63RS0039-01-2022-004441-11
2а-3726/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 сентября 2022 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3726/2022 по иску МИФНС России № 18 по Самарской области к Орловой Галине Константиновне о взыскании обязательных платежей,
установил:
МИФНС России № 18 по Самарской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Орловой Г.К. недоимки по обязательным платежам, указав, что ответчиком обязанность по уплате налогов не исполнена, в связи с чем за ней числится задолженность в сумме 22 750,81 рублей, в том числе:
- транспортный налог за 2019 год в размере 4 373 руб., пени 8,05 руб.,
- налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 6 974 руб., пени 12,84 руб.,
- налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 11 362 руб., пени 20,92 руб.
Судебный приказ о взыскании недоимки отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в суд с настоящим административным иском.
Также просит восстановить срок для подачи административного иска, ссылаясь на то, что пропуск срока обращения в суд вызван администрированием большого количества заявлений на взыскание задолженности по налогам и сбором необходимого пакета документов.
В судебное заседание истец не явился, о слушании дела извещен.
Представитель административного ответчика по доверенности Селина А.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на пропуск срока обращения в суд. Полагала причины пропуска срока неуважительными.
Выслушав пояснения лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что на основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения ответчику направлено налоговое уведомление № 55633601 от 01.09.2020 об уплате налогов за 2019 год и 2017 год (л.д. 7).
В связи с неуплатой налогов налоговым органом начислены пени от недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц и выставлено требование № 50725 от 15.12.2020 об уплате задолженности в срок до 02.02.2021 (л.д. 10).
Положениями ст. 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Срок исполнения требования № 50725 от 15.12.2020 установлен до 02.02.2021, следовательно, заявление о выдаче судебного приказа должно было быть подано в срок до 02.08.2021.
Данный срок налоговым органом соблюден.
29.03.2021 мировым судьей судебного участка № 28 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области по заявлению МИФНС России № 18 по Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-724/2021 о взыскании с Орловой Г.К. спорной задолженности по налогам и пени.
25.08.2021 указанный судебный приказ № 2а-724/2021 от 29.03.2021 отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения (л.д. 6).
Следовательно, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением истек 25.02.2022 года.
Административное исковое заявление согласно входящему штампу поступило в суд 11.07.2022 года.
Таким образом, налоговым органом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением более чем на четыре месяца.Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на обращение в суд с данным административным исковым заявлением по причине администрирования большого количества заявлений на взыскание задолженности по налогам с физических лиц, а также сбором необходимого пакета документов для обращения в суд.
Указанные обстоятельства суд не находит уважительными ввиду следующего.
Под уважительными должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие.
Установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (постановления от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 10 апреля 2003 года N 5-П, от 14 июля 2005 года N 9-П; определение от 21 апреля 2005 года N 191-О).
В пункте 3 Определения N 381-О-П от 8 февраля 2007 года Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации исчерпывающим образом определяет правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизмы ее принудительного исполнения, порядок принятия решений налоговым органом, их обжалования и отмены, в том числе в связи с возникновением у физического лица недоимки при уплате транспортного налога. Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя порядок принудительного взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом. При этом срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный срок может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункты 1 - 3 статьи 48). Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможности бессрочного взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, направлены на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности (определения N 12-О и N 20-О от 30 января 2020 года).
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Пунктом 3 статьи 35 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, большая загруженность в работе инспекции и сбор необходимого пакета документов для обращения в суд не являются основанием для восстановления срока обращения в суд с административным иском, поскольку указанные обстоятельства носят организационный характер и потому не могут быть признаны уважительными причинами.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования МИФНС России № 18 по Самарской области удовлетворению не подлежат в связи с пропуском без уважительных причин срока на обращение в суд с административным иском.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление МИФНС России № 18 по Самарской области о взыскании с Орловой Галины Константиновны недоимки по налогам в размере 22 750,81 рублей, в том числе: транспортный налог за 2019 год в размере 4 373 руб., пени 8,05 руб., налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 6 974 руб., пени 12,84 руб., налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 11 362 руб., пени 20,92 руб. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 21.09.2022.