Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-149/2020 ~ М-1-102/2020 от 25.02.2020

40RS0011-01-2020-000146-82

Дело №2а-1-149/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Козельск 11 июня 2020 года

Резолютивная часть решения суда объявлена 11 июня 2020 года

Решение суда в окончательной форме принято 19 июня 2020 года

Козельский районный суд Калужской области в составе:

председательствующего – судьи Чехолиной Е.А.,

при секретаре Максименко Е.О.,

с участием:

представителя административного истца Фоменко В.И. – адвоката Калужской специализированной коллегии адвокатов Беловой Е.Г., представившей удостоверение №212 от 22 ноября 2002 года и ордер №036095 от 02 марта 2020 года,

представителя административного ответчика администрации городского поселения «Город Козельск» - Сусликовой С.П., действующей на основании доверенности №516 от 17 марта 2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Фоменко В.И. к администрации городского поселения «Город Козельск» об оспаривании отказа и возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

25 февраля 2020 года Фоменко В.И. обратилась в суд с административным иском к администрации городского поселения «Город Козельск», в котором просила признать незаконным отказ администрации городского поселения «Город Козельск», выраженный в письме от 03 февраля 2020 года , в утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале площадью 522 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, помещение , и обязать административного ответчика принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале площадью 522 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, помещение .

В обоснование своих требований административным истцом Фоменко В.И. указано на то, что она 15 ноября 2019 года обратилась в администрацию городского поселения «Город Козельск» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале площадью 522 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, помещение , в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако, письмом от 03 февраля 2020 года, административный ответчик отказал ей в согласовании схемы земельного участка, на том основании, что она является собственником части жилого дома и в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права собственности на земельный участок необходимо обращение всех собственников здания в администрацию городского поселения «Город Козельск». С данным решением органа местного самоуправления административный истец не согласна и считает его незаконным.

Определением суда от 12 марта 2020 года к участию в деле по ходатайству административного ответчика в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального района «Козельский район».

На основании статьи 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца Фоменко В.И. и представителя заинтересованного лица администрации муниципального района «Козельский район», которые о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.

В письменном отзыве на иск заинтересованное лицо - администрация муниципального района «Козельский район» указала, что находит требования Фоменко В.И. необоснованными, указав, что утверждение схемы расположения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, одному из собственников недвижимости нарушает нормы Земельного Кодекса РФ и нарушает права второго собственника недвижимости, в связи с чем находит отказ администрации городского поселения «Город Козельск» №98 от 03 февраля 2020 года законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель административного истца Фоменко В.И – адвокат Белова Е.Г. административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика администрации городского поселения «Город Козельск» Сусликова С.П. административные исковые требования Фоменко В.И. не признала, полагала административный иск Фоменко В.И. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация и иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права и, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что Фоменко В.И. на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 01 марта 1994 года и решения Козельского районного суда Калужской области от 25 октября 2017 года является собственником жилого помещения общей площадью 54,9 кв.м с кадастровым номером в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

15 ноября 2019 года Фоменка В.И. обратилась в администрацию городского поселения «Город Козельск» с заявлением, просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 522 кв. м, расположенного в кадастровом квартале по адресу: <адрес>, помещение , относящегося к землям населенных пунктов городского поселения «Город Козельск» в зоне Ж1 (зона застройки малоэтажными жилыми домами), с видом использования – индивидуальное жилищное строительство.

К указанному заявлению были приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе; выкопировка испрашиваемого земельного участка; копия паспорта гражданина Российской Федерации на имя Фоменко В.И.; выписка из ЕГРН от 25 сентября 2019 года, удостоверяющая право собственности Фоменко В.И. на помещение, расположенные на указанном земельном участке.

Письмом исх.№98 от 02 февраля 2020 года администрация городского поселения «Город Козельск» отказала Фоменко В.И. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной к заявлению.

Отказ мотивирован тем, что согласно выписке из ЕРГН административный истец является собственником части жилого дома (жилого помещения), в связи с чем на основании ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права собственности на земельный участок должны обратиться в администрацию городского поселения «Город Козельск» совместно все собственники зданий, строения, сооружения или помещения в них.

В силу п.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пп.3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В силу положений п.2 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом (п.13 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки схемы расположения участка на кадастровом плане территории регулируется ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п.1 указанной статьи).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства ( п.2).

Из содержания пунктов 14 и 16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, органа обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и являются исчерпывающими.

Между тем, административный ответчик в своем отказе не привел какого-либо обоснования для вывода о том, что схема расположения испрашиваемого им земельного участка, представленная с заявлением об утверждении данной схемы, разработана с нарушением требований закона.

Довод администрации городского поселения «Город Козельск» в оспариваемом отказе на необходимость совместного обращения всех собственников помещений в жилом доме для приобретения права собственности на испрашиваемый земельный участок суд отклоняет ввиду следующего.

Согласно п.1 ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу п.2 ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (п.5 ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

Конституционный суд Российской Федерации в определении от 27 февраля 2018 года №441-О в очередной раз разъяснил, что пункты 2 и 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают порядок приобретения прав на неделимые земельные участки с расположенными на них зданиями, сооружениями, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, объективно обусловлен спецификой объекта и природой права общей собственности, а также характером связанных с ней отношений; он направлен на защиту прав и законных интересов всех участников общей собственности (определения от 5 марта 2004 года N 82-О, от 21 февраля 2008 года N 119-О-О, от 29 мая 2012 года N 916-О, от 24 октября 2013 года N 1587-О и от 25 октября 2016 года N 2324-О).

В судебном заседании представитель административного ответчика Сусликова С.П. показала, что земельный участок под жилым домом по <адрес>, равно как и под многоквартирным домом, до изменения статуса данного объекта решением Козельского районного суда Калужской области от 25 октября 2017 года, не формировался. Данное обстоятельство также подтверждается уведомлением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калужской области №02997-04 от 22 апреля 2020 года.

Как следует из плана расположения земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>, пом, и земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>, пом, подготовленного кадастровым инженером Подовым С.Б. 09 июня 2020 года, общая фактическая площадь земельного участка под жилым домом составляет 1056 кв.м, при этом площадь земельного участка составляет 534 кв.м, земельного участка – 522 кв.м, вместе с тем, как следует из пояснения в судебном заседании представителя административного истца, фактические границы обоих земельных участков существуют на местности продолжительное время (более 15 лет), определены забором, далее в случае утверждения административным ответчиком схемы расположения испрашиваемого земельного, в отношении него будут проведены кадастровые работы по определению границ данного земельного участка, что предполагает согласование смежной границы с собственником жилого помещения в жилом по <адрес>

Согласно статье 48 Правил землепользования и застройки муниципального образования Городское поселение «Город Козельск», утвержденных решением Районного Собрания МО МР «Козельский район» от 23 июня 2016 года № 73 (в ред. решения Районного Собрания от 21 марта 2018 года №248), установлены предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков для малоэтажной жилой застройки минимальные размеры земельных участков составляют – 0,04 га, максимальные – 0,5 га.

Таким образом, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, не является неделимым, поскольку может быть разделен на части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок, соответствующий предельным размерам, установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования Городское поселение «Город Козельск», в связи с чем ссылка административного ответчика на необходимость совместного обращения всех собственников помещений в указанном жилом доме для приобретения в собственность испрашиваемого земельного участка, в пределах которого располагается только принадлежащее Фоменко В.И. жилое помещение, является несостоятельной.

При этом следует отметить, что при подаче заявления об утверждении схемы расположения земельного участка Фоменко В.И. не указывала административному ответчику на вид права, на котором она желает приобрести испрашиваемый земельный участок, в то время как, согласно ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду; с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.

Доводы административного ответчика о том, что при составлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка Фоменко В.И. определен вид разрешенного использования земельного участка - «для индивидуального жилищного строительства», что в силу п. 4 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации является препятствием к образованию земельного участка, поскольку его образование приведет к невозможности разрешенного использования расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости, и данное обстоятельство, в свою очередь, согласно пп.3 п. 16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, также подлежат отклонению.

В пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Оспариваемое решение ссылок на основания, установленные п.4 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не содержит.

Таким образом, поскольку вопреки требованиям п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, оспариваемое решение не содержит ссылок на предусмотренные данным пунктом основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, потому данный отказ нельзя признать законным и обоснованным.

Относительно требования административного истца Фоменко В.И. в части понуждения административного ответчика принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале площадью 522 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, помещение , суд приходит к следующему.

Так, в соответствии с пунктом 1 части 2, частями 3 и 9 статьи 227 КАС РФ суд проверяет законность оспариваемого решения; в случае, если будет установлено его несоответствие закону, суд, признавая это, возлагает на административного ответчика обязанность по устранению нарушений права административного истца, которое явилось следствием незаконного решения действия (бездействия) административного ответчика.

В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков; схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; в предусмотренных законом случаях орган отказывает в утверждении схемы расположения земельного участка (часть 16).

Оспариваемое Фоменко В.И. решение не содержит каких-либо суждений компетентного органа о представленной заявителем на рассмотрение и утверждение схеме расположения земельного участка; применительно к положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации она предметом оценки компетентного органа государственной власти не являлась.

Правом ее самостоятельной проверки и оценки для целей утверждения, суд не наделен. Административный ответчик в этом вопросе обладает исключительной компетенцией, суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции.

При таких обстоятельствах, требования административного истца в этой части удовлетворению не подлежат, поскольку это не соответствует целям и задачам административного судопроизводства, противоречит нормам материального и процессуального закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ №98 ░░ 03 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 522 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ , - ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 522 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ , ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

2а-1-149/2020 ~ М-1-102/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фоменко Валентина Ивановна
Ответчики
Администрация ГП "Город Козельск"
Другие
Администрация МО МР "Козельский район"
Белова Елена Григорьевна
Суд
Козельский районный суд Калужской области
Судья
Чехолина Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
kozelsky--klg.sudrf.ru
25.02.2020Регистрация административного искового заявления
25.02.2020Передача материалов судье
27.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.05.2020Производство по делу возобновлено
25.05.2020Судебное заседание
10.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Судебное заседание
19.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее