Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-756/2020 ~ М-337/2020 от 04.02.2020

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

17 марта 2020 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-756/2020 по иску Смирновой А. Ф. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2020 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-756/2020 по иску Смирновой А. Ф. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,

установил:

Смирнова А.Ф. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что 30.10.2019 г. приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара №2975 ей было отказано в предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес> с кадастровым номером в связи с тем, что фактическая конфигурация и линейные размеры нежилого здания с кадастровым номером не соответствуют сведениям, указанным в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Приказ ею получен по почте 3.11.2019 г. Площадь нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером составляет 61,7 м2. Просит признать незаконным приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара №2975 от 30.10.2019 г.

В судебном заседании представитель заявительницы по доверенности от 14.05.2018 г. Алексеева Л.Ф. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности от 11.12.2019 г. №599 Ткаченко И.В. в судебном заседании иск не признала.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о государственной регистрации права собственности истицы на здание площадью 61,7 м2 по адресу: <адрес> кадастровый (л.д. 78-80).

Из технического паспорта здания (л.д. 37-42) усматривается, что в 2007 г. оно использовалось для размещения мини-магазина «Продукты», имеет площадь застройки 86 м2, из которых 3 м2 занимает тамбур, не учтённый при расчёте общей площади здания. Площадь застройки основной части здания составляет 83 м2.

12.08.2019 г. истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/4352 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером занимаемого мини-магазином «Продукты», без проведения торгов (л.д. 95-97).

19.08.2019 г. заявление Смирновой А.Ф. передано на рассмотрение ответчику.

Приказом от 30.10.2019 г. №2975 (л.д. 17-19) Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истице в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка по основаниям, предусмотренным пп.1 ст.39.16 ЗК РФ (с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов) и п.2 ст.10.11 Закона Самарской области «О земле» (наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия).

Отказ в предоставлении земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявительницы, в связи с чем может быть оспорен ею в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учёта в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Соответственно, подача истицей ответчику заявления о предоставлении земельного участка представляла собой реализацию шестого этапа вышеописанной процедуры.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделён полномочиями по приёму заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях, пп.1 п.1 указанного постановления). Руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделён полномочиями по принятию решений об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.4 п.2 указанного постановления).

Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истицы о предоставлении земельного участка и принять решение по существу заявления.

Специальной процедуры принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка закон не устанавливает.

В соответствии с п.5 ст.39.17 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в его предоставлении, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трёх экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно пп.1 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В соответствии с п.31 ст.34 ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (регистрационный номер 171-ФЗ за 2017 г.) до 1.01.2020 г. исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, были вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ, наряду с основаниями для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными ст.39.16 ЗК РФ. Соответствующий закон субъекта РФ мог быть принят не позднее 1.01.2016 г.

Статья 10.11 Закона Самарской области «О земле», установившая дополнительный региональный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, введена в действие Законом Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле»», хотя и подписанным Губернатором Самарской области 11.01.2016 г., но принятым Самарской губернской думой 22.12.2015 г., т.е. до 1.01.2016 г., в срок, установленный федеральным законодателем.

Оба правовых основания отказа в предоставлении испрашиваемого истцами земельного участка связаны с одними и теми же фактическими обстоятельствами, в связи с чем проверяются судом одновременно.

Отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ответчик указал, что, как установлено по результатам осмотра, площадные и технические характеристики здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке, не соответствуют сведения, указанным в выписке из ЕГРН от 26.08.2019 г. №63/01/012019-210736, и право собственности заявительницы на объект недвижимости, фактически расположенный на земельном участке, не зарегистрировано.

Оспаривая решение ответчика, истица ссылается на то, что площадь здания соответствует техническому паспорту 2007 г., а также на то, что ранее земельный участок предоставлялся в аренду. Признаёт, что здание подвергалось самовольной реконструкции, однако утверждает, что в настоящее время оно приведено в первоначальное состояние.

Как установлено в ходе разбирательства дела, истица приобрела право собственности на здание с кадастровым номером 1.08.2016 г. на основании договора купли-продажи.

Первым собственником здания являлась Кузнецова Г.А., приобретшая обозначенное право на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 5.12.2006 г. по делу №А55-12976/2006 (л.д. 31-32).

