Дело № 2а-276/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Чамзинка 13 июля 2020 года
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Гнатченко О.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Мичуринского сельского поселения по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов,
установил:
Прокурор Чамзинского района Республики Мордовия Письмаркин Н.Ф., действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в деятельности администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, по результатам которой установлено, что обязанность по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов осуществляется органами местного самоуправления Мичуринского сельского поселения ненадлежащим образом. Так, за период с 01 января 2020 года по 21 мая 2020 года органами местного самоуправления Мичуринского сельского поселения принято 13 нормативных правовых актов, антикоррупционная экспертиза которых не проводилась. Указанные нарушения негативно влияют на реализацию принципа противодействия коррупции, в том числе её профилактики, создают реальные предпосылки для нарушения действующего законодательства и принятия нормативных правовых актов, содержащих коррупционные факторы, нарушающих интересы Российской Федерации, права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц. Просил признать незаконным бездействие администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района, принятых в период с 01 января 2020 года по 21 мая 2020 года, возложить на администрацию сельского поселения обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района, принятых в период с 01 января 2020 года по 21 мая 2020 года.
Прокурором Чамзинского района Республики Мордовия Письмаркиным Н.Ф. в тексте административного искового заявления заявлено ходатайство о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного производства.
В судебное заседание прокурор Чамзинского района Республики Мордовия, представитель административного ответчика администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом – заказным письмом с уведомлением о вручении, при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявляли.
В соответствии со статьями 291, 292 Кодекса административного судопроизводства суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного производства в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 №2102-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Профилактика коррупции осуществляется путём проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».Согласно статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В статье 3 вышеуказанного закона закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определённой Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 4 вышеуказанного закона выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17 июля 2009 года №172-ФЗ).
Необходимость проведения экспертизы каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта с целью обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы, определена пунктом 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.
Аналогичные нормы содержатся в Положении о порядке проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, утверждённым постановлением главой Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района 05 сентября 2011 года № 43.
Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.
Между тем, проведённой 21 мая 2020 года старшим помощником прокурора Чамзинского района Спириной Е.Н. проверкой соблюдения администрацией Мичуринского сельского поселения требований антикоррупционного законодательства установлено, что за период с 01 января 2020 года по 21 мая 2020 года администрацией Мичуринского сельского поселения принято 9 нормативных правовых актов, Советом депутатов Мичуринского сельского поселения 4 нормативных правовых акта, антикоррупционная экспертиза указанных нормативных правовых актов не проводилась. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки.
Отсутствие антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления Мичуринского сельского поселения свидетельствует о непринятии администрацией муниципального образования мер по их проведению.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными нормами права, суд находит требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района и их проектов обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что указанные нарушения негативно влияют на реализацию принципа противодействия коррупции, в том числе её профилактики, создают реальные предпосылки для нарушения действующего законодательства и принятия нормативных правовых актов, содержащих коррупционные факторы, нарушающие интересы Российской Федерации, права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц, а также интересы самого муниципального образования, суд удовлетворяет требования прокурора о возложении на орган местного самоуправления обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района, принятых в период с 01 января 2020 года по 21 мая 2020 года.
С учётом изложенного, суд считает возможным возложить на орган местного самоуправления обязанность устранить имеющиеся нарушения законодательства в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями пунктов 9 и 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации издержки, понесённые судом, в связи с рассмотрением настоящего дела, возмещаются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, принятых в период с 01 января 2020 года по 21 мая 2020 года.
Возложить на администрацию Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, принятых в период с 01 января 2020 года по 21 мая 2020 года.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Чамзинского районного суда
Республики Мордовия О.А. Гнатченко