Судья – < Ф.И.О. >1 дело 33-12247/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2016 года <...>
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >9
судей < Ф.И.О. >8, Борисихиной С.А.
по докладу судьи краевого суда < Ф.И.О. >8
при секретаре < Ф.И.О. >3
при участии прокурора < Ф.И.О. >7
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО <...> на решение Туапсинского районного суда от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Туапсинский межрайонный прокурор обратился с исковым заявлением в интересах < Ф.И.О. >4 к администрации МО <...>, Министерству труда и социального развития Краснодарского края об обязании предоставить на условиях найма специализированное жилое помещение.
В обоснование иска указано, что в Туапсинскую межрайонную прокуратуру обратилась < Ф.И.О. >4, <...>., с заявлением о защите в судебном порядке ее жилищных прав. В ходе проведенной по обращению проверки установлено, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» < Ф.И.О. >4 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от <...> <...>-жс < Ф.И.О. >4 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеназванной категории лиц. Однако до настоящего времени жилое помещение < Ф.И.О. >4 не предоставлено. В настоящее время она проживает по адресу: <...>, п/о «Южный», <...>.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил суд обязать орган местного самоуправления - администрацию МО <...> и Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить < Ф.И.О. >4, <...> на условиях найма специализированного жилого помещения, расположенное в <...> Краснодарского края жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Представитель ответчика в лице администрации МО <...> по доверенности < Ф.И.О. >5 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Управления по опеке и попечительству по вопросам семьи и детства администрации МО <...> по доверенности < Ф.И.О. >6 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Заинтересованное лицо < Ф.И.О. >4 заявленные исковые требования поддержал и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд возражение согласно которому просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, а так же просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Обжалуемым решением суда исковые требования удовлетворены. Орган местного самоуправления администрация МО <...> и Министерство труда и социального развития Краснодарского края обязаны предоставить < Ф.И.О. >4, <...>.р., на условиях найма специализированного жилого помещения, расположенное в <...> Краснодарского края жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования <...> просит решение суда отменить в полном объеме, принять новое решение об отказе в удовлетворении, ссылаясь на то, что < Ф.И.О. >4 будет предоставлено жилье в порядке очередности по мере поступления финансовых средств.
В судебном заседании прокурор < Ф.И.О. >7 просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
< Ф.И.О. >4, представители администрации муниципального образования <...>, министерства труда и социального развития, администрации Краснодарского края, Управления по опеке и попечительству, вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <...>, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела уведомлениями Почты России, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, в возражениях не нее, выслушав лиц участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Из материалов дела следует, что в Туапсинскую межрайонную прокуратуру обратилась < Ф.И.О. >4, <...>.р., с заявлением о защите в судебном порядке ее жилищных прав. В ходе проведенной по обращению проверки установлено, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» < Ф.И.О. >4 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от <...> <...>-жс < Ф.И.О. >4 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеназванной категории лиц. Однако до настоящего времени жилое помещение < Ф.И.О. >4 не предоставлено. В настоящее время она проживает по адресу: <...>, п/о «Южный», <...>.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее-уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Законом Краснодарского края от <...> <...>-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципального образования <...>) наделены отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; приобретению, строительству (в том числе участию в долевом строительстве) жилых помещений и включению таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судебная защита прокурором интересов граждан является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
На основании изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод об обоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы о том, что удовлетворение заявления межрайонного прокурора об обеспечении < Ф.И.О. >4 жилым помещением фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных ранее в сводный список не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда по следующим основаниям. Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование Министерством труда и социального развития Краснодарского края Списка означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы жалобы об отсутствии субвенций из бюджета Краснодарского края также несостоятельны, поскольку отсутствие у субъекта Российской Федерации финансовой возможности на выполнение принятых обязательств по предоставлению мер социальной поддержки не может являться основанием для нарушения прав граждан.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции является законным, так как оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, и обоснованным, так как в нем отражены имеющие значение для данного дела фактические обстоятельства, подтвержденные проверенными апелляционным судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также то, что оно содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом обстоятельств.
Руководствуясь ст. ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Туапсинского районного суда от <...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования <...> - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>