Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 92RS0002-01-2021-001322-15производство № 2-1495/2021 |
18 мая 2021 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания МОВСЕСЯН А.А.,
с участием:
истца Мальфановой Л.В.,
представителя истца Капцова М.Е.,
представителя ответчика Администрация внутригородского муниципального образования Гагаринский муниципальный округ Клочко Е.И.
представителя ответчика Департамент городского хозяйства города Севастополя Третьяковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мальфановой Ларисы Викторовны к Администрации внутригородского муниципального образования Гагаринский муниципальный округ, Департаменту городского хозяйства г. Севастополя, Государственному унитарному предприятию Севастополя "Управляющая компания "Стрелецкая бухта" о возложении обязанности произвести демонтаж футбольной площадки;
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Территориальный отдел по г. Севастополю Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю,
у с т а н о в и л:
В марте 2021 года Мальфанова Л.В. обратилась в суд с иском, в котором просила возложить обязанность на ответчиков произвести демонтаж футбольной площадки, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, путем демонтажа футбольных ворот и металлического ограждения футбольной площадки в течение 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно доводам иска в 2008 году во дворах домов № № по <адрес> была построена футбольная площадка, предназначенная для детей до 12 лет, проживающих по <адрес> открытия площадки, жителям домов стало ясно, что место для строительства площадки выбрано ошибочно, без учета специфики эксплуатации футбольного поля, уровня шумности, безопасности детей. Эксплуатация этой футбольной площадки в непосредственной близости от жилых домов является источником повышенной опасности и приводит к нарушению прав граждан на отдых.
В судебном заседании истец Мальфанова Л.В. и её представитель Капцов М.Э. доводы иска поддержали по изложенным выше основаниям, указав также на наличие нарушений градостроительных норм расположением спорной футбольной площадки к жилым помещениям многоквартирного дома.
Представители ответчиков Администрация внутригородского муниципального образования Гагаринский муниципальный округ и Департамент городского хозяйства г. Севастополя Клочко Е.И. и Третьякова Т.А., каждая в отдельности, возражали против удовлетворения иска по тем мотивам, что истец не наделена полномочиями действовать от имени собственников помещений многоквартирных домов во дворе которых расположена спорная футбольная площадка, а также отсутствием у представляемых органов полномочий на осуществление заявленных в иске действий.
ГУПС "УК "Стрелецкая бухта", Территориальный отдел по г. Севастополю Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки не известили, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для разрешения иска.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По смыслу положений статей 11, 12 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных законодательством способов их защиты.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Правом на негаторный иск обладает собственник, который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться или распоряжаться ею. Ответчиком является лицо, которое своим противоправным поведением создает препятствия, мешающие нормальному осуществлению права собственности. Условием удовлетворения иска об устранении препятствий является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник или иной титульный владелец претерпевает нарушения своего права. Негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности следующих обстоятельств: наличия права собственности или иного вещного права у истца, наличия препятствий в осуществлении права собственности, обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения.
В абзаце 2 п. 45 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" содержатся разъяснения о том, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Особенности распределения бремени доказывания по данному иску заключаются в том, что именно истец должен представить доказательства нарушения его права собственности или законного владения неправомерными действиями ответчика.
Судом установлено, что истец Мальфанова Л.В. является собственником <адрес> в г. Севастополе.
Обращаясь в суд с настоящим иском относительно возложения на ответчиков обязанности производства работ по демонтажу футбольной площадки, расположенной во дворе многоквартирных домов № по <адрес> в г. Севастополе, Мальфанова Л.В. указывает на причинение ей и другим жильцам квартир многоквартирных домов неудобств, вызванных использованием данной футбольной площадки, наличием шума в неустановленное время, нецензурных выражений от лиц во время игры в футбол, повреждением отдельных деталей припаркованных во дворе дома автомобилей.
Также истцом указано на то обстоятельство, что расположение футбольной площадки не соответствуют установленным градостроительным нормам.
