Дело № № ****** |
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ |
<адрес> |
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
истца ФИО3, его представителя ФИО5,
представителя ответчика ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» - ФИО7,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании решения незаконным, признании права на жилищное обеспечение за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО3 обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании истца и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях и об отказе в постановке на жилищный учет в системе МЧС России с целью предоставления жилья по договору социального найма; признать за истцом право на жилищное обеспечение за счет средств федерального бюджета; возложить на уполномоченный орган МЧС России по жилищному обеспечению – ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в лице Уральского филиала обязанность признать истца и членов его семьи (жена ФИО1, дочь ФИО15 Анастасия, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лицо, находящееся на иждивении: Орестиадис ФИО2-ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) нуждающимися в жилых помещениях и поставить истца с составом семьи четыре человека на жилищный учет в системе МЧС России с целью предоставления жилья по договору социального найма.
В обоснование иска ФИО3 указал, что проходит службу в МЧС России, имеет выслугу более 20 лет. ДД.ММ.ГГГГ истекает срок контракта службы истца. Службу истец проходит в г <адрес>. После увольнения планирует избрать постоянным местом жительства <адрес>. Состав семьи истца – четыре человека. Супруга и дети истца не являются собственниками жилых помещений или нанимателями жилья по договорам социального найма. Истец, проходящий военную службу в системе МЧС России, имеет право на получение жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения с военной службы. При этом и он, и члены его семьи обеспечены жилым помещением менее учетной нормы в избранном месте жительства: истцу принадлежит 1/3 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на долю истца приходится 29,8 кв.м, соответственно, на каждого члена семьи истца приходится по 7,42 кв.м, что менее учетной нормы, установленной как в <адрес>, так и в <адрес>. Однако при обращении истца к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, истцу был дан ответ о том, что его обеспеченность жильем составляет более 10 кв.м, что превышает учетную норму в <адрес>, и, кроме того, согласно действующему законодательству право на предоставление жилья за счет федерального жилищного фонда может быть осуществлено только один раз. Решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях является неправомерным, нарушает жилищные права истца, с учетом того, что ранее ему жилое помещение по избранному месту жительства не предоставлялось.
В судебном заседании истец ФИО3 и его представитель ФИО5 исковые требования поддержали. Истец дополнительно пояснил, что проходит военную службу в МЧС России. Ранее проходил службу в Министерстве обороны Российской Федерации. Первый контракт о прохождении военной службы заключен истцом в ДД.ММ.ГГГГ году. С ДД.ММ.ГГГГ истец проходит военную службу в МЧС России. Квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ему по линии МЧС России, как военнослужащему, в связи с прохождением военной службы, в порядке Федерального закона «О статусе военнослужащих». Данная квартира была распределена истцу решением жилищной комиссии в связи с тем, что он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Квартира предоставлялась истцу на состав семьи из трех человек, в том числе бывшую супругу и сына истца. Впоследствии они приватизировали данную квартиру. В настоящее время изменился состав семьи истца, он повторно заключил брак, у супруги истца и их детей нет в собственности недвижимости. Поэтому истец вправе встать на учет нуждающихся в жилых помещениях и получить жилое помещение в дополнение к квартире по адресу: <адрес>, которая была предоставлена ему ранее. В настоящее время в данной квартире помимо истца зарегистрированы его бывшая супруга и сын.
Представитель ответчика ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» - ФИО7 с иском не согласился. Пояснил, что при определении нуждаемости истца и членов его семьи в жилом помещении общая площадь квартиры по адресу: <адрес>, доля в праве собственности на которую принадлежит истцу, была разделена на шесть человек, нынешних и прежних членов семьи истца. В результате получилось, что на долю истца и членов его семьи приходится более 10 кв.м общей площади, что превышает учетную норму в <адрес>. Вторым основанием для отказа в принятии истца на учет явилось то, что истцу ранее предоставлялось жилое помещение как военнослужащему, в то время как закон закрепляет принцип однократности предоставления жилья в таком порядке.
Заслушав пояснения истца, его представителя, пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец ФИО3 проходит военную службу в МЧС России. Продолжительность военной службы истца составляет более 20 лет.
Истец проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>, общей площадью 89,40 кв.м.
В данном жилом помещении также зарегистрированы ФИО8 (бывшая супруга истца) и ФИО9, сын истца.
Истец в настоящее время состоит в браке с ФИО1, у них есть общий ребенок – ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Кроме того, решением Верх-Исетского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу, установлен факт нахождения на иждивении истца ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Квартира по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности ФИО3, ФИО8 и ФИО13, по 1/3 доле у каждого.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ответчик ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» отказал в принятии ФИО3 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В обоснование ответчик указал на обеспеченность семьи истца свыше учетной нормы в <адрес>, установленной в размере 10 кв.м общей площади на одного человека (89,4 : 6 = 14,9), а также на то, что по смыслу абз. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилья за счет федерального жилищного фонда может быть осуществлено только один раз.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Этим же пунктом предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
При этом, как установлено в судебном заседании, истец заключил первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В ранее действовавшей редакции указанная норма предусматривала предоставление военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы служебных жилых помещений или общежитии, а при продолжении военной службы свыше указанных сроков – жилых помещений на общих основаниях.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, истцу в период прохождения военной службы на основании решения жилищной комиссии как нуждающемуся в улучшении жилищных условий было предоставлено жилое помещение – квартира по адресу: <адрес>, которая впоследствии была приватизирована им и членами его семьи на тот период времени (бывшей супругой ФИО8 и сыном ФИО13). Следовательно, данное жилое помещение было предоставлено истцу и членам его семьи в постоянное пользование. Договор передачи квартиры в собственность граждан (приватизации) в отношении квартиры по адресу: <адрес> заключен ДД.ММ.ГГГГ. Государственная регистрация права собственности истца произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что первый контракт о прохождении военной службы истец заключил до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ему на основании вышеизложенных положений п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», по договору социального найма, по месту прохождения истцом военной службы.
При этом брак с ФИО10 истцом заключен ДД.ММ.ГГГГ, их общая дочь ФИО11 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Факт нахождения на иждивении истца ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлен решением суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на момент заключения договора приватизации квартиры по адресу: <адрес>, и, соответственно, ранее, на момент предоставления данного жилого помещения в пользование истца и членов его семьи, истец и члены его семьи были обеспечены жилым помещением свыше учетной нормы, установленной в <адрес> в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека (Постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № ****** поскольку на каждого члена семьи истца приходилось по 29,8 кв.м общей площади жилого помещения (89,40 : 3).
Между тем, согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Кроме того, в настоящее время Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1054).
Данными Правилами предусмотрено снятие военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилого помещения в случае решения жилищной проблемы (подп. «г» п. 26 Правил).
Пунктом 8 указанных Правил установлено, что право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами один раз.
Кроме того, в соответствии п. 32 указанных Правил ордер на жилое помещение выдается гражданину, уволенному с военной службы при предоставлении им справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по прежнему месту службы.
В соответствии с п. 14 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы жилыми помещениями (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 512) военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений.
По смыслу приведенных положений нормативных правовых актов право на получение военнослужащим жилого помещения в постоянное пользование на льготных основаниях, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» может быть осуществлено ими только один раз. В этой связи, в случае получения военнослужащим жилого помещения в период прохождения военной службы по договору социального найма, он для получения по увольнении жилого помещения по избранному месту жительства обязан сдать ранее предоставленное ему в период прохождения военной службы жилое помещение.
Следовательно, жилое помещение по избранному месту жительства может быть предоставлено истцу только при условии освобождения и сдачи им федеральному органу исполнительной власти, где он проходит военную службу, ранее предоставленного ему жилого помещения по адресу: <адрес>.
Однако ввиду того, что в настоящее время на данное жилое помещение зарегистрировано право собственности как истца, так и его сына, и его бывшей супруги, передача этого жилого помещения в собственность Российской Федерации невозможна. Во всяком случае, истец не изъявил намерения передать имеющуюся у него долю в праве собственности на данное жилое помещение в собственность Российской Федерации. Также истец не представил суду доказательства того, что его бывшая супруга ФИО12 и сын ФИО13 согласны на отчуждение в собственность Российской Федерации принадлежащих им долей в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
В связи с этим, и в силу того, что истец и члены его семьи уже были обеспечены жилым помещением в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», свыше учетной нормы, предоставленное жилое помещение федеральному органу исполнительной власти, где истец проходит военную службу, не сдали, истец не может быть снова принят на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений за счет средств федерального бюджета на условиях Федерального закона «О статусе военнослужащих».
После приобретения истцом в собственность жилого помещения по адресу: <адрес> состав его семьи действительно изменился, о чем указывалось выше.
Однако изменение состава семьи истца, и в этой связи ухудшение его жилищных условий не может повлечь возникновение у истца права на повторное обеспечение его жилым помещением по линии МЧС России. В таком случае истец имеет право на обеспечение его жилым помещением по договору социального найма только на общих условиях, которые определены в главе 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления по месту жительства.
В связи с изложенным суд полагает, что ответчик обоснованно отказал истцу в принятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░