Копия
Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2016 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего
судьи Чудаевой О.О.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений (ФИО2) администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с иском ДМИЗО администрации <адрес> с заявлением об оспаривании незаконных действий. Исковые требования мотивировал тем, что является собственником нежилого помещения (гаража) по адресу <адрес>. На основании договора на проведение геодезических и кадастровых работ ФИО10» было сформировано землеустроительное дело на земельный участок по адресу <адрес> «А», занимаемый гаражным боксом. Проект границ (схема расположения земельного участка) был передан на согласование в ФИО2 администрации <адрес>. В письме № № от ДД.ММ.ГГГГ. ДМИЗО администрации <адрес> сообщил об отказе в передаче земельного участка в собственность за плату, мотивируя тем, что земельный участок находится в двух территориальных зонах: зоны производственных предприятий 4-5 классов вредности и автомобильного транспорта, имеет пересечение с дорогой общего пользования.
Указанный отказ истец считает незаконным, поскольку в силу ст. 36 ЗК РФ ему как собственнику нежилого помещения принадлежит исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО2 администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. Дело с согласия истца рассмотрено в порядке заочного производства.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст.ст. 9, 36 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 36 ЗК РФ (в ред. на дату возникновения спорных отношений, то есть дату обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.п. 5-7 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного заявления орган местного самоуправления принимает решение по указанному заявлению. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению собственникам зданий, строений и сооружений земельных участков в собственность за плату (приложение к Распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р) решение о предоставлении земельного участка принимается Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города. Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги (предоставления земельного участка в собственность) являются: обращение с Заявлением ненадлежащего лица; земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте и федеральным законом не допускается его нахождение в частной собственности; земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд; имеются вступившие в законную силу решения суда, ограничивающие оборот земельного участка; на земельном участке испрашиваемой площадью находятся здания, строения, сооружения, не являющиеся собственностью Заявителя (п. 14 Административного регламента).
Судом установлено, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 приобрел у ФИО5 нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> строение №, бокс №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Право собственности истца на указанное нежилое помещение зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о регистрации права.
Согласно кадастровому паспорту на нежилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №.
В соответствии с техническим паспортом нежилое помещение, расположенное по адресу <адрес> имеет инвентарный №, подвал площадью <данные изъяты>.м. гараж площадью <данные изъяты>.м.
Из кадастрового паспорта следует, что гаражный бокс имеет площадь застройки (помещения 1-го этажа) <данные изъяты> кв.м.
По договору о выполнении геодезических и кадастровых работ подготовлено землеустроительное дело на земельный участок с кадастровым номером №, занимаемый гаражным боксом истца, определены координаты земельного участка на местности, площадь участка – <данные изъяты> кв.м. Из заключения от ДД.ММ.ГГГГ. по состоянию земельного участка следует, что территория земельного участка представлена площадью застройки гаража, состояние земельного участка – удовлетворительное. Землеустроительное дело передано для согласования границ земельного участка в ДМИЗО администрации <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 39 кв.м., занимаемого гаражным боксом, по адресу <адрес>
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. №№ ответчик ДМИЗО администрации <адрес> отказал истцу в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу <адрес> поскольку площадь формируемого земельного участка расположен в двух зонах: зоны производственных предприятий IV-V классов вредности и зоны автомобильного транспорта, имеется пересечение границ земельного участка с земельным участком, сформированным под автодорогой. Факт формирования земельного участка подтверждается утвержденной ДД.ММ.ГГГГ. схемой земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), предоставленных Департаментом градостроительства от 21.11.2013г., часть испрашиваемого земельного участка находится за красной линией квартала. Красные линии не утверждены. Границы красных линий определены в соответствии со Сводом правил СП 42.13330.2011 СНиП 2.07.01-89. На дату подготовку указанного заключения земельный участок не изъят и не зарезервирован для муниципальных нужд.
Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1, решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №№ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка признано незаконным. На Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> возложена обязанность согласовать и утвердить ФИО1 схему расположения земельного участка по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., на кадастровом плане территории. Указанное решение суда вступило в законную силу.
ФИО1 обратился в ДМИиЗО администрации <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> под занимаемым гаражом.
Из материалов дела следует, что ДМИиЗО было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату на основании подп. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности <адрес>, часть земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, принадлежит территории общего пользования, что подтверждается сообщением Департамента градостроительства администрации <адрес>.
Согласно приложению N 1 к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (топографический план) часть испрашиваемого земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. находится в границах красных линий.
Одним из основных принципов земельного законодательства, в соответствии с п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 1, п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с положениями под. 11, 12 п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования представляют собой территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
На части земельного участка, расположенного в границах красных линий, не находятся места общего пользования, она не занята улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами общего пользования.
Напротив, установлено и подтверждается материалами дела, что на испрашиваемом земельном участке расположен гараж истца, часть которого принадлежит ему на праве собственности.
Спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена. Доказательств того, что спорный земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд ответчиком суду не представлено.
Доказательств, подтверждающих, что месторасположение земельного участка создает препятствия или нарушает права и законные интересы других лиц на пользование необходимыми объектами общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами, в материалах дела также не имеется.
Таким образом, нахождение части земельного участка в красных линиях не свидетельствует само по себе об отсутствии права на приобретение земельного участка в собственность.
Установив, что истец является собственником гаража, расположенного на испрашиваемом земельном участке, земельный участок сформирован, препятствий для оформления в собственность земельного участка не имеется, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 имеет право, при соблюдении надлежащих условий, приобрести земельный участок в собственность путем выкупа, в связи, с чем заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Отказ ответчика следует признать незаконным, возложив на ответчика обязанность принятия решения по заявлению ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка по адресу <адрес>.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений (ФИО2) администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность - удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 за выкуп земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу <адрес>.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> устранить допущенное нарушение путем принятия решения по заявлению ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии мотивированного заочного решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О.О. Чудаева