УИД63RS0№-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2021 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Лазаревой Н.В.
при помощнике Пьяновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1816/2021 по заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Бартакову Сергею Юрьевичу о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит взыскать с Бартакова С.Ю., ИНН № недоимку по:
- транспортному налогу с физических лиц 2016 за налоговый период: пеня в размере 413,48 руб.; за 2014 налоговый период: пеня в размере 89,36 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный ответчик Бартаков С.Ю., является налогоплательщиком указанных налогов, в связи с наличием объекта налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом. В связи несвоевременной оплатой транспортного налога, у него возникла обязанность уплаты пени. Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Также, в адрес административного ответчика были направлены требования. В установленный срок ответчик указанные требования не исполнил, в связи с чем, взыскание пеней, начисленных за каждый календарный год просрочки производится налоговым органом в судебном порядке. 20.09.2019 года мировым судьей по заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика в пользу Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области недоимки по транспортному налогу в размере 4351 руб. и пени в размере 2013,44 руб, а также штрафа по налогу на добавленную стоимость в размере 1000 руб. Не согласившись с судебным приказом, от ответчика поступили возражения относительно его исполнения в связи с чем, 13.11.2020 года мировым судьей судебного участка № 117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области вынесено определение о восстановлении Батракову С.Ю. пропущенного срока для подачи возражений относительно исполнения судебного приказа и об отмене судебного приказа. В установленный срок, должник не исполнил обязанность по уплате налога.
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 13 июля 2021 года произведена замена административного истца МИ ФНС России № 19 по Самарской области правопреемником – МИФНС России № 15 по Самарской области.
В судебное заседание стороны не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 КАС РФ, судом не установлено.
В силу положений ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Суд, исследовав материалы дела, считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог - необходимое условие существования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе могут быть нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится, в том числе транспортный налог и земельный налог.
Обязанность по начислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков – физических лиц, возложена на налоговый орган в силу п.2 ст.52 НК РФ, в связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Статьей 409 НК РФ определено, что налог подлежащий уплате физическими лицами уплачивается в отношении объектов налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).
В статье 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты налога в установленные сроки налогоплательщику направляется требование об уплате налога с указанием об обязанности, в установленный в налоговом требовании срок, уплатить неуплаченную сумму налога (п.п.1,2 ст.69 НК РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом налоговое уведомление (требование) считается полученным по истечении шести календарных дней, с даты направления заказного письма (п.4 ст.31, п.4 ст.52, п.6 ст.69 НК РФ).
В силу ст.23, п.3 ст.75 НК РФ в случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств в банке наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 НК РФ.
В соответствии с главой 28 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются физические лица - собственники транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения.
Согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ч.1 ст. 359 НК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Сведения о наличии у налогоплательщиков – физических лиц объекта налогообложения предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).
Согласно, представленным данным у налогоплательщика имеется в собственности следующее имущество: - автомобиль CHEVROLET NIVA 2123, государственный регистрационный знак У654МУ163.
Принадлежность административному ответчику объекта налогообложения не оспорена и подтверждена представленными суду доказательствами.
На основании ст. 32 НК РФ, в адрес ответчика были направлены налоговые уведомления и требования: 2014 года: налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, требование №; 2016 год: налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, требование №; 2017 год: налоговое уведомление№ от ДД.ММ.ГГГГ, требование№; 2018 год: требование №.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МИ ФНС России по Самарской области начислены к взысканию с административного ответчика недоимки по транспортному налогу с физических лиц 2016 за налоговый период: пеня в размере 413,48 руб.; за 2014 налоговый период: пеня в размере 89,36 руб.
20.09.2019 года мировым судьей по заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика в пользу Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области недоимки по транспортному налогу в размере 4351 руб. и пени в размере 2013,44 руб., а также штрафа по налогу на добавленную стоимость в размере 1000 руб.
Не согласившись с судебным приказом, от ответчика поступили возражения относительно его исполнения в связи с чем, 13.11.2020 года мировым судьей судебного участка № 117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области вынесено определение о восстановлении Батракову С.Ю. пропущенного срока для подачи возражений относительно исполнения судебного приказа и об отмене судебного приказа.
В силу ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Суд считает, что истцом не представлены достаточные доказательства в подтверждение правомерности взыскания с административного ответчика пени по транспортному налогу.
В соответствии с абз.2 п. 4 ст. 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, налоговые уведомления и требования направлялись на имя ответчика по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Толстого, 9-109, тогда как адресом регистрации и проживания ответчика с 17.11.2016 года является: Самарская область, Ставропольский район, с. Подстепки, пер. Морской, 15А.
Суду, не представлено доказательств, подтверждающих направление налоговым органом ответчику Батракову С.Ю. по месту его жительства соответствующего требования об уплате транспортного налога заказным письмом и получение данного требования налогоплательщиком.
На момент отправления требований ответчик Батракову С.Ю. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Толстого, 9-109 не был зарегистрирован и не проживал.
Данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении порядка взыскания налога, предусмотренного налоговым законодательством.
В соответствии с п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Порядок направления налогового уведомления предусмотрен ст.52 НК РФ, согласно которой, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с ч.1, ч. 2, ч. 4 и ч. 6 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
При этом ч. 1 ст. 70 НК предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Конституционный суд РФ в Определении от 08.04.2010 N 468-О-О указал, что в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.
При этом в соответствии с абзацем вторым статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление (а в случае неуплаты налога по уведомлению - требование об уплате налога) может быть передано руководителю организации, ее законному или уполномоченному представителю, физическому лицу, его законному или уполномоченному представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление (налоговое требование) вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По буквальному смыслу приведенных норм, отсутствие возможности вручить налоговое уведомление (налоговое требование) федеральный законодатель увязывает не только с фактом уклонения налогоплательщика от его получения, - им не исключаются и иные причины неполучения указанных документов налогоплательщиком, в том числе объективного характера. Признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
При этом факт получения налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу.
Учитывая, что налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налогоплательщика сообщать об изменении своего места жительства, так как в силу п.3 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации физических лиц, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований МИФНС России N 15 по Самарской области области о взыскании с Батракова С.Ю. задолженности по транспортному налогу, поскольку при рассмотрении спора установлено, что отсутствуют достоверные сведения о направлении налоговым органом по месту жительства ответчика соответствующих требований об уплате налога заказным письмом и получении данных требований налогоплательщиком.
Как предусмотрено пунктом 5 статьи 31 Налогового кодекса РФ, в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
При этом, согласно статье 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5 242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, обязанность по направлению налогового уведомления и требования по адресу регистрации ответчика налоговым органом не выполнена.
Нарушение порядка направления налогового требований свидетельствует о несоблюдении порядка взыскания налога, предусмотренного налоговым законодательством, что является основанием для отказа в удовлетворении требований по существу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Бартакову Сергею Юрьевичу о взыскании задолженности по налогам - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья подпись Н.В. Лазарева
Мотивированное решение изготовлено 12.10.2021 года
Копия верна.
Судья Н.В. Лазарева