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 24.05.2019 № 228-ОД «Об утверждении перечня мест общего пользования и перечня мероприятий по благоустройству, проводимых на их территории за счет средств бюджета города Севастополя, и признание некоторых приказов Департамента городского хозяйства города Севастополя утратившими силу» утвержден перечень спортивных площадок, находящихся в обслуживании Внутригородского муниципального образования Гагаринского муниципального округа. К таким объектам отнесена спортивная площадка, расположенная по ул. Шостака, возле дома 3 (строка 9 раздела 11.2.1 приложения № 2 к приказу).
Соответственно, полномочия по содержанию указанной спортивной площадки возложены на ВМО Гагаринского МО.
В рамках выполнения Государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 1112-ПП, Соглашения № 30 от 11.08.2017 о предоставлении субсидии из бюджета города Севастополя ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» на финансовое обеспечение затрат по обустройству спортивных площадок на территории города Севастополя, в целях обеспечения комфортной среды, в 2017 году управляющей компанией «Стрелецкая бухта» с привлечение подрядных организаций были организованы и выполнены работы по проведению капитального ремонта спортивной площадки по <адрес>.
Спорная спортивная площадка расположена между придомовыми территориями многоквартирных домов № № по <адрес> публичной кадастровой карты города Севастополя спортивная площадка и земельный участок на котором она расположена не выделена в отдельный объект, подлежащий кадастрированию.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в т.ч., земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям возможно применить правило, согласно которому спортивная площадка, расположенная на внутридворовой территории нескольких многоквартирных домов, относится к придомовой территории этих домов и вопросы относительно её существования подлежат решению собственниками жилых помещений по правилам ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, предусматривающих уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме только с согласия всех собственников помещений в данном доме.
В связи с изложенным, суд находит обоснованными доводы представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя о том, что вопрос о сносе обустроенной футбольный площадки должен быть одобрен всеми собственниками помещений пяти многоквартирных домов.
Сведений о принятии такого решения и наделениями такими полномочиями истца Мальфановой Л.В. суду не представлено.
Указание Мальфановой Л.В. на несоответствие расположения футбольной площадки градостроительным нормам, в частности предписаниям п. 5.1 СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования (с Изменением N 1), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 14 ноября 2017 г. N 1536/пр, которым установлено, что размещение спортивного сооружения в городской застройке и размеры земельного участка следует принимать в соответствии с СП 42.13330 или региональными нормами градостроительного проектирования, суд находит несостоятельными.
Согласно п. 7.5 СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 (с изменениями N 1,2), утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр., размещение площадок для занятий физкультурой (в зависимости от шумовых характеристик) необходимо предусматривать на расстоянии от окон жилых и общественных зданий, не менее 10-40 м. Наибольшие значения следует принимать для хоккейных и футбольных площадок, наименьшие - для площадок для настольного тенниса.
В пункте 1.1 СП 42.13330.2016 Свода правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений определено, что настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке. Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.
Требования настоящего свода правил с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания (п. 1.3).
В ходе судебного разбирательства установлено, что заявленная в иске спортивная площадка обстроена в период возведения многоквартирных домов по <адрес> в г. Севастополе, а согласно пояснений истца находится в рассматриваемом месте как минимум с 2008 года.
Таким образом, действиями, выразившимися в проведении капитального ремонта существующей спортивной площадки в соответствии с Приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 24.05.2019 № 228-ОД права Мальфановой Л.В. не нарушаются.
Фактически доводы и основания иска Мальфановой Л.В. обоснованы наличием, по её мнению, фактов нарушения законодательства о тишине, обеспечения общественной безопасности, а также фактами повреждения элементов припаркованных вблизи автомобилей, лицами использующими спортивную площадку, а также желанием повлиять на органы исполнительной власти Севастополя для принятия решения о проведении работ по обустройству иного вида спортивной площадки, создании комфортных условий проживания жильцов близлежащих многоквартирных домов (обустройство проходов и тротуаров).
Однако приведенные обстоятельства функционирования спортивной площадки не могут являться основанием для удовлетворения заявленных Мальфановой Л.В. в настоящем иске требований.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении искового заявления Мальфановой Ларисы Викторовны к Администрации внутригородского муниципального образования Гагаринский муниципальный округ, Департаменту городского хозяйства г. Севастополя, Государственному унитарному предприятию Севастополя "Управляющая компания "Стрелецкая бухта" о возложении обязанности произвести демонтаж футбольной площадки.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 23.05.2021 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный