Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-108/2020 (2-1246/2019;) ~ М-1219/2019 от 28.11.2019

Дело *

РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

город Псков                                                                                        *

Псковский районный суд Псковской области в составе:

Председательствующего судьи Логинова Л.В.,

с участием помощника прокурора Псковского района К.

при секретаре Морозовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Псковского района в интересах Л. к Администрации Псковского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения, -

УСТАНОВИЛ :

Заместитель прокурора Псковского района, действуя в интересах Л., обратился в суд с иском к Администрации Псковского района о предоставлении на территории Псковского района благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв. м по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Псковского района проведена проверка по вопросу обеспечения жильем Л., в ходе которой установлено, что Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители ранее лишены родительских прав решением Псковского районного суда от *.

На основании приказа территориального управления Псковского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от * *-п установлен факт невозможности проживания Л. в жилом доме по адресу: *, в связи с чем Л. поставлена на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей»

Поскольку Л. не имеет в собственности жилых помещений и не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма, зарегистрирована в жилом помещении, по адресу: * и приказом территориального управления Псковского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от * *-п ей гарантировано предоставление жилого помещения, решением жилищной комиссии Псковской области от *, оформленной выпиской из протокола N 7 она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, тем самым признано ее право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Заместитель прокурора Псковского района полагает, что действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не устанавливает какую-либо очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Так как право на обеспечение жилым помещением данной категории граждан должно осуществляться незамедлительно после его возникновения вне зависимости от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных иных лиц, обладающих аналогичным правом, то заместитель прокурора Псковского просит обязать Администрацию Псковского района предоставить Л. территории Псковского района благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв. м по договору найма специализированного жилого помещения.

Помощник прокурора Псковского района К., участвующая в деле, и Л. требования и доводы, изложенные в иске, поддержали.

Представитель ответчика Администрации Псковского района Г. в судебном заседании иск не признала, указала на то, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета исходя из списка претендентов. Поскольку Л. в список претендентов, подлежащих обеспечению жильем в 2020 году, не включена, Администрация Псковского района не имеет правовых и финансовых возможностей для предоставления истцу жилого помещения.

Представитель третьего лица Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.

Представитель третьего лица Комитета по социальной защите Псковской области в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица Территориального отдела Псковского района Комитета по социальной защите Псковской области С. в судебном заседании иск не поддержала, указала на то, что требование о предоставлении Л., находящейся по состоянию в сводном списке под номером 742, жилого помещения по договору специализированного найма фактически является требованием о внеочередном обеспечении жилым помещением, что действующим законодательством не предусмотрено. Удовлетворение указанного требования повлечет нарушение прав лиц, обладающих аналогичным правом.

Выслушав стороны, помощника прокурора Псковского района, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что Л., * рождения (л.д. 14-17), относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители ранее лишены родительских прав решением Псковского районного суда от * ( л.д. 18 ).

Решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленным выпиской из протокола N 7 от * истец была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку не имеет в собственности жилых помещений и не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма, зарегистрирована в жилом помещении, по адресу: * ей гарантировано предоставление жилого помещения (л.д. 28-29).

Из указанного списка Л. не исключена и ее право на обеспечение жилым помещением как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время никем не оспаривается.

Судом также установлено, что в настоящее время жилых помещений в собственности или по договору социального найма для проживания Л. не имеет, проживает по адресу: * без оформления договорных отношений, по фактическому предоставлению для проживания.

Право на обеспечение жилым помещением в установленном действующим законодательством порядке Л. до настоящего времени не реализовано, согласно сведениям, указанным в возражениях Комитета по социальной защите Псковской области по состоянию на * порядковый номер Л. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями - 742.

При разрешении спора суд учитывает, что защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе право на обеспечение жилыми помещениями определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этой же нормы и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В силу ст. 5 Закона Псковской области от 09.01.2013 N 1241-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по месту жительства указанных лиц.

Поскольку местом жительства Л. является Псковский район, что подтверждается отметкой о регистрации по месту жительства в паспорте, обеспечиться жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения она должна также на территории Псковского района Псковской области.

Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год.

На основании ст. 8 Закона Псковской области от 09.01.2013 N 1241-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" решение о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда области принимает орган исполнительной власти области, осуществляющий управление жилищным фондом области.

Статьей 7 Закона Псковской области от 09.01.2013 N 1241-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Таким образом, установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Суд также полагает, что формирование Списка имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не предполагают включение указанной категории граждан в какую-либо очередь.

Следовательно, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, вследствие чего установление очередности предоставления жилья, указанной категории граждан не соответствует требованиям закона.

Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда РФ от 22.04.2014 г. N 7-КГ14-2 и от 12.08.2014 г. N 86-КГПР 14-7, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 24.12.2014 года.

Оценивая доводы сторон, суд также полагает, что наличие иных лиц, включенных в Список ранее и имеющих аналогичное право, не может служить основанием для ограничения прав истца, так как граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ).

Кроме того, недостаточность объема финансирования, предусмотренного на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по мнению суда, не исключает и не может исключать право истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, гарантированное федеральным законодательством.

Таким образом, заместитель прокурора Псковского района, действуя в интересах Л., обоснованно обратилась в суд с иском к Администрации Псковского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора Псковского района в интересах Л. к Администрации Псковского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию Псковского района предоставить Л. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м. на территории муниципального образования «Псковский район» Псковской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение 1 месяца со дня его вынесения мотивированного решения суда.

Мотивированное решение составлено: «22» января 2020 г.

Решение не обжаловалось. Вступило в законную силу. Судья Д.В. Логинов

Дело *

РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

/ Резолютивная часть /

город Псков                                                                                        *

Псковский районный суд Псковской области в составе:

Председательствующего судьи Логинова Л.В.,

с участием помощника прокурора Псковского района К.

при секретаре Морозовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Псковского района в интересах Л. к Администрации Псковского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора * в интересах Л. к * о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.

Обязать * предоставить Л. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м. на территории муниципального образования «*» *.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение 1 месяца со дня его вынесения мотивированного решения суда.

Судья:                                                                   Логинов Д.В.

2-108/2020 (2-1246/2019;) ~ М-1219/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Логинова Татьяна Владимировна
Заместитель прокурора Псковского района
Ответчики
Администрация Псковского района
Другие
Комитет по социальной защите Псковской области
Территориальный отдел Псковского района Комитета по социальной защите Псковской области
Администрация Псковской области
Суд
Псковский районный суд Псковской области
Судья
Логинов Денис Валентинович
Дело на странице суда
pskovsky--psk.sudrf.ru
28.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2019Передача материалов судье
02.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2019Подготовка дела (собеседование)
25.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2020Судебное заседание
22.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.07.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
11.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
02.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее