Дело №2-203/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 мая 2015 года
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Харисовой Э.Ш.,
при секретаре Мироновой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Морки
гражданское дело по иску Петрова А. П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Моркинском районе, Отделу социальной защиты населения и труда в Моркинском районе о включении периодов работы в каникулярное время в общий трудовой стаж,
установил:
Истец Петров А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе и Отделу социальной защиты населения и труда в Моркинском районе о включении в его стаж работы периодов школьных каникул за 1961-1964 годы. В обоснование требований указал, что во время школьных каникул он работал в колхозе "Большевик" Моркинского района, однако в результате пожара первичные документы сгорели, в связи с чем просит включить в общий трудовой стаж периоды работы в каникулярное время по свидетельским показаниям.
В судебном заседании истец Петров А.П. исковые требования поддержал, суду пояснил, что во время школьных каникул он работал в колхозе «Большевик». Отметок о периоде работы в трудовой книжке не делали, в то время школьникам трудовую книжку не выдавали. В бухгалтерии колхоза не могут подтвердить его участие в трудовой деятельности во время школьных каникул, так как во время пожара все первичные документы сгорели. Однако факт его работы могут подтвердить свидетели. Просит включить в общий трудовой стаж периоды работы в каникулярное время с 1 июня по 31 августа 1961г., с 1 июня по 31 августа 1962 г., с 1 июня по 31 августа 1963 г., с 1 июня по 31 августа 1964 г. по показаниям свидетелей, осуществлявших трудовую деятельность в тот же период.
Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Моркинском районе Димитриева Л.И., действующая на основании доверенности №6 от 12 января 2015 года, с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что книги учета трудового стажа и заработка колхозников колхоза "Большевик" не утрачены и находятся на хранении в архиве СПК СХА «Семисола», согласно которым истец работающим в колхозе в указанный им период не значится. При таких обстоятельствах оснований для установления стажа на основании свидетельских показаний у суда не имеются. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика Отдела социальной защиты населения и труда в Моркинском районе РМЭ Хасанова Л.Н., действующая на основании доверенности №01 от 26 января 2015 года, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд оснований для удовлетворения исковых требований не находит.
Истец Петров А.П. … года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости с 16 июня 2009 года.
На момент назначения пенсии его общий стаж, исчисленный с 15 января 1969 года, составил 39 лет 7 месяцев 20 дней
15 января 1969 года истец Петров А.П. был принят на работу в Моркинское райобъединение «С», что подтверждено трудовой книжкой от 21 января 1969 года. С 29 октября 1970 года по 22 ноября 1972 года истец служил в рядах Советской Армии.
Согласно выплатному делу №… истцу произведен перерасчет пенсии с включением в стаж работы время работы в колхозе «Большевик» на основании свидетельских показаний с 16 июня 1965 года по 31 декабря 1967 года, а также на основании книги учета трудового стажа и заработка колхозника за 1968 год. Общий трудовой стаж истца составил 42 года 7 месяцев 27 дней.
Петров А.П. обратился в пенсионный орган с заявлением о включении в трудовой стаж периодов работы в колхозе с 1961 по 1964 годы на основании свидетельских показаний граждан.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующий порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовых пенсий, устанавливает, в частности, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе свидетельскими показаниями.
В соответствии со ст.13 Закона №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п.1).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п.3).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.4).
Истцом Петровым А.П. заявлено требование о включении периодов работы до его регистрации в качестве застрахованного лица.
В соответствии с п.4 ст.13 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации постановлением от 24 июля 2002 года N 555 утвердило Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (далее - Правила).
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Исходя из п.п.28, 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно; при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе, и невозможность их получения.
Согласно абз.1 и 2 п.31 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается Пенсионным фондом РФ по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
26 марта 2015 года Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл по результатам рассмотрения заявления Петрова А.П. было принято решение об отказе в части зачета в общий трудовой стаж периодов работы в колхозе «Большевик» с 1961 по 1964 г. по тем основаниям, что представленные заявителем документы не содержат сведения о работе в колхозе «Большевик» в указанный период.
Как следует из справки архивного отдела администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район" от 2 декабря 2014 года №…, книга учета трудодней колхоза «Большевик» д.Н. с 1961 по 1964 годы на хранение в муниципальный архив не поступали.
15 декабря 1970 года колхоз «Большевик» преобразован в совхоз «Моркинский». 15 февраля 1992 года совхоз «Моркинский» реорганизован в КДП «Моркинское». 6 апреля 2000 года КДП «Моркинское» реорганизовано в СПК СХА «Моркинский». 1 октября 2004 года СПК СХА «Моркинский» реорганизована и переименована СПК СХА «Семисола».
Согласно справке ОМВД России по Моркинскому району 8 июня 1968 года в здании правления колхоза «Большевик» произошел пожар.
Свидетели Н. и К. в судебном заседании показали, что заявитель во время школьных каникул работал в колхозе «Большевик».
Факт работы свидетелей Н. и К. в указанные периоды в колхозе «Большевик» подтвержден трудовыми книжками.
Между тем показания указанных свидетелей не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно справке СПК СХА «Семисола» Моркинского района №13 от 17 марта 2015 года книга учета трудового стажа и заработка колхозника колхоза «Большевик» по д. Н. за период с 1961 по 1969 года сохранилась.
В указанной книге учета трудового стажа и заработка колхозника по д.Н. за период с 1961 по 1969 годы обобщены и отражены сведения об отработанном времени и начисленных трудоднях в целом за календарный год.
Следовательно, при наличии у работодателя документов о работе гражданина оснований для принятия свидетельских показаний в качестве доказательств, подтверждающих работу истца в спорные периоды, не имеются.
Доводы истца о том, что факт его работы в 1961-1964 годах в колхозе «Большевик» имел место, но не был оформлен документально, не могут быть приняты во внимание, поскольку книга учета труда и заработка, содержащая сведения о лицах, работавших в указанный период в колхозе «Большевик» и о количестве выработанных ими за каждый год трудоднях сохранилась, истец от своего имени как самостоятельный работник в колхозе «Большевик» работал в 1968 году, указанный период включен в трудовой стаж истца, кроме этого, имеются сведения о работе в 1961-1970 г.г матери истца П. (лицевой счет №..), а также других лиц, родившихся позже истца и не достигших 16-летнего возраста.
Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Петрова А. П. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Моркинском районе, отделу социальной защиты населения и труда в Моркинском районе о включении периодов работы в каникулярное время в общий трудовой стаж, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме через Моркинский районный суд.
Председательствующий судья Э.Ш.Харисова