дело № 2-553/2020 г. |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Го г. Елизово Камчатского края | 27 мая 2020 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Конышевой Я.А.,
при секретаре судебного заседания Устимовой М.А.,
с участием представителей истца Павленко С.А., Галант С.В.,
представителя ответчика Косолапова П.Л.,
помощника Елизовского городского прокурора Никифировой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Слободяник Алексея Константиновича к индивидуальному предпринимателю Хабибуллину Марату Фаритовичу об установлении факта трудовых отношений, восстановлении на работе, возложении обязанности, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, заработной платы и морального вреда,
установил:
Истец Слободяник А.К. обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Хабибуллину Марату Фаритовичу (далее-ответчик) с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил суд установить факт трудовых отношений между Слободяник Алексеем Константиновичем и ответчиком в период с 20 июля 2019 года по 05 февраля 2020 года, восстановить на работе с 06 февраля 2020 года, обязать ответчика внести в трудовую книжку истца запись о приеме на работу в должности <данные изъяты> с 20 июля 2019 года, обязать ответчика произвести отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взыскать заработную плату за январь-май 2020 года и компенсацию за неиспользованный отпуск в общем размере 256784 рубля 04 копейки, а также компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей.
В обоснование требований указал, что в период с 20 июля 2019 года по 05 февраля 2020 года работал у ответчика в должности <данные изъяты> трудовые отношения при трудоустройстве оформлены не были, трудовой договор не заключатся. Ответчик за весь период работы истца не производил выплату взносов. Во время трудовых отношений истец добросовестно соблюдал трудовой распорядок, выполнял функции приемки товара, ведения учета, проведения инвентаризации.05 февраля 2020 года истцу было сообщено об увольнении, копия приказа об увольнении не вручалась. Полагает, что между ним и ответчиком сложились трудовые отношения, поскольку истец был допущен к работе ответчиком, лично выполнял заранее обусловленную трудовую функцию за плату, с предоставлением рабочего места.
В судебном заседании истец и ответчик не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители истца Павленко С.А., Галант С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Косолапов П.Л. полагал, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется, поскольку истец никогда не состоял с ответчиком в трудовых отношениях.
Выслушав лиц участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В силу ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Таким образом, к характерным признакам трудового правоотношения, позволяющим отграничить его от других видов правоотношений, в том числе гражданско-правового характера, относятся: личный характер прав и обязанностей работника, обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию в условиях общего труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, возмездный характер трудового отношения.
В силу ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Исходя из указанных норм, трудовые отношения между работником и работодателем оформляются трудовым договором, заключенным не позднее трех дней со дня допуска работника к работе.
С учетом изложенного фактический допуск работника к работе предполагает, что работник приступил к исполнению трудовых обязанностей по обусловленной соглашением сторон должности и с момента начала исполнения трудовой функции работник подчиняется действующим у ответчика правилам внутреннего трудового распорядка; оплата труда работника осуществляется работодателем в соответствии с установленным по занимаемой работником должности окладом и действующей у работодателя системой оплаты труда; работник в связи с началом работы обязан передать работодателю соответствующие документы.
Таким образом, законодателем предусмотрены определенные условия, наличие которых позволяло бы сделать вывод о фактически сложившихся трудовых отношениях.
В силу же ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Обосновывая заявленные исковые требования, истец ссылался на копии расходного кассового ордера за январь 2020 года и копиями расходных накладных ( л.д.14-26).
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
К письменным доказательствам согласно части 1 статьи 71 ГПК РФ относятся содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом.
Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются, в частности тогда, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов (часть 2 ст. 71 ГПК РФ).
В силу ч.6 ст. 67 ГПК РФ при оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа.
Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств (ч.7 ст.67 ГПК РФ).
Поскольку истцом представлены копии документов, не заверенных надлежащим образом, суд не может считать доказанными обстоятельства, на которые ссылается истец на основании представленных копий.
Кроме того, представленные копии не свидетельствуют о том, что истец был принят на работу у ИП Хабибуллина М.Ф. в должности <данные изъяты> и осуществлял там трудовые функции в период с 20 июля 2019 года по 05 февраля 2020 года.
Судом установлено, что письменный трудовой договор между сторонами не заключался, факт допуска истца к исполнению трудовых обязанностей лицом, уполномоченным в ИП Хабилиллина М.Ф. производить наем работников, не установлен.
Не представлено доказательств, что ответчик давал истцу какие-либо поручения о выполнении работ, издавал приказ о приеме на работу, об увольнении с работы, выплачивал заработную плату.
Из искового заявления истца, пояснений истца в судебном заседании установлено, что истец заявления о приеме на работу, об увольнении с работы не писал, трудовую книжку ответчику не сдавал.
Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие соглашения между истцом и ответчиком об установлении круга должностных обязанностей (трудовой функции), режима рабочего времени, рабочего места, оплаты труда и иного, истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Истцу предоставлялась возможность предоставить в судебное заседание доказательства, выполнения работ в качестве кладовщика, вместе с тем каких либо дополнительных доказательств позволяющих установить факт трудовых отношений между сторонами, истцом не представлено.
Доказательств наличия соглашения сторон на выполнение истцом работы с 20 июля 2019 года по 05 февраля 2020 года с выплатой заработной платы в размере 40 000 рублей материалы дела не содержат.
Учитывая, что для признания факта трудовых отношений между сторонами истцу необходимо представить доказательства того, что сторонами были согласованы существенные условия договора, предусмотренные ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе место работы, трудовая функция, режим рабочего времени и времени отдыха, что ответчик принял на себя обязательства по обеспечению условий труда работника, обеспечению работнику видов и условий социального страхования, что приведенные выше доказательства не подтверждают, а иных в нарушение ст. 56 ГПК РФ им не представлено, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований.
Поскольку доказательств, подтверждающих наличие между сторонами трудовых отношений, суду представлено не было, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об установлении факта трудовых отношений в период с 20 июля 2019 года по 05 февраля 2020 года, восстановлении его на работе 06 февраля 2020 года и производных от основного исковых требований о возложении на ответчика обязанности внести в трудовую книжку истца запись о приеме на работу в должности <данные изъяты> с 20 июля 2019 года, произвести отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взыскать заработную плату за январь-май 2020 года и компенсацию за неиспользованный отпуск в общем размере 256784 рубля 04 копейки.
Так как в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы истца о том, что со стороны ответчика имели место какие-либо неправомерные действия или бездействие, являющиеся основаниями, предусмотренными ст. 237 ТК РФ, для заявления компенсации морального вреда, соответственно оснований для компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Слободяник Алексея Константиновича к индивидуальному предпринимателю Хабибуллину Марату Фаритовичу об установлении факта трудовых отношений в период с 20 июля 2019 года по 05 февраля 2020 года, восстановлении на работе в должности кладовщики с 06 февраля 2020 года, возложении обязанности внести в трудовую книжку запись о приеме на работу в должности кладовщика с 20 июля 2019 года, произвести отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взыскании заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 256784 рубля 04 копейки, компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей-отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 03 июня 2020 года.
Председательствующий Я.А. Конышева