Из материалов кадастрового дела на испрашиваемый истицей земельный участок с кадастровым номером (л.д. 118-155) усматривается, что он был сформирован на основании распоряжения Администрации Кировского района г. Самары от 29.12.2001 г. №1201 (л.д. 121-122) о предоставлении Кузнецовой Г.А. в аренду на 3 года земельного участка площадью 80 м2 для установки временного кафе. С заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учёт Кузнецова Г.А. обратилась 20.12.2004 г. (л.д. 118), земельному участку был присвоен указанный выше кадастровый номер.

Распоряжением Администрации Кировского района г. Самары от 26.09.2005 г. №1257 (л.д. 136-137) тот же земельный участок был вновь предоставлен в аренду Кузнецовой Г.А., но уже для размещения временного мини-магазина «Продукты».

17.11.2005 г. было проведено межевание земельного участка (л.д. 147-151).

По заявлению Кузнецовой Г.А. от 6.12.2005 г. (л.д. 133) были внесены изменения в сведения государственного земельного кадастра в части указания целевого назначения и описания границ земельного участка (л.д. 154-155).

Площадь земельного участка по материалам межевания составляет 80±3 м2 (л.д. 150).

Однако площадь застройки здания с кадастровым номером превышает указанную величину.

Как установлено вступившими в законную силу судебными актами - решением Кировского районного суда г. Самары от 13.02.2019 г. (л.д. 51-52), решением Октябрьского районного суда г. Самары от 26.11.2019 г. (л.д. 64-67, 179-181), имеющими преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, площадь земельного участка, занимаемого объектом, включая проекцию крыши на землю составляет 118,06 м2, а включая площадь плиты основания – 130,89 м2. При этом в площадь непосредственной застройки входит часть земельного участка с кадастровым номером площадью 6 м2.

Представленным самой же истицей заключением кадастрового инженера Семиновича Д.Т. от 15.03.2020 г. (л.д. 156-165) подтверждается, что фактически существующая на момент осмотра крыша здания проецируется на смежные земельные участки с кадастровыми номерами По данным обмера площадь непосредственно застроенной зданием части земельного участка с кадастровым номером составляет 4 м2.

Иными словами, здание расположено не только на испрашиваемом, но частично и на смежном земельных участках.

Согласно реестровой выписке от 26.08.2019 г. №63/01/012019-210736 границы здания с кадастровым номером имеют форму четырёхугольника (л.д. 80).

Из технического же паспорта следует, что к четырёхугольной основной части здания примыкает тамбур (л.д. 87, 88). Факт наличия тамбура на день рассмотрения дела подтверждается заключением кадастрового инженера Семиновича Д.Т. от 15.03.2020 г. (л.д. 159 об., 160 об., 161).

Следовательно, сведения Единого государственного реестра недвижимости о здании с кадастровым номером 63:01:0216001:1625, изложенные в полученной ответчиком в порядке межведомственного информационного взаимодействия реестровой выписке, не соответствуют фактическому состоянию здания.

Таким образом, имеет место противоречие между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных заявителями документах, в частности, в техническом паспорте на расположенное на земельном участке здание, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а именно в реестровой выписке, что являлось достаточным основанием для принятия ответчиком оспариваемого истицей решения (п.2 ст.10.11 Закона Самарской области «О земле»).

Доводы истицы о том, что состояние здания соответствует его состоянию в 2007 г., когда на него было зарегистрировано право собственности Кузнецовой Г.А. при рассмотрении настоящего дела правового значения не имеют, поскольку основанием для отказа в предоставлении земельного участка явилось наличие противоречий между документами, представленными заявительницей, и документами, полученными ответчиком, а именно несоответствие содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о конфигурации и площади здания его конфигурации и площади, существующим в действительности и отражённым в техническом паспорте.

Для устранения данного препятствия в предоставлении земельного участка истице необходимо либо привести здание в состояние, соответствующее реестровым сведениям, либо, при наличии к тому оснований, внести изменения в сведения о характеристиках здания, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

Доводы истицы о том, что в отношении земельного участка ранее заключался договор аренды, не имеют правового значения для разрешения настоящего дела. У уполномоченного органа отсутствует обязанность предоставлять в аренду земельный участок на том лишь основании, что ранее он уже предоставлялся в аренду иным уполномоченным органом по нормам земельного законодательства, утратившим в настоящее время силу.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31.03.2020 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья                        Секретарь

2а-756/2020 ~ М-337/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнова А.Ф.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
04.02.2020Регистрация административного искового заявления
05.02.2020Передача материалов судье
07.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2020Подготовка дела (собеседование)
27.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее