Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4567/2022 ~ М-4041/2022 от 31.08.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2022 г.                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н., при ведении протокола помощником судьи Гурьяновой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-4567/2022 по заявлению Мжельского В. В. к Министерству строительства <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Мжельский В.В. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Министерства строительства <адрес>. В обоснование заявления указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ООО «<адрес>» был заключён договор о долевом участии в строительстве жилого <адрес> (строительный) по адресу: <адрес>, в границах улиц Киевской, Тухачевского, Дачная в <адрес>, в отношении двухкомнатной <адрес> (строительный) площадью 80,7 м2 на 8 этаж. Стоимость квартиры составила 1 483 733 рублей. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство строительства <адрес> с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении в реестр, т.к. его супруге ранее была оказана мера государственной поддержки путём предоставления жилого помещения. Просит признать незаконным решение Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, обязать повторно рассмотреть его заявление.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности Таркина Ю.А. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<адрес>» и Мжельским В.В. был заключен договор участия в долевом строительстве, по условиям которого застройщик (ООО «<адрес>») обязался передать дольщику (истцу) по завершении строительства двухкомнатную <адрес> (строительный) на 8 этаже дома по адресу: <адрес> (строительный), площадью 80,7 м2 (л.д.12-15). Стоимость долевого строительства составляла 1 483 733 рублей (л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ г. истец оплатил ООО «<адрес>» 1 483 733 рублей.

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А55-24979/2010 требования Мжельского В.В. о передаче жилого помещения включены в реестр требований кредиторов ООО «<адрес>» (л.д. 19-21).

Кроме того, ранее Мжельский В.В. был включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (л.д. 24).

Согласно пп.2 п.2 ст.<адрес> «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории <адрес>» Орган исполнительной власти <адрес>, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.

В соответствии с п.1.3 указанного Порядка уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является Министерство строительства <адрес>.

Из материалов дела следует, что заявитель обратился в Министерство строительства <адрес> с заявлением включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Однако решением Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , истцу было отказано во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, в связи с представлением супруге Мжельского В.В. как пострадавшему участнику долевого строительства мер государственной поддержки.

Указанное решение является актом органа государственной власти, содержащим властное волеизъявление, порождающим правовые последствия для заявителя, непосредственно нарушающим его законные интересы, в связи с чем оно может быть оспорено им в порядке, предусмотренном гл.22 КАС РФ.

В силу пп.3 п.9 ст.226 КАС РФ по делам рассматриваемой категории суд, независимо от доводов административного искового заявления, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Из изложенного выше следует, что оспариваемое решение об отказе во включении заявителя в реестр пострадавших участников долевого строительства принято уполномоченным органом в рамках его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, основания для отказа в удовлетворении заявления гражданина, на которые сослался орган государственной власти, предусмотрены соответствующим подзаконным нормативным актом. Таким образом, процедурные нормы при принятии оспариваемого решения ответчиком соблюдены.

Согласно ст. <адрес> «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории <адрес>» пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин РФ, соответствующий одновременно следующим условиям:

1) наличие договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения, заключенного с недобросовестным застройщиком, нерасторгнутого, а также не признанного ничтожным, за исключением случаев, когда у гражданина право требования на получение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве установлено судебным актом в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

2) наличие оплаты гражданином, претендующим на получение мер государственной поддержки, по договору участия в долевом строительстве и (или) договору уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве в денежной форме или посредством зачета прав требований, связанных с наличием задолженности перед ним по иным заключенным им договорам участия в долевом строительстве, оплаченным денежными средствами;

3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;

4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);

5) гражданин не является и (или) не являлся учредителем, участником и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членом коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членом его коллегиального исполнительного органа, и (или) главным бухгалтером (бухгалтером) недобросовестного застройщика, а также не имеет и (или) не имел близкого родства с такими лицами;

6) неполучение гражданином мер государственной поддержки как пострадавшим участником долевого строительства;

7) отсутствие у гражданина договора участия в долевом строительстве проблемного объекта, по которому наблюдательным советом публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" принято решение о финансировании завершения его строительства или выплате возмещения.

Согласно п.2.2 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства к заявлению пострадавшего участника долевого строительства прилагаются:

а) паспорта гражданина Российской Федерации, являющегося пострадавшим участником долевого строительства (в полном объеме, включая незаполненные страницы);

б) документов, предусмотренных действующим законодательством, подтверждающих смену фамилии, имени или отчества (при наличии);

в) договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения, заключенного с недобросовестным застройщиком, нерасторгнутого, а также не признанного ничтожным, за исключением случаев, когда у гражданина право требования на получение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве установлено судебным актом в соответствии с положениями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";

г) документов, подтверждающих право собственности (долю в праве собственности) пострадавшего участника долевого строительства на жилое помещение в проблемном объекте (объекте) (при наличии);

д) документов, подтверждающих оплату пострадавшим участником долевого строительства цены договора участия в долевом строительстве и (или) договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве в денежной форме или посредством зачета прав требований, связанных с наличием задолженности перед ним по иным заключенным им договорам участия в долевом строительстве, оплаченным денежными средствами;

е) постановления следователя, дознавателя, судьи, определения суда или приговора (выписки из приговора) по уголовному делу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);

ж) определения арбитражного суда о включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр требований участников строительства (при наличии);

з) документов, подтверждающих личность и полномочия представителя пострадавшего участника долевого строительства на подачу заявления (в случае подачи заявления представителем пострадавшего участника долевого строительства);

и) свидетельства о праве на наследство (в случае, если заявление и приложенные к нему документы подаются гражданином, являющимся наследником пострадавшего участника долевого строительства).

Копии документов, представляемые пострадавшим участником долевого строительства, должны быть заверены нотариально либо должны быть представлены с предъявлением оригинала. Копии документов, представленные с предъявлением оригинала, сличаются, заверяются должностным лицом уполномоченного органа, осуществляющим прием документов, а также непосредственно самим пострадавшим участником долевого строительства, после чего оригинал возвращается пострадавшему участнику долевого строительства.

Должностное лицо, осуществляющее прием документов, ставит на копии заявления отметку о дате его получения.В случае утери пострадавшим участником долевого строительства документов, указанных в подпунктах "в" и "д" настоящего пункта, такие документы не представляются пострадавшим участником долевого строительства при условии представления документов, указанных в подпункте "г" настоящего пункта.

Оспариваемое решение Министерства строительства <адрес> мотивировано тем, что супруге истца ранее была оказана мера государственной поддержки по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ Б путём завершения строительства проблемного объекта по адресу: <адрес> передачи в нем жилого помещения .

Ответчик указывает, что по договору долевого участия, заключенному с Мжельской Е.В. был заключен договор с ООО «Промбезопасность», привлеченным по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к проектированию, строительству, а также восстановлению и реализации прав участников долевого строительства проблемного объекта и которому были переданы права на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0109004:1285. Меры государственной поддержки лично административному истцу оказаны не были, они были оказаны его супруге опосредованно, через ООО «Промбезопасность», которому был предоставлен компенсационный земельный участок, а Мжельской Е.В. было предоставлено жилое помещение.

Оценивая законность оспариваемого решения и доводы ответчика о получении административным истцом мер государственной поддержки по другому договору участия в долевом строительстве, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.1 ст.<адрес> «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории <адрес>» к мерам государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства относятся:

1) предоставление земельного участка новому застройщику-инвестору в аренду без проведения торгов в соответствии с законодательством <адрес> для реализации масштабного инвестиционного проекта, предусмотренного государственной программой <адрес> и реализуемого в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства объектов, включенных в перечень проблемных, либо пунктом 3.1 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации;

2) предоставление субсидий объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам, конкурсному управляющему (внешнему управляющему) для завершения строительства и ввода проблемного объекта в эксплуатацию;

3) предоставление жилых помещений вне проблемного объекта пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в случаях, если:

признано нецелесообразным и (или) невозможным завершение строительства проблемного объекта;

проблемный объект исключен из перечня проблемных объектов по основаниям, установленным настоящим Законом, за исключением оснований, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 4 настоящего Закона;

в целях завершения строительства проблемного объекта уполномоченным органом проведен конкурс в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен <адрес>, удовлетворения прав требований участников долевого строительства", но при этом права требования пострадавших участников долевого строительства не были удовлетворены новым застройщиком;

4) предоставление субсидий, объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам для технологического подключения (присоединения) проблемного объекта к сетям электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения;

5) выплата денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в случаях, если:

признано нецелесообразным и (или) невозможным завершение строительства проблемного объекта;

проблемный объект исключен из перечня проблемных объектов по основаниям, установленным настоящим Законом, за исключением оснований, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 4 настоящего Закона;

в целях завершения строительства проблемного объекта министерством проведен конкурс в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен <адрес>, удовлетворения прав требований участников долевого строительства", но при этом права требования пострадавших участников долевого строительства не были удовлетворены новым застройщиком;

6) предоставление субсидий новому застройщику на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на цели завершения строительства проблемного объекта;

7) предоставление субсидий новому застройщику, объединению участников долевого строительства на возмещение затрат на внесение арендной платы за земельный участок под проблемным объектом;

8) установление с момента принятия застройщиком обязательств по завершению строительства проблемного объекта понижающих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности либо право собственности на которые не разграничено и занятые такими объектами;

9) возмещение расходов новому застройщику, объединениям граждан на проведение обследования технического состояния проблемного объекта, разработку проектной документации проблемного объекта и проведение в отношении нее государственной экспертизы;

10) предоставление пострадавшим участникам долевого строительства земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ГД "О земле";

11) завершение строительства проблемного объекта специализированной некоммерческой организацией, обеспечивающей завершение строительства таких объектов и созданной <адрес>;

12) иные меры поддержки, не запрещенные действующим законодательством.

В соответствии с п. 2, 5 ст. 6 названного закона меры поддержки пострадавшим участникам долевого строительства предоставляются однократно.

Если у пострадавшего участника долевого строительства заключены 2 и более договора участия в долевом строительстве с застройщиком (застройщиками) проблемного объекта в одном или нескольких проблемных объектах на территории <адрес>, меры поддержки предоставляются в отношении одного жилого помещения в одном из проблемных объектов по выбору пострадавшего участника долевого строительства. Финансирование завершения строительства второго и последующего жилого помещения в проблемном объекте или нескольких проблемных объектах, в том числе в случаях, когда гражданину ранее оказывалась мера государственной поддержки, осуществляется участником долевого строительства самостоятельно.

Меры государственной поддержки могут предоставляться как непосредственно пострадавшему участнику долевого строительства, так и опосредованно через нового застройщика, нового застройщика-инвестора, что указывается в соглашении о завершении строительства проблемного объекта и удовлетворении прав требований пострадавших участников долевого строительства (при наличии) и (или) соглашении о реализации масштабного инвестиционного проекта, реализуемого новым застройщиком-инвестором, заключаемом между Уполномоченным органом и новым застройщиком-инвестором.

Между тем, предоставление мер государственной поддержки супругу пострадавшего участника долевого строительства к мерам государственной поддержки, указанным в п.1 ст.<адрес> «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории <адрес>», не отнесён.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ право собственности Мжельской Е.В. (супруги истца) на долю в объекте незавершенного строительства – жилом <адрес> (строительный) по <адрес> районного суда <адрес> (л.д. 22-23). ДД.ММ.ГГГГ право собственности Мжельской Е.В. было зарегистрировано, а соглашение с ООО «Промбезопасность» было заключено только ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, передача супруге истца жилого помещения была осуществлена без участия Министерства строительства <адрес> и мер государственной поддержки.

При недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения органа государственной власти, суд признаёт такое решение незаконным, не проверяя наличие иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (п.61 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ»).

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

Установленный статьей 219 КАС РФ срок обращения в суд с заявленными требованиями административным истцом не пропущен.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Мжельского В. В. к Министерству строительства <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

    Признать незаконным решение Министерства строительства <адрес> об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № МС/5144.

    Обязать Министерство строительства <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Мжельского В. В., заново рассмотрев и приняв решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья            подпись             М.Н. Ретина

Копия верна.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-4567/2022 ~ М-4041/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мжельский В.В.
Ответчики
Министерство строительства Самарской области
Другие
Миронова М.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Ретина М. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
31.08.2022Регистрация административного искового заявления
01.09.2022Передача материалов судье
05.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
05.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.09.2022Предварительное судебное заседание
30.09.2022Судебное заседание
06.10.2022Судебное заседание
17.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2023Дело оформлено
22.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее