю (л.д. 129-130).

Земельные участки с кадастровыми номерами :469, :470 общей площадью 1 665 кв.м и 5 242 кв.м соответственно, отнесены к категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов IV-V классов вредности.

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 24/17 от 26 июля 2017 года, выполненный ООО «Центр экспертизы и оценки» (оценщик Красовская С.Е.), в котором рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами :469, :470 по состоянию на 18 ноября 2015 года составляет 593 000 рублей и 1 767 000 рублей соответственно (л.д. 13-104).

Соответствие отчета требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности, подтверждается положительным экспертным заключением № ЭП-290617-2-КРНЯ от 26 июля 2017 года Ассоциации «Саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет», членом которого является оценщик Красовская С.Е. (л.д. 106-115).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (п. 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (п. 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (п. 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объектов оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Оформление и содержание отчета об оценке № 24/17 от 26 июля 2017 года соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Положительное экспертное заключение № ЭП-290617-2-КРНЯ от 26 июля 2017 года так же отвечает требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, из его выводов следует, что представленный отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, стоимость объектов оценки определена правильно.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами :469, :470 по состоянию на 18 ноября 2015 года составляет 593 000 рублей и 1 767 000 рублей соответственно.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами :469, :470 должна быть определена по состоянию на 18 ноября 2015 года равной их рыночной стоимости в размере 593 000 рублей и 1 767 000 рублей соответственно, которая подтверждена соответствующими доказательствами.

Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, датой обращения Сапрыкина С.В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами :469, :470 следует считать дату поступления административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 03 августа 2017 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Сапрыкина Сергея Викторовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером :469; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов IV-V классов вредности; общей площадью 1 665 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, в размере его рыночной стоимости – 593 000 рублей, определенной по состоянию на 18 ноября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером :470; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов IV-V классов вредности; общей площадью 5 242 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, в размере его рыночной стоимости – 1 767 000 рублей, определенной по состоянию на 18 ноября 2015 года.

Датой обращения Сапрыкина Сергея Викторовича с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами :469, :470 считать 03 августа 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда             Д.В. Андриишин

3а-317/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Сапрыкин С.В.
Сапрыкин Сергей Викторович
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Правительство Красноярского края
Другие
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Администрация города Красноярска
Сафонов Н.А.
Сафонов Николай Алексеевич
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
03.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
07.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2017[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
31.08.2017[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
31.08.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2020Регистрация административного искового заявления
03.08.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
03.08.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
03.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2020Дело оформлено
03.08.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее