№12-281/17
Р Е Ш Е Н И Е
01 августа 2017 судья Кировского районного суда г. Томска Корнеева Т.С.,
с участием помощника прокурора Кировского района г.Томска Кранбихлер А.В., защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, Батрацкой Е.П., потерпевшего Цынтина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске протест прокурора Кировского района г.Томска Шумихина В.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Томска от 19.06.2017 о прекращении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.5.61 КоАП РФ в отношении Кучеренко В.В., /________/ гр, уроженца /________/, проживающего по адресу: /________/,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Томска от 19.06.2017 производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.5.61 КоАП РФ в отношении Кучеренко В.В. прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Прокурор Кировского района г.Томска Шумихин В.Ю. принес на указанное постановление протест, просит указанное постановление мирового судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение. Полагает, что предоставлены доказательства вины Кучеренко В.В. в совершении вменяемого ему деяния.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Томска Кранбихлер А.В. протест поддержала по изложенным в нем основаниям.
В судебное заседание Кучеренко В.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин уважительности неявки суду не предоставил, об отложении дела не просил, в связи с чем, судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, Батрацкая Е.П. указала, что с протестом прокурора не согласны, просила в его удовлетворении отказать.
Потерпевший Цынтин А.В. полагал, что протест подлежит удовлетворению, просит отменить постановление мирового судьи от 19.06.2017.
Выслушав участников процесса, изучив жалобу и проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в том числе соблюдение процессуальных требований.
В случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу абзаца 2 части 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, наделен полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях в силу пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 28.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 2 статьи 28.1 КоАП РФ событие административного правонарушения фиксируется в протоколе (постановлении), который в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Статьи 28.4 и 28.8 КоАП РФ определяют полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.
Согласно статье 28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ.
Уведомлением от 03.05.2017 Кучеренко В.В. уведомлялся о том, что 04.05.2017 в 17.00 час. в прокуратуре Кировского района г. Томска в отношении него будет решаться вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.5.61 КоАП РФ.
Однако в указанное время не явился, защитника не направил.
04.05.2017 прокурором Кировского района г.Томска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Кучеренко В.В. в его отсутствие, копия постановления лицу, привлекаемому к административной ответственности, не вручена и не направлена, иного материалы дела не содержат – расписки в материалах дела нет, список внутренних почтовых отправлений не содержит адреса, куда направлялось почтовое отправление, не имеется отметки отделения почтовой связи о приеме такого отправления, не имеется и почтовых квитанций.
Впоследствии административные материалы были направлены для рассмотрения мировому судье.
Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении или его представителя.
В частности, в протоколе отражаются объяснения лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола указанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); лицо имеет возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); протокол должен быть подписан лицом, привлекаемым к ответственности, а в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В силу части 2 статьей 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с требованиями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Таким образом, установлено, что в нарушение требований административного законодательства Российской Федерации копия постановления не была вручена лицу, привлекаемому к административной ответственности, дело было принято мировым судьей к производству, нарушение прав стороны не было устранено ни на стадии возбуждения дела, ни на стадии его рассмотрения, до настоящего периода времени материалы дела не содержат сведений о вручении копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, указанное не явилось также и основанием для возврата материалов для устранения недостатков.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела и не предусматривает вручение извещения лично лицу либо его законному представителю.
Хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не является обязательным, у административного органа до рассмотрения дела должны быть в наличии доказательства, свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо заблаговременно (т.е. с учетом наличия разумного срока для обеспечения реализации своего права на участие в составлении протокола и рассмотрении дела) было извещено о соответствующем процессуальном действии.
Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).
Таким образом, неисполнение уполномоченными органами обязанности обеспечить Кучеренко В.В. получение копии постановления о возбуждении дела воспрепятствовали ему воспользоваться своими правами, предусмотренными статьей 28.2, частью 1 статьи 25.1, статьей 24.4 КоАП РФ.
В силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, поскольку являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей оценка данным обстоятельствам при решении вопроса о приеме дела к производству не была дана, дело не было возвращено для устранения недостатков.
Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей был допрошен потерпевший Цынтин А.В., при даче пояснений, в нарушение ст.17.9 КоАП РФ не был мировым судьей предупрежден об административной ответственности, подписка у него не отбиралась.
Данные нарушения мировым судьей процессуальных требований, установленных КоАП РФ, являются существенными, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, было лишено возможности реализовать свои права, предоставленные ему законодательством об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Томска от 19.06.2017 подлежит отмене.
Так же судом принимаются во внимание следующие обстоятельства.
Статьей 5.61 КоАП РФ установлена административная ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ч.1).
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.5.61 КоАП РФ, составляет 3 месяца.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для подачи заявления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.61 КоАП РФ, имели место 06 апреля 2017 года.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 07 июля 2017 года.
Согласно части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, наряду с отсутствием состава административного правонарушения, является истечение закрепленных в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности.
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности прерывания данного срока.
Исходя из положений вышеприведенных ст. 4.5, ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопрос о наличии состава административного правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, обсуждаться не может.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений п.4 ч.1 ст.30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 КоАП РФ, судья
решил:
Протест прокурора Кировского района г.Томска Шумихина В.Ю. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Томска от 19.06.2017 о прекращении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.5.61 КоАП РФ в отношении Кучеренко В.В. - отменить, производство по делу прекратить, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья подпись Т.С.Корнеева
Копия верна.
Судья:
Секретарь: