Решение по делу № 2-339/2019 (2-6645/2018;) ~ М-5713/2018 от 20.07.2018

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                

04 марта 2019 года

                        

Красногорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Потаповой С.В.

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа <адрес>, третье лицо: Министерство имущественных отношений <адрес> о признании незаконным отказа, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к администрации городского округа <адрес> о признании незаконным отказа, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка. В обосновании иска указано, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050505:339, площадью 324 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, Красногорский муниципальный район, с.<адрес>, участок, прилегающий к участку 15, что подтверждается договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

На указанном земельном участке находится хозяйственная постройка, общей площадью 22,1 кв.м., количество этажей 1, принадлежащего истцу на праве собственности. В целях выкупа земельного участка истец обратился в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050505:339, приложив все необходимые документы. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в удовлетворении данного заявления.

Просит суд признать незаконным отказ администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в собственности за плату без проведения торгов с кадастровым номером 50:11:0050505:339, площадью 324 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, Красногорский муниципальный район, с.<адрес>, участок, прилегающий к участку 15; обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:339, площадью 324 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, Красногорский муниципальный район, с.<адрес>, участок, прилегающий к участку 15.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика исковые требования не признал по доводам, представленным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В пункте 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (пункт 3 статья 35 ЗК РФ).

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется статьей 39.1 ЗК РФ, предусматривающей формы перехода права собственности путем заключения договора аренды либо договоров купли-продажи.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании Договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса РФ (статья 39-2 ЗК РФ)

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39-17 Земельного кодекса РФ.

Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

Судом установлено, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050505:339, площадью 324 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, Красногорский муниципальный район, с.<адрес>, участок, прилегающий к участку 15, что подтверждается договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

На указанном земельном участке находится хозяйственная постройка, общей площадью 22,1 кв.м., количество этажей 1, принадлежащего истцу на праве собственности. В целях выкупа земельного участка истец обратился в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050505:339, приложив все необходимые документы. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в удовлетворении данного заявления.

Согласно части 5 статьи 39-17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39-16 Земельного кодекса РФ и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: заключение договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39-16 Земельного кодекса РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Статья 39-16 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Принимая решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, ответчик указал, что оборотоспособность спорного земельного участка ограничена, так как земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 и иными нормативными правовыми актами в сфере санитарного законодательства – во втором поясе ЗСО Рублевской станции водоподготовки.

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Согласно п. 3.4.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, боковые границы 2 пояса ЗСО водопровода или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне водохранилища или при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии: а) при равнинном рельефе местности не менее 500 м.

Согласно сведениям Росреестра по <адрес>, спорный земельный участок расположен на расстоянии 502 м. от уреза воды канала им. Москвы, рельеф местности – равнинный. В выписке из ЕГРН отсутствуют сведения о наличии на земельном участке установленных зон санитарной охраны Москвы-реки, как источника питьевого водоснабжения.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами некоторых положениий раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" даны следующие разъяснения.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац 1 пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац 2 пункта 1 указанной статьи).

По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений, и машино-мест, перепланировки помещений.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела на испрашиваемом истцом в собственность земельном участке расположена хозяйственная постройка, общей площадью 22,1 кв.м., количество этажей 1, принадлежащего истцу на праве собственности.

Доказательств оспаривания постановки вышеназванного объекта на кадастровый учет в качестве недвижимой вещи в установленном законом порядке в материалы дела не представлено.

Кроме того, у суда отсутствуют доказательства признания указанного объекта самовольной постройкой в соответствии со ст. 222 ГК РФ.

Сведений о том, что спорный земельный участок является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 Земельного кодекса РФ в материалы дела не представлены.

Пунктом 4 ст. 445 ГК РФ предусмотрено, что, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Согласно ч.2 ст. 39-4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках» установлена цена продажа земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном: трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков: относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения; относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования); вне зависимости от категории земель с разрешенным использование для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство); 2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.

Учитывая, что истец является собственником расположенного на спорном земельном участке нежилого здания, а ответчик не предоставил доказательств обоснованности отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка за плату, суд полагает, что не имеется установленных законом оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к администрации городского округа <адрес>, третье лицо: Министерство имущественных отношений <адрес> о признании незаконным отказа, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка удовлетворить.

Признать решение администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка в собственности за плату без проведения торгов с кадастровым номером 50:11:0050505:339, расположенного по адресу: <адрес>, Красногорский муниципальный район, с.<адрес>, участок, прилегающий к участку 15 незаконным.

Обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить ФИО1 в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:339, площадью 324 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Красногорский муниципальный район, сельское поселение Ильинское, <адрес>, участок, прилегающий к участку 15.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца.

Судья                              С.В. Потапова

2-339/2019 (2-6645/2018;) ~ М-5713/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Родионов Игорь Николаевич
Ответчики
Администрация г.о. Красногорск Московской области
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Потапова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
krasnogorsk--mo.sudrf.ru
20.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2018Передача материалов судье
20.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2018Подготовка дела (собеседование)
24.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2018Судебное заседание
19.12.2018Судебное заседание
16.01.2019Судебное заседание
20.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Судебное заседание
05.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2021Дело оформлено
12.02.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее