№ 2-228/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2019 года с. Черный Яр Астраханской области
Черноярский районный суд Астраханской области в составе
председательствующего судьи Елдышева А.А.,
при секретаре Калашниковой А.А.,
с участием истца Дмитриевой В.А.,
соответчика представителя Управления Росреестра по Астраханской области Жадновой Е.В.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Павлова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дмитриевой Валентины Анатольевны к администрации муниципального образования «Черноярский сельсовет» об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Дмитриева В.А. обратилась в суд с иском к администрации МО «Черноярский сельсовет» об установлении границ земельного участка. В обосновании иска указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Россреестра по Астраханской области. Данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. С целью уточнения границ земельного участка Дмитриева В.А. обратилась к кадастровому инженеру ИП Павлову А.В., которым в ходе проведения кадастровых работ было установлено, что площадь и конфигурация земельного участка не изменились. Однако в государственной регистрации учета изменений в отношении земельного участка истцу было отказано по причине отсутствия документов, определяющих местоположение границ данного земельного участка при его образовании (на картографическом материале). В связи с невозможностью предоставить графический материал, подтверждающий местоположение границ земельного участка, существующих на местности 15 и более лет, истец не может в полной мере реализовать свое право собственности на земельный участок.
В ходе судебного разбирательства истец уточнила свои исковые требования и просила суд установить границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> из категории земель: для сельскохозяйственного производства, путем внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих координат характерных точек его границ, приведенных в межевом плане, подготовленном 23.08.2019 кадастровым инженером ИП Павловым А.В.
В судебном заседании истец Дмитриева В.А. исковые требования с учетом уточнения поддержала, просила исковые требования удовлетворить. Пояснила, что на протяжении многих лет ей на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Россреестра по Астраханской области. Данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный, ему был присвоен кадастровый номер: № Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. С целью уточнения границ земельного участка она обратилась к кадастровому инженеру ИП Павлову А.В., который подготовил межевой план с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.
Однако в государственной регистрации учета изменений в отношении земельного участка истцу было отказано по причине отсутствия документов, определяющих местоположение границ данного земельного участка на используемом картографическом материале. В связи невозможностью предоставить графический материал, подтверждающий местоположение границ земельного участка, существующих на местности 15 и более лет, истец была вынуждена обратиться в суд.
Представитель ответчика - администрации МО «Черноярский сельсовет», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения иска не возражал.
Представитель соответчика - Комитета имущественных отношений Черноярского района Астраханской области и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, возражений на иск не направили.
Представитель соответчика Управления Росреестра по Астраханской области Жаднова Е.В. и третье лицо - кадастровый инженер Павлов А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражали.
Суд, учитывая мнение явившихся сторон и положения ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика и третьих лиц.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из ст. 29 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу положений п. 2, 3 ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ).
Статьей 70 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2017 года) закреплено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 2 ст. 8 данного Федерального закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
В кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ земельного участка и его площадь, основная характеристика объекта недвижимости (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года№218-ФЗ).
В силу абз. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
По смыслу данной нормы границы земельного участка уточняются в соответствии с фактическим землепользованием в случае отсутствия сведений о границах участка, в том числе в правоустанавливающих документах или документов о его образовании.
Согласно ст. 7 указанного Федерального закона описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Статьей 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее -заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ).
В силу Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 688 от 20.08.2009, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (пункт 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (пункт 3).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Предоставление земель должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности.
Из пунктов 11, 14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных 17.02.2003 руководителем Федеральной службы земельного кадастра России (далее - Методические рекомендации), следует, что работы по межеванию включают в себя согласование границ с лицами, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления).
Как следует из материалов дела, Дмитриева В.А. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное производство, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17.12.2018 (л.д. 10-12).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.12.2018 № КУВИ-001/2018-16086543 данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 23.03.1994 со статусом «актуальный, ранее учтенный», границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
С целью уточнения местоположения границ земельного участка и последующего внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости истец обратилась к кадастровому инженеру ИП Павлову А.В. для проведения кадастровых работ.
Как следует из межевого плана, подготовленного 23.08.2019 кадастровым инженером Павловым А.В. (л.д. 18-26), после выполнения комплекса работ по составлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> имеет площадь <данные изъяты> кв.м. Объекты незавершенного, капитального строительства, а также здания, сооружения на образуемом участке отсутствуют. В ходе оформления межевого плана в реквизите 4 сведения об уточняемых земельных участках и их частях в графе 4 предельный минимальный и максимальный размер земельного участка указан знак прочерк, так как документы, устанавливающие предельный максимальный и минимальный размер соответствующего виду данного разрешенного земельного участка (для сельскохозяйственного производства) отсутствуют. Уточняемый земельный участок находиться в кадастровом квартале №
Согласно уведомлению Черноярского отдела Управления Росреестра по Астраханской области от 28.05.2019 № истцу Дмитриевой В.А. отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, поскольку предоставленные истцом межевой план не соответствовал требованиям к подготовке межевого плана, утвержденного действующим законодательством, а именно на используемом картографическом материале отсутствует обозначение границ земельного участка, подтверждающее фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, так как границы земельного участка нанесены кадастровым инженером (л.д. 14).
Из справки ГП АО «Проектно-производственное архитектурно-планировочное предприятие» № от 22.08.2019 следует, что, предприятие не располагает топографическим планом М 1:2000, М 1:1000, М 1:500 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно сообщению кадастрового инженера ИП Павлова А.В. дальнейшее выполнение работ по уточнению земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> не возможно по причине отсутствия иных документов. В качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет кадастровым инженером использовалась информация от ГП АО «Проектно-производственное архитектурно-планировочное предприятие».
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, границы принадлежащего земельного участка фактически существовали на местности на протяжении более 15 лет, истцом его местоположение не изменялось и площадь участка не увеличивалась.
В процессе судебного разбирательства возражений против удовлетворения исковых требований от ответчика МО администрации «Черноярский сельсовет» не поступило. Спор по границам земельного участка отсутствует.
При таких обстоятельствах, исковые требования об установлении границ земельного участка истца с кадастровым номером № подлежат удовлетворению.
При этом, разрешая исковые требования, суд исходит из сложившегося землепользования, согласно координатам характерных точек, приведенным в межевом плане, подготовленном 23.08.2019 кадастровым инженером ИП Павловым А.В., которые сторонами не оспорены и соответствуют местоположению фактических границ земельного участка истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Дмитриевой Валентины Анатольевны к администрации муниципального образования «Черноярский сельсовет» об установлении границ земельного участка - удовлетворить.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство, путем внесения в государственный кадастр недвижимости следующих координат характерных точек границ земельного участка в МСК-30 (м):
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня изготовления его полного текста.
Полный текст решения изготовлен 25 октября 2019 года.
Судья А.А. Елдышев