Дело № 2-1171/2012 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2012 года п. Чишмы
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галикеева Р.М.,
при секретаре Шатохиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузьмина Д.А. к призывной комиссии Чишминского района РБ, отделу военного комиссариата РБ по Чишминскому району об оспаривании решения призывной комиссии и действий, о бездействии отдела военного комиссариата РБ по Чишминскому району,
у с т а н о в и л:
Кузьмин Д.А. обратился в суд с заявлением к призывной комиссии Чишминского района РБ, отделу военного комиссариата РБ по Чишминскому району об оспаривании решения призывной комиссии и действий, указывая на то, что он, Кузьмин Д.А. <данные изъяты>, в текущем призыве, заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности «Б».
На основании этого, призывная комиссия Чишминского района РБ вынесла решение о призыве его на военную службу. Онобратился с заявлением о выдаче решения вышеуказанной призывной комиссии. Отправка в войска назначена на ДД.ММ.ГГГГ согласно повестки.
С данным решением он не согласен, считает его незаконным и не обоснованным по следующим основаниям:
Часть 1 ст. 59 Конституции РФ провозглашает защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина РФ (любого, как мужского, так и женского пола):
- не отождествляя при этом обязанность по защите Отечества с воинской обязанностью:
- не связывая ни «защиту Отечества», ни «воинскую обязанность», ни с мужским, ни с женским полом.
Воинская обязанность установлена ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" oт 28 марта 1998 года N 53-ФЗ. а не Конституцией РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 этого закона воинская обязанность граждан Российской Федерации «предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе :
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе».
Устанавливая воинскую обязанность. Федеральный чакон "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает ее только для граждан мужского пола, то есть дискриминационно.
Дискриминация - ограничение или лишение прав определенной категории граждан по какому-либо признаку неоговоренному в соответствующем нормативном акте.
Дискриминацией является и предоставление необоснованных льгот, преимуществ отдельным лицам пли категориям граждан. Это явление противоречит извечным устремлениям человечества к свободе, равенству, справедливости.
В широком смысле дискриминация - нарушение прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека.
Наиболее распространенный вид дискриминации - по признаку пола.
Существует множество актов, содержащих нормы о равноправии мужчин и женщин (Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 г. (ст. 2). Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 14). Международный пакт о гражданских и политических правах 1996 г. (ст. 26). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 3).
Заявитель поясняет, что ООН привержена принципу равенства мужчин и женщин, означающему равенство в достоинстве, равную ценность каждого человеческого существа, а также их равенство.
В преамбуле Устава ООН говорится, что одной из главных целей является стремление «утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин».
Разрешение коллизии.
Согласно Конституции РФ:
- «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (статья 2):
- «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (часть 1 статьи 15) ;
- «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти. местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (статья 18).
В связи с этим для разрешения вышеизложенного противоречия :
- военный комиссариат должен был снять его с воинского учета, но не исполнил этого;
- призывная комиссия должна была принять решение об освобождении его от воинской обязанности, но вместо этого приняла решение о его призыве на военную службу.
Нарушение права. Незаконные действия и бездействия Отдела военного комиссариата РБ по Чишминскому району, незаконное решение призывной комиссии Чишминского района РБ нарушают его права, гарантированные Конституцией РФ:
- на равенство (ст. 19):
- на достоинство и свободу от принудительных опытов (ст. 21):
- на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы (ст. 24):
- на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 45);
- на oграничение прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только для определенных целей (ст. 55).
Распределение процессуальных обязанностей.
- Существование отдельного производства по делам, возникающим из публично-правовых oтношений объясняется, в частности, специфической функцией суда при paccмотрении этой категории дел, состоящей не в разрешении спора, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий должностных лиц и государственных органов по отношению гражданам.
- Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, ст. 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан» : «На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений )».
Таким образом, именно на Отдел военного комиссариат РБ по Чишминскому району на призывной комиссии Отдела военного комиссариата по Чишминскому району РЬ лежит обязанность документально доказать:
- факт отсутствия дискриминации по признаку пола в отношении него в связи с нахождением на воинском учёте:
- факт отсутствия дискриминации по признаку пола в отношении него в связи с призывом на военную службу;
- обоснованность и законность решения о его призыве;
- обоснованность и законность отказа в выдаче ему копии решения, принятого призывной комиссией в отношении него.
Специфика допустимости письменных доказательств.
Согласно ст. 60 ГПК РФ любые доказательства должны быть допустимыми.
Ст. 12, ст. 34, ст. 35, ч. 2 ст. 55, ст. 71, ст. 149 ГПК РФ устанавливают условие допустимости доказательств: лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие участники дела были ознакомлены до начала судебного заседания.
