РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский 29 апреля 2013 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего: судьи Савченко С.Ю.,
при секретаре Дильмухаметовой Х.Х.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края ФИО4,
ответчика - председателя Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда Пермского края гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту прав и интересов неопределенного числа граждан к Совету депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района об обязывании внести изменения в Устав <данные изъяты> сельского поселения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного числа граждан к Совету депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района о признании незаконным бездействия Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по невнесению изменений в Устав ФИО1 сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края и об обязании внести изменения в Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края, зарегистрировав его в установленном законном порядке.
В обоснование требований указал, что решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 25 ноября 2005 года № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края (далее - Устав). Однако содержание Устава не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к нему действующим законодательством. Так, ч. 6 ст. 2 Устава не соответствует ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; пункты 4, 6 ч. 1 ст. 6 Устава не соответствует требованиям п.п. 4,6 ч. 1 ст. 14 Закона; ч. 1 ст. 6.1 Устава содержит п. 5, который Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ был исключен из ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, не содержит положения, установленного п. 11 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Так же Устав не содержит полномочия, установленного п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, абз 12 ст. 71 Устава не соответствует п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О муниципальной службе в Российской Федерации»; ст. 68.1 Устава не соответствует ст. 15 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 39 Устава, не соответствует требованиям п. 6 ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в ред от 03.12.2012г.) «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». До настоящего времени органом местного самоуправления не предприняты меры по приведению Устава в соответствие с законодательством.
Просит признать незаконным бездействие Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по невнесению изменений в Устав <данные изъяты> сельского поселения; обязать внести изменения в Устав <данные изъяты> сельского поселения и зарегистрировать их в установленном законном порядке.
Определением Октябрьского районного суда Пермского края от 29 апреля 2013 года производство по делу по иску прокурора Октябрьского района в защиту прав и интересов неопределенного числа граждан к Совету депутатов <данные изъяты> сельского поселения в части признании незаконным бездействия Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по невнесению изменений в Устав <данные изъяты> сельского поселения прекращено в связи с отказом прокурора от иска в данной части.
В судебном заседании прокурор Октябрьского района Пермского края на требованиях по возложению обязанности на ответчика обязанности внести изменения в Устав и зарегистрировать их в установленном законом порядке настаивал, по существу изложил доводы, содержащиеся в исковом заявлении.
Представитель ответчика председатель Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО5 с требованиями прокурора не согласилась и суду пояснила, что по изменениям вУстав <данные изъяты> сельского поселения проведена следующая работа: 02 апреля 2013 года Советом депутатов было принято решение « о назначении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края. Публичные слушания состоялись 22 апреля 2013 года. 07 мая 2013 года проект решения Совета депутатов « О внесении изменений и дополнений в Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края» будет утвержден и в течении 15 дней после утверждения будет направлен в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю г.Пермь для регистрации.
Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, по решению Совета Депутатов <данные изъяты> сельского поселения от 25 ноября 2005 года № 10 был принят Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края (в редакции 16 декабря 2011 года) (л.д.5-23).
Устав зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции РФ. На сегодняшний день отдельные положения Устава не соответствуют требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ (ред. от 25 декабря 2012 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, ч. 6 ст. 2 Устава противоречит ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, согласно которой, Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.
Часть 1 статьи 6 Устава относит к вопросам местного значения поселения:
- в п. 4 - организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
- в п. 6 - обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
Указанные положения противоречат ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, устанавливающей, вопросы местного значения поселения, а именно следующим пунктам:
- п. 4 - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- п. 6 - обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Часть 1 ст. 6.1 Устава содержит пункт 5 - осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года, который Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ был исключен из ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Указанная статья Устава при наличии закрытого перечня не содержит также положения, установленного п. 11 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ: оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Также, Устав не содержит полномочия, установленного п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ: в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Последний абзац 12 ст. 71 Устава гласит, что муниципальный служащий обязан сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Пункт 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О муниципальной службе в Российской Федерации» указывает на обязанность уведомления в письменной форме лишь своего непосредственного начальника.
Статья 68.1 Устава закрепляет положения о предоставлении муниципальными служащими сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В то же время ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О муниципальной службе в Российской Федерации» ведет речь о представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Статья 39 Устава посвящена вопросам избирательной комиссии, и вопреки требованиям п. 6 ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит численности указанного органа.
На основании п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - на публичные слушания должны выноситься проект Устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 02.04.2013 года были назначены публичные слушания на 22 апреля 2013 года по проекту решения Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>» (л.д. 28, 29).
Как следует из представленных ответчиком материалов, публичное слушание по проекту решения Совета депутатов сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края «О внесении изменений и дополнений в Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края» было проведено 22 апреля 2013 года, было принято считать публичные слушания состоявшимися, 07 мая 2013 года проект решения Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края» будет утвержден и в течение 15 дней после утверждения будет напрвлен в Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю для регистрации. (л.д.27).
В соответствии с ч. 4 ст. 7 ФЗ N 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, иным нормативным правовым актам РФ, а также нормативно правовым актам субъектов РФ.
Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а в силу ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Согласно ч.ч.4,6,8 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 №131-ФЗ проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:
1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Совет депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края на основании п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания вынесла проект устава муниципального образования и решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 22 апреля 2013 года был утвержден Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в новой редакции.
Однако, несмотря на это и доводы ответчика о приведении в соответствие с федеральным законодательством Устава поселения, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку в силу ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» изменения в Устав, (в том числе Устав в новой редакции), вступает в законную силу после их государственной регистрации и официального обнародования, аналогичный порядок вступления в законную силу предусмотрен и Решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 05. 2013 года.
Поскольку на момент подачи искового заявления в суд, а также на дату рассмотрения дела по существу доказательств регистрации Устава в новой редакции в установленном законном порядке и его обнародовании ответчиком в суд не представлено, в настоящее время действует Устав <данные изъяты> сельского поселения в старой редакции, не соответствующий действующему законодательству, поэтому на Совет депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по внесению изменений в Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края и регистрации их в установленном законом порядке.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя такой срок, суд учитывает, что ответчикам для выполнения решения суда потребуется зарегистрировать Устав в новой редакции, в случае отказа в регистрации - вновь пройти процедуру принятия муниципального правового акта, обнародовать Устав в новой редакции, поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для исполнения решения суда до 01 сентября 2013 года.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Совет депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского в срок до 01 сентября 2013 года внести изменения в Устав <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в соответствии с действующим законодательством и зарегистрировать их в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца, начиная с 06 мая 2013 года.
Председательствующий: подпись Савченко С.Ю.
Верно. Судья