Ч. 3 ст. 71 ГПК РФ устанавливают особенное условие допустимости именно письменных доказательств: копии письменных доказательств, представленных в суд лицом, участвующим в деле, должны быть направлены другим лицам, участвующим в деле.
Заявитель просит признать необоснованным и незаконным действие и бездействие Отдела военною комиссариата РБ по Чишминскому району, выразившееся в том, что Отдел военного комиссариата РБ по Чишминскому району не снял его с воинского учета для прекращения дискриминации по признаку пола,
признать необоснованным и незаконным решение призывной комиссии Чишминского района, выразившееся в том, что призывная комиссия Чишминского района приняла решение о его призыве на военную службу вместо освобождения от воинской обязанности для прекращения дискриминации по признаку пола.
Заявитель Кузьмин Д.А. на судебное заседание не явился, хотя был извещен надлежащим образом. Однако от него имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.12). Судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица призывной комиссии Чишминского района РБ, отдел военного комиссариата РБ по <адрес> Махмутов В.С., действующий на основании доверенности с заявлением не согласился, пояснив, что призывник Кузьмин Д.А. на первоначальный воинский учет отдела военного комиссариата РБ по <адрес> встал ДД.ММ.ГГГГ. При первоначальной постановке на воинский учет прошел медицинское освидетельствование врачами - специалистами. По результатам медицинского освидетельствования, признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. Незначительное ограничение было вынесено врачом невропатологом.
Он получил отсрочку от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ. Кузьмин Д.А. ДД.ММ.ГГГГ проходил медицинское освидетельствование. В период прохождения медицинского освидетельствования предъявил копию «Заключения консультанта» консультативной поликлиники ГБУЗ РКБ им.Куватова от 1-ДД.ММ.ГГГГ, где было назначено повторное прибытие на консультацию ДД.ММ.ГГГГ, в связи с этим призывная комиссия вынесла решение о направлении Кузьмина Д.А. на обследование с указанием даты прибытия с результатами обследования ДД.ММ.ГГГГ С обследования прибыл ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день был направлен на Республиканский сборный пункт <адрес> к врачу невропатологу, где в отношении Кузьмина Д.А. было вынесено решение «годен к военной службе с незначительным ограничением». На основании заключения врача невропатолога Республиканского сборного пункта <адрес>, районной призывной комиссией было вынесено решение о годности к военной службе с незначительными ограничениями и вручена повестка Кузьмину Д.А. лично под роспись о прибытии его на призывной пункт <адрес> ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшего направления его к месту прохождения военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин Д.А. прибыл на призывной пункт <адрес> и в составе команды призывников был направлен на Республиканский сборный пункт <адрес>, где прошел медицинскую комиссию и был предназначен в команду для отправки к месту прохождения военной службы. В связи с переносом прибытия представителей воинской части, отправка в войска были перенесены на ДД.ММ.ГГГГ о чем Кузьмину Д.А. было доведено устно и вручена повестка о явке его на призывной пункт <адрес> к 8.00 ДД.ММ.ГГГГ для доставки его на Республиканский сборный пункт <адрес>. В указанной повестке срок ДД.ММ.ГГГГ, Кузьмин Д.А. на призывной пункт отдела военного комиссариата РБ по <адрес> не прибыл, заявив по телефону, что подал в суд и до решения суда в отдел военного комиссариата РБ по <адрес> не прибудет. Просит в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 59 Конституции РФ гласит:
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ воинская обязанность граждан Российской Федерации, в частности, предусматривает: воинский учет; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службы» №53 от 28.03.1998г., граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
- освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;
- отбывающих наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
- постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
- Освобождаются от призыва на военную службу на основании пункта 1 статьи 23 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службы» №53 от 28.03.1998 г.
а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве;
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с этим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Установлено, что Кузьмин Д.А. на первоначальный воинский учет отдела военного комиссариата РБ по Чишминскому району встал ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).
При первоначальной постановке на воинский учет прошел медицинское освидетельствование врачами - специалистами.
На основании подп.«а» п.1 ст.22 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службы» № от ДД.ММ.ГГГГ гражданин Кузьмин Д.А. ДД.ММ.ГГГГ проходил медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии Чишминского района. В период прохождения медицинского освидетельствования врачом невропатологом было вынесено заключение «годен к военной службе с незначительными ограничениями».
В соответствии со ст.5.1 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медосвидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
В соответствии со ст.23 Закона от призыва на военную службу освобождаются граждане: а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии со ст.27 Закона в состав призывной комиссии включаются:
по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии;
должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии;
секретарь комиссии;
врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
представитель соответствующего органа внутренних дел;
представитель соответствующего органа управления образованием;
представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
В соответствии с п.16 Положения «О военно-врачебной экспертизе» медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, утверждается председателями соответствующих комиссий.
Из представленных материалов видно, что все вышеуказанные специалисты участвовали в освидетельствовании заявителя и дали заключение о годности и годности с незначительными ограничениями.
В соответствии с п.19 Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Кузьмину Д.А. ДД.ММ.ГГГГ исполнится 19 лет.
На основании подп. «б» п.2 ст.24 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службы» № от ДД.ММ.ГГГГ получил отсрочку от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ. На основании подп. «а» п.1 ст.22 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службы» № от ДД.ММ.ГГГГ гражданин Кузьмин Д.А. ДД.ММ.ГГГГ проходил медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии Чишминского района.
В период прохождения медицинского освидетельствования предъявил копию «Заключения консультанта» консультативной поликлиники ГБУЗ РКБ им.Куватова от 1-ДД.ММ.ГГГГ, где было назначено повторное прибытие на консультацию ДД.ММ.ГГГГ, в связи с этим призывная комиссия вынесло решение о направлении Кузьмина Д.А. на обследование с указанием даты прибытия с результатами обследования ДД.ММ.ГГГГ С обследования он прибыл ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день был направлен на Республиканский сборный пункт <адрес> к врачу невропатологу, где в отношении Кузьмина Д.А. было вынесено решение «годен к военной службе с незначительным ограничением». На основании заключения врача невропатолога Республиканского сборного пункта <адрес>, районной призывной комиссией было вынесено решение о годности к военной службе с незначительными ограничениями и вручена повестка Кузьмину Д.А. лично под роспись о прибытии его на призывной пункт Чишминского района «18» ноября 2012г. для дальнейшего направления его к месту прохождения военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин Д.А. прибыл на призывной пункт Чишминского района и в составе команды призывников был направлен на Республиканский сборный пункт <адрес>, где прошел медицинскую комиссию и был предназначен в команду для отправки к месту прохождения военной службы. В связи с переносом прибытия представителей воинской части, отправка в войска были перенесены на ДД.ММ.ГГГГ о чем Кузьмину Д.А. было доведено устно и вручена повестка о явке его на призывной пункт Чишминского района к 8.00 часам ДД.ММ.ГГГГ для доставки его на Республиканский сборный пункт <адрес>.
В указанный в повестке срок, ДД.ММ.ГГГГ, гражданин Кузьмин Д.А. на призывной пункт отдела военного комиссариата РБ по Чишминскому району не прибыл, заявив по телефону, что подал в суд и до решения суда в отдел военного комиссариата Республики Башкортостан по Чишминскому району не прибудет.
При таких обстоятельствах со стороны призывной комиссии Чишминского района Республики Башкортостан по отношению гражданина Кузьмина Д.А. были соблюдены все законные требования; во время получения повесток для отправки к месту прохождения военной службы на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а так же во время прохождения военно-врачебной комиссии на Республиканском сборном пункте и при объявлении на Республиканском сборном пункте о переносе даты отправки в войска с 18 на ДД.ММ.ГГГГ никаких претензий Кузьмин Д.А. не предъявлял.
Приведенные положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающие обязанность граждан мужского пола, достигших определенного возраста, состоять на воинском учете и проходить военную службу по призыву, не противоречат конституционной обязанности гражданина Российской Федерации защищать Отечество и нести военную службу в соответствии с федеральным законом, и не могут рассматриваться как дискриминация по признаку пола.
Учитывая, что заявитель относится к категории лиц, обязанных состоять на воинском учете и подлежащих призыву на военную службу, и оспаривал законность решения призывной комиссии и бездействие военкомата по мотиву его дискриминации по признаку полу, при этом на иные обстоятельства, дающие основания для его освобождения от призыва, не ссылался и не опроверг доказательства, представленные заинтересованными органами в подтверждение правомерности их действий при проведения медицинского освидетельствования заявителя и осуществления мероприятий по призыву, оснований для удовлетворения заявления в указанной части у суда не имеется.
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Кузьмина Д.А. в пределах заявленных.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Кузьмина Д.А. к призывной комиссии Чишминского района РБ, отделу военного комиссариата РБ по Чишминскому району об оспаривании решения призывной комиссии и действий и бездействии отдела военного комиссариата РБ по Чишминскому району отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Башкортостан через Чишминский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Копия верна:
Судья (подпись).
Федеральный судья Чишминского районного суда РБ Галикеев Р.М.